Взаимодействие с родителями обучающихся как фактор успешного освоения образовательных программ.
статья на тему

Гусарова Татьяна Анатольевна

В статье описана система работы с родителями в отделе предшколного образования в ГБНОУ "СПБ ГДТЮ". Выделены несколько блоков системы работы с родителями, Обозначены формы взаимодействия с семьей обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_gusarova.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями обучающихся как фактор успешного освоения образовательных программ

Отдел предшкольного образования (далее ОПО) в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных был создан в 2008 году на базе Школы раннего развития отдела Художественного воспитания.

В ОПО реализуется несколько дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей дошкольного возраста. Комплексная программа «Раскрытие природных возможностей ребёнка» включает в себя следующие подпрограммы:

  1. «Развитие речи»
  2. «Развивающие игры»
  3. «Весёлые нотки» (музыкальное развитие детей дошкольного возраста)
  4. «Изобразительная деятельность»
  5. «Художественное слово»
  6. «Увлекательная математика»
  7. «Хореография»
  8. «Азбука природы»
  9. «Шахматы для малышей»

10.«Измеряем мир ладошками»

11.«История города»

Комплексная программа рассчитана на детей в возрасте 3-6 лет. От года к году у детей увеличивается количество предметов, изменяется, усложняется содержание программ.

Система работы с родителями в отделе предшкольного образования строится по нескольким направлениям. Мы выделяем 5 компонентов-блоков в этой системе:

1 блок – административный;

2 блок – организационный;

3 блок – педагогический;

4 блок – консультативный;

5 блок – инициативный.

1 блок – административный – это работа с родителями, осуществляемая администрацией нашего отдела.

Первое знакомство и с родителями, и с ребёнком происходит в период приёмной кампании. Как правило, запись во все коллективы Дворца творчества юных начинается с 25 августа по 10 сентября.

Во время первой беседы с родителями выявляются их потребности, возможности. Педагоги-консультанты помогают выбрать для каждого ребёнка подходящий образовательный маршрут.

В сентябре администрацией, которую возглавляет заведующая отделом Косенкова Елизавета Евгеньевна, проводятся родительские собрания. Цель этих собраний: кратко познакомить родителей с содержанием образовательных программ, представить педагогов, заключить договоры. Родителям предлагается заполнить анкету «Давайте познакомимся» (см. прил. 1).

2 блок – организационный – работа с родителями, проводимая педагогами организаторами.

В нашем отделе благодаря стараниям педагога-организатора Потаповой М. И. отлично налажено интернет-общение с родителями как зачисленных на обучение детей, так и с родителями, дети которых зачислены в «резерв». Интерес к занятиям в ОПО у горожан очень большой. Все группы полностью укомплектованы.

Другая сторона деятельности педагогов-организаторов связана с проведением праздников, экскурсий, тематических встреч. Наши дети совместно с родителями посещают семейные абонементы: «Малыши в Эрмитаже», «Музыкальная азбука». В ОПО существует многолетняя традиция проведения концертов музыкального абонемента для дошкольников. Последние несколько лет ведущей этих концертов является педагог нашего отдела Запека Н. Н.

Педагог-организатор Гиголо С.С. организует интереснейшие интерактивные экскурсии и программы по залам Аничкова дворца: «В поисках приведения», «Спасите сказку» и др. Дети вместе с родителями становятся участниками этих экскурсий.

В конце мая педагоги отдела в вместе с родителями организуют праздник для выпускников отдела предшкольного образования. Дети участвуют и в праздничном концерте, и присутствуют на балу в главном здании Аничкова дворца, и выезжают с родителями в ЦПКиО им. Кирова, где для них проводится игра «В поисках клада».

3 блок - педагогический. В системе работы с родителями это основной компонент.

Этот блок включает в себя все виды взаимодействий с родителями и детьми, организуемые педагогами нашего отдела. Педагоги в течение всего учебного процесса общаются с родителями учащихся: отвечают на вопросы, помогают в разрешении индивидуальных проблем детей, стараются создавать гармоничный микроклимат как внутри детской группы, так и в микроколлективах взрослых и решают многие другие вопросы.

Традицией нашего отдела стало проведение открытых занятий в конце каждого полугодия (в декабре и в мае). Все желающие (мамы, папы, бабушки, дедушки) приглашаются на эти занятия, в конце которых педагоги отвечают на вопросы родителей, знакомят с результатами диагностической работы, высказывают свои пожелания. Для получения обратной связи мы используем анкеты (материалы из опыта наших коллег Санкт-Петербурга) (см. прил.2), которые заполняют родители после посещения открытых занятий. Все пожелания, замечания, предложения мы, конечно, стараемся учитывать в своей дальнейшей работе.

Педагогами отдела в течение учебного года проводятся тематические родительские собрания, периодически организуются лекции для родителей, составляются памятки и рекомендации для родителей (см. прил.3). Педагоги отдела проводят тематические экскурсии для детей и родителей.

Педагог дополнительного образования ОПО Вошко Т. В., являясь также сотрудником отдела музейной педагогики Русского музея, организует экскурсии в разных музеях города. В нашем отделе работает очень опытный педагог Ильина Н. Н.. Дети вместе с родителями присутствуют на всех её занятиях по петербурговедению и совершают интересные пешеходные экскурсии.

Ежегодно весной дети с родителями приглашаются на экскурсию в эколого-биологический центр «Крестовский остров».

4 блок – консультативный.

В отделе предшкольного образования работают  психолог, методист, логопед. При желании и необходимости родители могут записаться на индивидуальные консультации к этим специалистам. Для облегчения взаимодействия в ОПО существует «Журнал консультаций», где родители оставляю свои контактные данные. Специалисты отдела связываются с родителями и договариваются о встрече в удобное для всех время. Также психолог осуществляет консультативную помощь для родителей и педагогов, в случае сложностей в поведении детей на занятиях и коммуникативных взаимодействиях детей.

5 блок – инициативный.

Часто родители учащихся сами выступают с инициативой проведения каких-либо мероприятий. В игровой комнате отмечаются праздники, дни рождения детей. Администрацией отдела всегда поддерживаются такие добрые начинания.

В нашем Учреждении реализуется программа «Я – дворцовец!». Все её  мероприятия представляют собой некую циклограмму, предусматривающую традиционные, но ставшие дорогими для всех дворцовцев события, например: праздник «Здравствуй, сказочный Дворец!» в начале учебного года, запись в библиотеку и посещение Универсального читального зала библиотеки императора Александра III, акция «Свеча памяти», посвящённая Дню полного снятия блокады Ленинграда, выступления дошкольников на открытии конференций, например, таких как «Будущее сильной России – в высоких технологиях», на выставке «Планета детства» в Ленэкспо и многие другие. Безусловно, наши дети посещают такие мероприятия в сопровождении родителей, бабушек, дедушек. Это становится предметом обсуждения в кругу семьи, способствует её сплочению, помогает формированию ценностных ориентаций.

       

Педагоги отдела находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок-родитель-педагог» и принимая положение о ведущем значении домашней среды в воспитании, развитии и социальной адаптации ребёнка. В условиях доверительного и уважительного сотрудничества педагогов с семьёй достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.


 

Приложение 1.

Анкета для родителей

"Давайте познакомимся"

Мы хотим лучше узнать Вашего малыша, пожалуйста, расскажите о нём.

Фамилия и имя ребёнка: _______________________________________.

Дата рождения: ___________________ Возраст ______ г. ________ мес.

Как Вы называете ребёнка дома (включая ласкательные имена):_________________________________________________________

 

Имя и отчество тех взрослых, которые будут приводить ребёнка на занятия (мамы, папы, бабушки, дедушки, няни…)______________________________

_________________________________________________________________

Если у малыша есть братишки или сестрёнки, назовите их имя и возраст:__________________________________________________________

На какие особенности Вашего ребёнка Вы бы хотели обратить внимание педагогов (нужное подчеркнуть): застенчивость; возбудимость; плохая контактность с детьми, со взрослыми; различные страхи; другие особенности:_________________________________________________________________________________________________________________________

Вы ожидаете, что наши занятия с детьми будут способствовать (нужнее подчеркнуть):

- общему развитию малыша;

- пробуждения у него интереса к книге;

- приобретению навыков работы в коллективе;

- развитию коммуникабельности, умению налаживать контакты с другими; детьми;

- развитие способности адаптироваться в разных социальных условиях;

- другие ожидания:________________________________________________________.

Любимые книги Вашего ребёнка:__________________________________________________________.

Спасибо!


Приложение 2.

Анкета для родителей

1. Понравилось ли Вам занятие?

2. Что особенно запомнилось на занятии?

3. Какой творческий рост в своём ребёнке Вы заметили?

4. Выполнял ли Ваш ребёнок подобные задания дома?

5. Считаете ли Вы, что задания носят посильный характер?

6. Что, на Ваш взгляд, можно изменить или дополнить при проведении занятия?

7. Чему, по Вашему мнению, следует ребёнка обучить, какие навыки прививать?

_____________________________________________________________________________

Спасибо!


Приложение 3.

Рекомендации для родителей,

желающих проживать процесс освоения образовательных программ

 вместе со своим ребёнком

  1. Каждое занятие – это большой шаг вперёд. Пожалуйста, не пропускайте занятия без уважительной причины.

     Не    отставайте!

  1. Старайтесь повторять вместе с ребёнком новые слова

     и конструкции. Это развивает память в любом возрасте.

  1. Пусть у ребёнка всегда будут на виду иллюстрации по изучаемым темам.

  1. Просите ребёнка называть окружающие предметы, высказывать свои впечатления.

  1. Рисуйте вместе с детьми, называйте и подписывайте рисунки ребёнка.

  1. Поддерживайте и хвалите своего ребёнка даже за малейшие успехи.

  1. Не забывайте играть с Вашим ребёнком!

  1. Задавайте вопросы педагогу. Не стесняйтесь узнать больше!

  1. Верьте в успех, фантазируйте и получайте удовольствие от одного из самых увлекательных и полезных занятий на свете – воспитания ребёнка!

С уважением, педагоги отдела предшкольного образования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья.

в даной презентации размещена информация оСоздании современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья...

«Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающие успешное освоение образовательной программы детьми с ОВЗ»

Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающие успешное освоение образовательной программы детьми с ОВЗ» Сенсорная комната – это организованная особым образ...

Раздел 1. Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Раздел 1. Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией...

Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, за последние 3 года.

Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, за последние 3года,муниципального автономного дошкольного образовательного учрежден...

Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов.

Результаты представлены в виде сводного отчета и аналитических справок об обследовании по годам....

Раздел 1. Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Раздел 1. Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией...