Доклад "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с малой Родиной"
статья (старшая группа) на тему

Слободскова Елена Владимировна

Патриотическое воспитание одно из ведущих направлений воспитания детей. Беседы о малой Родине, о ВеликойОтечественной войне, праздник Защитников Отечества и многое, многое другое.

Конкурсы рисунков и соревнования, выставки поделок и утренники и многое-многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Зернышко» села Репное»

Балашовского района  Саратовской области

Доклад

Патриотическое воспитание дошкольников

в процессе знакомства с малой Родиной

                                                  Работу подготовила

                                                               воспитатель старшей группы

Слободскова Елена Владимировна

2015 год

   Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего детства необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

   Чтобы подготовить тему доклада мы решили подготовить проект, т.к. метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Нами был разработан и осуществлен проект с детьми и родителями : «Родной свой край люби и знай».

  Цель: проект направлен на формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, природе,  культуре, стране на основе  историко – национальных и природных особенностей родного края и страны.

  Задачи: 1. Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины.

                 2. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.

Тип проекта: тематический.

Срок пректа: долгосрочный с января по май.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Система и последовательность работы:

 - Семья

 - Мой дом

- Родное село

 - Природа нашего края

 - Народные праздники

 - Символика России

 - 70 – летие победы русского народа в ВОВ

  Формы работы

 - с детьми:

Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, дидактические и сюжетно – ролевые игры; выставки рисунков, чтение рассказов, заучивание стихов, утренники, развлечения, конкурсы, экскурсии .

 - с родителями:

Беседы, консультации, фотоконкурс, конкурс поделок, посещение храма, музея.

Как проходил наш проект:

Все начинается в семье. Позиция родителей является основой семейного воспитания. Мы всегда в своей работе сотрудничаем с родителями. Так было и в этот раз.

Провели беседу на тему « Моя семья». Попросили родителей принести семейные альбомы. Когда рассматривали фотоальбомы, дети рассказывали не только о том, кто изображен на фото, но и когда был сделан снимок, кто чем занимается в это время и какое было настроение.

Для пап дети к 23 февраля сделали поделки «Для любимых папочек будет стильный галстучек».

По нашей просьбе дети принесли фото пап и дедушек, которые служили в рядах Советской и Российской  Армии. Организовали выставку «Защитники Отечества». Дети с радостью делились впечатлениями о службе пап и дедушек.

Затем провели конкурс: « Мы сильные, ловки, смелые», где дети соревновались в быстроте и ловкости.

  Для мам и детей был объявлен конкурс поделок по мотивам скаок. Были представлены поделки из различных материалов. Представляем вашему вниманию победителей конкурса.

Провели утренник: «Мамочка любимая». А подарили мамам…

  Родителям было дано задание узнать об истории села и названии улиц.

Была организована поисковая работа. Родители обращались к книгам; пользовались информацией в интернете.

На занятии дети обменивались информацией, предлагали свои версии возникновения некоторых названий улиц.

Например, дети узнали, что улица Гореловка названа так, потому, что часто горели дома; Красноулька – здесь жили богатые люди.

Дети вместе с родителями нарисовали свои дома, причем передавая их характерные особенности.

Мы оформили выставку рисунков, но не могли придумать название, т.к. дома расположены на разных улицах села, а нам хотелось их объединить. Тогда мы предложили детям «построить» новую улицу в нашем селе и назвать ее «Дружба». Так получилась выставка «Улица Дружбы».

Для знакомства с историей села Репное мы использовали фотодокументы из книги В.О.Назарова.

Оформили альбом «Село Репное». Дети были удивлены, что Репное означает Озеро.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие соблюдали обычаи? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы -  значит восстановить связь времен. У нас в детском саду есть музей старины. Известно, что окружающие предметы оказывают влияние на формирование душевных качечтв ребенка. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям ощутить себя частью великого народа. Посетили мини – музей старины, где дети знакомились с предметами быта наших предков, их названием, предназначением.

  Знакомим  детей с народными праздниками. В обрядовые праздники присутствует наблюдение людей за характерными особенностями времен года,  погодными изменениями, поведением птиц. Эта народная мудрость должна быть передана детям. ( Масленица, Пасха. Рождество).

Отмечаем именины, учим гостеприимству.

Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением, его работниками. Целевые прогулки в магазин, школу. На почту, библиотеку, стадион помогают понять детям принципы функционирования различных социо – культурных учреждений, формируют навыки культурного поведения.

Невозможно привить любовь к родной Земле, не познакомив с ее природой. С растениями и животным миром знакомим детей на занятиях, беседах, прогулках, экскурсиях. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая двор и улицу.

  О символике

  Провели занятие, на котором детей продолжили знакомить с символикой России.

Рассмотрели альбом « Москва – столица нашей родины»

Дидактическая игра «Кто живет в нашей республике».

  В нашем селе, в 2005 году была построена церковь, ставшая достопримечательностью села. ( Колокола Репное, город Балашов, Зоя великомученица).

Мы организовали экскурсию в церковь перед Пасхой. Отец Анатолий в своей беседе с детьми, рассказал о церкви, о предстоящем празднике, о том, чтобы дети были послушными, добрыми. Дети ставили свечи. Отец Анатолий подарил на память детям открытки. В группе дети сделали красивую поделку «Пасхальное Яичко».

  В этом году мы отмечаем 70 – летие победы нашего народа над фашизмом. С детьми проводили беседы, читали литературные произведения, стихи. Рисовали открытки на тему: «Цветы для ветеранов», украсили окна группы детского сада голубками и георгиевскими лентами, слушали фронтовые песни. Провели выставку совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

  Но главным событием было посещение Балашовского музея. В зале музея дети узнали о мужестве и храбрости воинов, защищавших нашу страну. Дети увидели реальные вещи времен войны, письма с фронта, фотографии военных лет.

  Совершили экскурсию к памятнику погибших воинов. Возложили цветы.

Так же оформлены: папка – передвижка «Дошли до берлина»; выставка посвященная защите Сталинграда; уголок патриотического воспитания.

  Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

  Результатом нашей работы является то, что дети обогатили свои знания об истории, культуре, природе родного края.

Сопоставляют и сравнивают события и явления, активизировался словарь детей. Развивается познавательный интерес.

Хочется отметить, что у родителей появилось чувство ответственности за духовно – нравственное воспитание детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с литературой

В статье затрагивается тема нравственного воспитания детей, которое заключается в формировании у дошкольнков нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, н...

«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений о методах воспитания патриотизма у детей средней группы детского сада через знакомство с малой Родиной...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине"

Консультация  "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине"...

Конспект основной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников 2 младшей группы «Моя малая Родина»

Конспект основной образовательной деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников 2 младшей группы  «Моя малая Родина»...

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой родиной

Чувство патриотизма необходимо закладыватьс самого раннего детства.Его становление- это сложный, целенаправленный,длительный процесс....