«Моя милая Родина»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сундырева Анастасия Викторовна

Цель: Формирование патриотических чувств, приобщение дошкольников к национальной культуре.

Задачи:

- Расширять представления о родном крае.

- Закреплять знания детей о культуре и традициях марийского народа.

- Продолжать знакомить с достопримечательностями  своей малой Родины.

- Расширять представления о Йошкар-Оле  главном городе, столице РМЭ.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаях.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.

- Закреплять умение детей составлять декоративную композицию  на основе марийского узора, используя характерные для него элементы и цветную гамму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя милая Родина»

Программное содержание:

Цель: Формирование патриотических чувств, приобщение дошкольников к национальной культуре.

Задачи:

- Расширять представления о родном крае.

- Закреплять знания детей о культуре и традициях марийского народа.

- Продолжать знакомить с достопримечательностями  своей малой Родины.

- Расширять представления о Йошкар-Оле  главном городе, столице РМЭ.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаях.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.

- Закреплять умение детей составлять декоративную композицию  на основе марийского узора, используя характерные для него элементы и цветную гамму.

Предварительная работа:

- Знакомство c национальным марийским костюмом, с элементами марийской вышивки.

- Чтение марийских народных сказок.

- Рассматривание музыкальных народных инструментов: гусли, волынка, свирель, гармонь.

- Просмотр иллюстраций по архитектуре города разных исторических эпох, рассказ об истории возникновения города, чтение художественной литературы, просмотр презентации «Достопримечательности города».

Материалы: ИКТ, гуашь, краски, кисти, №3 и №5,баночка с водой на каждого, салфетка на каждого, лист бумаги на каждого.

Ход занятия:

Входят дети с воспитателем, поздоровались друг с другом.

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад,

В нем полным- полно ребят,

Может –сто, а может – двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте?

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю  вас отправиться....

Входит девушка в марийском платье.

Девушка: Салам лиже.

Девушка: Что за диво, что за зал, где я?

Воспитатель: Ребята давайте поприветствуем нашу неожиданную гостью!

Дети: Салам.

Девушка: Здравствуйте люди добрые! Звать меня Салика, а вы кто будете и куда я попала?

Дети: Это детский сад «Родничок» поселка Советский в республике Марий Эл. А мы дети подготовительной группы.(слайд)

Девушка осматривается вокруг.

Девушка: Что это зачудная республика Марий Эл, где она находится?

Воспитатель: Ребята наша гостья, похоже, ничего не знает о том, где находится, давайте ей поможем.(слайд)

Дети подводят Салику к карте, карта России.

Девушка: Что это за ковёр красивый, с рисунком мудрёным?

Воспитатель: Ребята что это?

Дети: Это карта Республики Марий Эл.

Девушка: А вашу республику Марий Эл вы можете показать на карте ?

Дети: Да (дети показывают местоположение на карте  Республику Марий Эл.)

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей Республике Марий Эл?

Дети: Наша Республика Марий Эл очень большая Республика она родная, богатая, сильная.(слайд)

Девушка: Почему?

Дети: В ней много лесов, озёр, животных, птиц.(слайд)

Воспитатель: Правильно! Да, ребята Республика Марий Эл большая. Удивительно красива; необыкновенно красивая природа, удивительные люди. Много в ней районов,  деревень и сел. Ребята люди, каких национальностей проживают в нашей Республике Марий Эл?

Дети: Марийцы, татары, русские, чуваши.(слайд)

Воспитатель: А столица нашей Республики, какой город?

Дети: Йошкар-Ола! (слайд)

Воспитатель: В каком поселке мы живем?

Дети: Поселок Советский.(слайд)

Девица: А моя родина матушка  Царевококшайск.(слайд)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, город Йошкар-Ола в старые давние времена как назывался?

Дети: Царевококшайск.

Воспитатель: Значит у нас Салика с тобой одна Родина – Республика Марий Эл, и сейчас мы тебе о ней расскажем.(слайд)

Дети читают стихи

Йошкар-Ола не просто Красный  город,

Не просто фабрики, заводы и дома.

Йошкар-Ола мне по-иному дорог:

Как край родной,

Как родина моя!

Марийский край мой дом родной

Здесь есть поля, леса и реки

Люблю тебя за твой покой

Марийский край ты мой на веки.

Воспитатель: Ребята давайте пригласим Салику по путешествовать по городу Йошкар-Ола.

Дети: Салика мы вас приглашаем в путешествие.

Девушка: На чём мы будем  путешествовать?

Дети: На транспорте.

Девушка: На каком транспорте?

Воспитатель: А какой транспорт мы с вами знаем?

Дети: Наземный: поезд, автобус, машина; воздушный: самолёт, вертолёт; морской: корабль, катер.

Воспитатель: Есть еще и волшебный, это  ковер- самолет.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре самолете.Согласны?

Занимаем места.

Дети: Да!

Дети поют первый куплет песни «Край, в котором ты живёшь».

Девушка: Ребята куда мы прилетели? Что это за место?

Дети: Город Йошкар-Ола.

Воспитатель: Давайте расскажем Салике о городе Йошкар-Оле.

Воспитатель: Йошкар-Ола это наша столица Республики Марий Эл. Он расположен на возвышенном берегу реки Малая Кокшага. (слайд)

Девушка: А как образовалась эта река?

Воспитатель: Салика мы сейчас тебе расскажем, как образовалась река Малая Кокшага. (слайд)

Детирассказывают  марийскуюсказку « Кокша-богатырь».

Девушка: Молодцы, знаете вы этот сказ. Ребята, а какие еще вы знаете реки?

Дети: Река Волга, река  Килемарка, река Ронга, река Малый Кушдыш.

Воспитатель: Река Волга протекает в районе Звенигово и в районе Юрино, река Килемарка протекает в районе Килемар, река Ронга протекает в Советском районе, а река Малая Кокшага  протекает в городе Йошкар-Оле, река Кушдыш.

Воспитатель: Молодцы, все знаете. А теперь занимайте места, летим дальше.( слайд)

Дети: Да.

Дети поют «Паровозик из Ромашкова».

Воспитатель: Как вы думаете, куда мы прилетели?(слайд)

Дети: Это площадь И.А Оболенского –Ноготкова.

Девушка: А я знаю кто это.

Воспитатель: Кто это ребята?

Дети: Это первый воевода  Царевококшайска (князь).

Девушка: Да правильно.

Воспитатель: А что еще мы видим на площади?

Дети: Ответы детей (слайд).

Воспитатель: В 2007 году установлена копия Царь-пушки, весит  она 12 тонн;

- Установлен памятник И.А Оболенскому-Ноготкову, в честь которого была названа площадь.

-  Интересным являются  «Марийские куранты» огромные часы-куранты с движущимися фигурками на галерее, символизирующие христианскую веру. Каждый час играет музыка, из дверей выезжает ослик, везущий икону. Сначала в верхнем левом углу часов в открывающихся вратах появляется образ  Божией Матери, а после в нижнем левом углу движется ослик с ее образом, символизирующий пришествие Богоматери  на марийскую землю. Ослик въезжает в правые нижние ворота. Они закрываются, а в правом верхнем углу снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной. Эти часы самые точные в республике, время на них корректируется сигналом по спутнику

- Напротив находится дом Правительства Республики Марий Эл.

Дети: Там работает Президент Республики Марий Эл. (слайд)

Воспитатель: А кто является Президентом Республики Марий Эл?

Дети: Маркелов Леонид Игоревич.

Девушка: А что значит президент?

Дети: Это самый главный человек в нашей Республике Марий Эл.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. Быть президентом -  это трудная, ответственная работа?

Дети: Да.

Воспитатель: Полетим дальше?

Дети: Да.

Девушка: Ой, куда это мы прилетели?

Дети: Это парк культуры и отдыха.(слайд)

Воспитатель: Давайте ребята мы расскажем Салике о парке культуры, и какие там есть достопримечательности.

Дети: В этом парке отдыхают, гуляют дети с родителями.

(Дети по слайдам рассказывают.) 

Дети: Эта скульптура называется «Древо Жизни». На ней изображено трое мужчин играющих на национальных марийских инструментах.

Девушка:  Как красиво!

Воспитатель: Вот еще один памятник - монумент Воинской славы, а рядом находится «Вечный огонь», между ними на аллее героев установлены мемориальные плиты 20 Героям Советского Союза. Монумент Воинской Славы – самый значительный  памятник, является символом Республики Марий Эл. Он воздвигнут в честь народа, в честь тех, кто погиб в Великой Отечественной войне. Центральной фигурой монумента является скульптура воина - освободителя, стоящая на вершине вытянутой прямоугольной колонны высотой  более 20 метров.

Вскинутая рука вверх с автоматом - это жест солдата, салютующего победе. Фигура воина олицетворяет героизм и мужество советского народа, отстоявшего в огне сражений Великой Отечественной войны нашу Родину.

Воспитатель: Ребята, а что еще в парке есть?

Дети: В парке еще есть карусели, развлечения для детей.

Воспитатель: Ребята наверно вы устали, давайте отдохнем и поиграем.

Дети: Салика и ты присоединяйся к нам

Проводится игра Гори- гори ясно.

Воспитатель: Полетим дальше. (слайд)  Смотрите ребята, что это? Куда это мы прилетели?

Дети: Это, театр. Мы там были и  нам показывали  сказки.

Воспитатель: Правильно это Марийский национальный театр драмы им. Шкетана— это старейший театр всей республики. В репертуаре театра произведения оперной, балетной и опереточной классики, спектакли для детей.

Девушка: Как интересно!

Воспитатель: Да, там очень красиво и интересно. Полетим дальше?

Дети: Да.

Дети поют песню

Воспитатель: Посмотрите, куда это мы прилетели. Наверно к тебе Салика в прошлое?

Девушка: Да, наверно ко мне.

Дети: Нет, это мы у Кремля в городе Йошкар -Ола.

Воспитатель: Да точно Салика, посмотри мы в городе Йошкар-Ола.  Это историко-культурный комплекс «Царевококшайский кремль»  построен в 2008-2009 годы. Ребята, а вы знаете, что во времена основания города именно на этом месте располагался деревянный        кремль        Царевококшайска. Сейчас это сквер, окруженный крепостной стеной. В центре периметра - памятник царю Федору Иоанновичу. По стенам развешены  интересные        стенды        по        истории        города. Водной из бешеньнаходится–небольшая        выставка        археологических                древностей.

Воспитатель: Вам нравится?

Дети: Да

Воспитатель: Ну, что полетели домой?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами очень много узнали интересного. И Салике наверно очень понравилось. Салика тебе понравилось?

Девушка: Да, ребята мне было очень интересно, как изменился Царевококшайск. Все стало таким красивым, красочным, интересным, но мне пора возвращаться домой.

Воспитатель: Мне бы не хотелось отпускать Салику  без какого- нибудь подарка.

 Ребята, а что мы можем подарить Салике?

Дети: Нарисовать, что-то сделать.

Воспитатель: Ребята я кажется, придумала. Посмотрите ребята, в чем пришла Салика?

Дети: В красивомплатье.

Воспитатель: Да ребята платье очень красивое, а какой орнамент на нем изображен?

Дети: Марийский.

Воспитатель: Скажите, что такое орнамент?

Дети: Элементы узора, расположенные в определённом порядке .

Воспитатель: Из каких элементов состоит марийский орнамент?

Дети: Растительный и геометрический.

Воспитатель: Где располагалась вышивка на народном костюме?

Дети: На женском – по вороту и по низу платья, по низу передника, на мужском – по вороту и низу рукавов .

Воспитатель: Какие цвета чаще используют в марийском орнаменте?

Дети: Красный, черный, зеленый, желтый.

Воспитатель: А какие элементы составляют рисунок в марийском орнаменте?

Дети: Треугольники, ромбы, углы, елочки, палочки, рожки.

Воспитатель: Полюбуйтесь, как красив и наряден марийский костюм (демонстрируются слайды).

Воспитатель: Давайте украсим фартук, платье (кто, что хочет) марийским орнаментом и подарим  его Салике.

Девушка: Да ребята я очень рада буду.

Воспитатель: Салика ты присаживайся, а мы с ребятами займемся работой.

Девушка: Хорошо. (Салика садится на стульчик и наблюдает).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы ребята, как красиво вы расписали платья и фартуки. Посмотри Салика какие красивые фартуки и платья.

Девушка: Да ребята, какие вы молодцы, очень красиво.

Воспитатель: А это тебе наш подарок Салика (дети дарят Салике настоящий фартук с марийским орнаментом).

Исполняет песню Аня Петухова.

Девушка: Мне пора возвращаться. Спасибо, досвиданья.

Дети: До свиданья Салика. Приходи еще в гости.  

Салика уходит.

Воспитатель: Ребята  вам понравилось путешествие.

Дети: Да.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, мне тоже понравилось с вами путешествовать. Нам пора возвращаться в группу, давайте попрощаемся с гостями.

Дети: До свиданья.

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие «ЭТО НАША РОДИНА МИЛАЯ РОССИЯ!»

Тематическое занятие посвященное знакомству с русскими комнозиторами...

Конспект НОД в старшей группе «Ромашка» «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Составление рассказа из опыта « Мамочка милая моя!»

Конспект НОД  в старшей группе «Ромашка»«Москва – столица нашей Родины, сердце России. Составление рассказа из опыта « Мамочка милая моя!»        Цели: дать пре...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Проект «МОЯ МИЛАЯ РОДИНА МАЛАЯ»

1 блок - Родная семья- родная культура.     2 блок. – Родной город Шарыпово .     3 блок   - Родной край-родная природа....

Образовательный проект «Моя милая Родина»

Образовательный проект «Моя милая Родина»Подготовила: Цагикян А.Г.Паспорт проектаВозраст детей: подготовительной  группыТип проекта: информационно – творческийПродолжительность:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя милая Родина» для детей средней группы

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- уточнить и расширить знания о родном поселке, обогащать и активизировать словарь по теме;- расширять представления о прав...

Конспект досуга для детей младшей и средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию «Нет милей Родины моей!»

Цель: развивать чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, к своей «малой Родине». Задачи:Расширять представления о малой Родине, о стране России;Познакомить детей с госуда...