Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"
методическая разработка по теме

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Одна из годовых задач нашего учреждения на 2014-2015 учебный год звучит так: В условиях введения ФГОС  способствовать всестороннему развитию личности детей, формированию прочных навыков учебной деятельности на основе гуманистической педагогики, используя методы и приемы личностно - ориентированного обучения. Повышать качество воспитательно-образовательной работы и улучшать  её конкретные результаты  через комплексный подход в формировании социально-активной личности и нравственных ценностей дошкольников и младших школьников.

Эта задача решается через повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в ОУ по формированию основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных культурных ценностей.

На мой взгляд, формирование толерантности, то есть принятие других, не таких как ты, необходимо начинать с принятия себя самого. Культуры, обычаев, ценностей своего народа.



Предварительный просмотр:

«Формы и методы работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию социально — нравственных качеств и толерантности дошкольников »

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам — понимание толерантности как уважение чужого мнения в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

Основа толерантности — признание права на отличие. Ответственность за внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике. Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения. Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и образовательной деятельности.

Для формирования привычек нравственного поведения у детей  дошкольного возраста:

можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

Первая группа методов:

Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

— метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

— художественная литература: оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям (сказки «Разумница», «Крошечка-Хаврошечка», произведения С.Михалкова «Равнодушная ворона», А.Барто «Вовка-добрая душа», В.Осеевой «Волшебное слово» и «Отомстила», О.Уальда «Мальчик-звезда», «Р.Киплинга „Маугли“ и др.), наряду с чтением литературных произведений разучиваются пословицы о дружбе и доброте.

Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

— игра: известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

— наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

Вторая группа методов:

Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

 метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек (ритуалы приветствия и прощания: «Привет другу», «Мы разные», «Дружба»).

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

— личный пример авторитетного взрослого.

Третья группа методов:

Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей:

- поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков; (например) игры-этюды: «Поссорились-помирились», «Дружная семейка» и т.д.

-      высказывание неодобрения отрицательных поступков.

Например: «Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло?»

-       оценка только поступка, а не личности ребенка.

Например: «Я уверена, что ты так больше делать не будешь?»,  «Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват?»

Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.

На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача — воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов. Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать — значит понимать, поддерживать, верить.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений.

Вся работа строится в трех направлениях:

1. Работа с детьми.

Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуют большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) национальные подвижные игры;

4) проведение народных праздников;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

2. Работа с родителями.

1) оформление информационных стендов;

2) выпуск памяток, буклетов;

3) консультации, например «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;

4) экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

5) организация фотовыставок;

6) недели культуры различных народов;

7) тренинги толерантного поведения;

3. Работа родителей с детьми.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

1) в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2) совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм для куклы;

3) совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

4) конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни;

5) родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;

6) национальные игры бабушек и дедушек.

Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать — значит понимать, поддерживать, верить.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).

Литература:

1.  В.Пономарева Что такое Толерантность? // Познавательный Интернет-журнал «Школа жизни.ru. — 2009.

2.  Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. — 2002. -№ 15. — С.6-11.

3.  Клепцова Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям / Дошкольное воспитание. № 4, 2007. — С. 92-96.

4.  Куликовская И.Э. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. М.: Педагогическое сообщество России. 2004. −160 с.

5.  Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями целый мир (социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет). — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.

6. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С.51-57.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей» ГОУ ТО «Суворовская начальная общеобразовательная школа»

Слайд 2

Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека

Слайд 3

Толерантная личность: терпимый и терпеливый; считающийся с чужими мнениями и интересами; умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; уважающий окружающих и уважаемый ими; уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; заботливый, сострадающий, поддерживающий; патриот своей Родины, заботящийся о ее процветании; человек, берегущий природу и культуру; трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Слайд 4

Для формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста: можно выделить 3 группы методов. 1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок). 2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения. 3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Слайд 5

Первая группа методов: Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) метод беседа; художественная литература; игра; наглядные методы.

Слайд 6

Вторая группа методов: Методы создания у детей практического опыта социального поведения метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек; целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением; личный пример авторитетного взрослого.

Слайд 7

Третья группа методов: Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков; высказывание неодобрения отрицательных поступков; оценка только поступка, а не личности ребенка.

Слайд 8

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа ознакомление ребенка с правами и обязанностями людей; полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу; ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его.

Слайд 9

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Слайд 10

Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.

Слайд 11

Вся работа строится в трех направлениях 1. Работа с детьми. 2. Работа с родителями. 3. Работа родителей с детьми.

Слайд 12

Работа с детьми. 1) проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников; 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников; 3) национальные подвижные игры; 4) проведение народных праздников; 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран; 7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах; 8) игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов; 9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Слайд 13

Работа с родителями 1) оформление информационных стендов; 2) выпуск памяток, буклетов; 3) консультации; 4) организация фотовыставок; 5) недели культуры различных народов; 6) тренинги толерантного поведения.

Слайд 14

Работа родителей с детьми. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. 1) в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей; 2) совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм для куклы; 3) совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.; 4) конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни; 5) родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.; 6) национальные игры бабушек и дедушек.

Слайд 15

Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя.

Слайд 16

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тренинг толерантности для педагогов

Терпением мы можем добиться больше, чем силой.

Э.Берн

Каждая нетерпимость есть знак слабости.

Сотрудничество есть подтверждение равновесия.

Н.Рерих

Мы можем изменить только  одного человека – себя

(народная мудрость)

 

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности  в настоящее время обращается всё больше исследователей.

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора  отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которые не навязываются, а приобретается каждым  человеком в детстве  через систему воспитания и обогащается через  собственный жизненный опыт.

Более глубокое понимание толерантности может быть достигнуто через проявление её противоположности – интолерантности (или нетерпения).

Интолерантность основывается на убеждении, что моя система  взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого человека только за то, что он  выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.

Проявление терпимости включает:

- равноправие,

- взаимоуважение,

- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом,

- равные возможности для участия  во всех сферах жизни для всех членов общества,

- сохранение и развитие  культурной самобытности и языков национальных меньшинств,

- возможность следовать своим традициям,

- свобода вероисповедания,

-  сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,

- позитивная лексика в наиболее уязвимых  межэтнических отношений и отношений между полами.

Проявление нетерпимости включает:

- оскорбления, насмешки,

- игнорирование (отказ в признании, беседе),

-негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик),

- этноцентризм (оценка жизненных явлений только через ценности  и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими),

- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей),

- преследование, запугивание, угрозы,

- дискриминация, расизм,

- национализм,

- эксплуатация  (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения),

- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.

Таким образом, толерантность  является  важной составляющей  психологической  культуры любого человека. Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности  педагога.

Одной из интересных  и эффективных форм работы  с педагогами, являются тренинговые занятия.

ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Цели:

осознание педагогами своей индивидуальности;

познакомить с понятием “толерантность”;

показать, что толерантность к себе и толерантность к другим  тесно связаны;

помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Задачи:

создание комфортного психологического климата в группе;

создание условий для самопознания и приобретения  опыта позитивного общения.

Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Никто не может любить другого,

 если до этого не полюбил себя…

Эразм Роттердамский

1. Упражнение «Аплодисменты».

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, вы почувствовали вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни»

2. Упражнение «Смысл имени».

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим  именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас,  которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

3. Упражнение «Мы с вами похожи».

Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива.

Участники садятся в круг. Психолог приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «…., выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или наши имена на «ю»; или мы работаем в одном учреждении; мы одного роста…)».Участник становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из педагогов по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.

4. Моя памятка на «черный день».

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

5.Упражнение « Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза

Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

2. Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?

3. Какого  отношения Вы ждёте к себе  как уникальной и неповторимой личности.

6. Знакомство с понятием “толерантность”.

«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому очень полезно  бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.

7.Упражнение «Я люблю тебя…»

«Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.

Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.

(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.  Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?

2.  Что Вы при этом чувствовали

8. “Я заслуживаю…”

Хочу предложить Вам упражнение, вернее, игру : “Я заслуживаю...”.

« Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много  таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые Вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните всё  то хорошее, что у Вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т.п.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим»

9. «Я желаю себе и другим…»

Завершая наше занятие, я предлагаю последнее упражнение. Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

 Список литературы

1.      Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

2.     Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение., М., 2002.

3.      Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.

4.      Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.

5.      Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.

6.      Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.

7.      Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.ний (теория и практика). 8.      «Воспитание школьников» №3 2008г.



Предварительный просмотр:

Моя памятка на «черный день»

«Мои лучшие черты»

«Мои способности и таланты»

«Мои достижения»

Моя памятка на «черный день»

«Мои лучшие черты»

«Мои способности и таланты»

«Мои достижения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Мастер - класс для педагогов "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природные  явления, объекты, взаимосвязи в фантазийной форме.        Формирует экологическое,...

Конспект занятия по формированию основ безопасности дошкольников в младшей группе «Правила поведения в общественном транспорте».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.Задачи:      -Познакомить со знаком автобусной остановки;-Закрепить с детьми понятия «водитель&ra...

Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров....

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

Принципы формирования экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание....