"Мелкая моторика и координация движений пальцев рук, как условия развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Михайлова Надежда Анатольевна

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: "Ладушки-ладушки", "Сорока - белобока" и другие пальчиковые игры. Наш соотечественник и педагог Василий Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.

Но ученые-физиологи сравнительно недавно подтвердили связь интеллекта и ручных навыков: чем современнее мелкая моторика рук, тем лучше развито логическое мышление крохи, его внимание, память и интеллект! Современная наука доказала, что двигательные импульсы рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

В ходе многочисленных исследований была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения в пальцах кисти. Потому что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимо правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

«Мелкая моторика и координация движений пальцев рук, как условия развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Михайлова Н.А.

Санкт-Петербург

2015 г

План.

  1. Введение. Теоретическая часть.
  1. Актуальность и значимость опыта.
  2. Предметная игра - ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка
  3. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста.
  1. Система работы
  1. Организация работы с детьми
  2. Организация совместной и самостоятельной деятельности.
  3. Работа с детьми. Дифференцированный подход.
  4. Работа с родителями.
  5. Эффективность работы.

Список использованной литературы

Приложения


I. Введение. Теоретическая часть.

1. Актуальность и значимость опыта.

«Истоки способностей и дарования детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами , чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок .» Сухомлинский В.А.

 

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: "Ладушки-ладушки", "Сорока - белобока" и другие пальчиковые игры. Наш соотечественник и педагог Василий Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.

Но ученые-физиологи сравнительно недавно подтвердили связь интеллекта и ручных навыков: чем современнее мелкая моторика рук, тем лучше развито логическое мышление крохи, его внимание, память и интеллект! Современная наука доказала, что двигательные импульсы рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

В ходе многочисленных исследований была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения в пальцах кисти. Потому что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимо правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

2. Предметная игра - ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка.

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам — в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста — предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода — произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.

Мышление в раннем возрасте наглядно-действенное. Мыслить для ребенка — значит действовать здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.

Память проявляется только при активном восприятии, когда ребенок узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия.

Внимание также тренируется лучше всего в предметной деятельности, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершая с ним различные манипуляции.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 — 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии, и особенно при его отставании.

Однако приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними, когда ребенок начинает понимать, что ложкой едят, расческой расчесываются, мячик катают. Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают ребенка, побуждают действовать и совершенствовать умения, придают ему уверенность.

3. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста.

Главная роль в становлении личности ребенка в раннем возрасте принадлежит окружающим его взрослым. От того на сколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия  для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действия в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта являются сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста — овладение активной речью.

Источником знаний и социального опыта и развития ребенка, является среда пребывания ребенка, поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. Стараемся чтобы обстановка в группе   была прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. Дети раннего возраста еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Основной партнер 3-го года жизни ребенка — взрослый. И поэтому правильно организованная среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры, занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм.

Схема 1. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста.


Центр «Песок-вода»

Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка двух-трех лет. Речь идет о самодеятельной игре экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов. Закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.

Центр развивающих игр

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения в речи.

Комплектация: матрешки с тремя вкладышами, вкладыши разной формы, миски стаканчики, цилиндры, колпачки, сюжетно-дидактические панно с прикрепляющимися на пуговицах, кнопках, липучках, изображениям животных, фруктов, растений и других предметов; игрушки шнуровки разного вида, мозаика, «Маленький мастер». Складные кубики; различные виды конструкторов и строительного материала; небольшие игрушки для обыгрывания построек.

В зоне развития мелкой моторики ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом). В результате не только формируется мелкая моторика пальцев рук, но и осуществляется пинцетный захват, координируется работа руки и глаза, обеих рук.

Игровая «жилая комната»

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно важные сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами.

Малыши очень наблюдательны. В игре они пытаются подражать взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки, предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло и т.д. Игрушки куклы, пупсы, комплекты постельного белья спальных принадлежностей, набор одежды для кукол и т.п.

Воспитатель проводит игры, занятия с использованием игрушек «жилой комнаты». Цель этих занятий расширять представления детей о назначении предметов, учить действиями с ними. Переносу полученных знаний, навыков самостоятельной игры в повседневную жизнь.

Игровые двигательные модули

В этой зоне собраны технические игрушки: машины-самосвалы, тележки, каталки, коляски (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить кубики). Здесь же находятся машины, в которых малыши могут кататься сами. Они дают детям возможность активно двигаться.

Зона двигательной активности

Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка — потребности в движении является важной задачей для организации предметно-развивающей среды. Необходимо выделить в группе место, которое позволило бы детям свободно двигаться. В зоне двигательной активности сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, положена дорожка здоровья, включающая массажные коврики, ребристую доску. Здесь же находятся мячи, гимнастические палки и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики. Для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста.

Изобразительная деятельность

Общеизвестна любовь детей к рисованию, в том числе и на стене. Поэтому так важно создать для этого подходящие условия. Уголок изобразительной деятельности — это место,. где находится свободно раскручивающийся рулон бумаги для рисования фломастерами и мелками.

Зона развития речи содержит материал, способствующий становлению пассивного и активного словаря. Это карточки по различным темам (одежда, обувь, игрушки, посуда, животные), объемные фигурки животных, объемные наборы по темам, посуда, мебель и т.д. Кроме того, имеются материалы для соотнесения предмета с его изображением, для усвоения названий не только предметов, но и их частей, действий, признаков.


II. Система работы.

1. Организация работы с детьми.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Игра сопровождает малышей в течение всего пребывания в детском саду. В игре ребенок познает окружающий мир, других людей и самого себя. На втором - третьем году у детей уже сложились представления о предметах и  их признаках. Для того чтобы ребенок познавал свойства предметов, нужно ввести предметы в его окружающую среду, а также проводить занятия по развитию тактильных чувств ребенка.

Игры на развитие тактильного восприятия:

Игры на нанизывание:

Игры с пластилином

Игры на выкладывание:

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковые игры с речевым сопровождением:

Игры с водой и песком:

Для совершенствования ручной моторики помогают физические упражнения. Это начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. Начинать надо с простых упражнений:

Очень полезны игры и упражнения с мячом. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к концу младшего дошкольного возраста ребенок самообслуживание должен выполнять  самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника (одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, молнию; закрыть и открыть кран, намылить руки, смыть мыло, грязь, вытереть руки и лицо полотенцем). Важно и посильно участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения, игрушек. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Для развития тонкой ручной координации важно так же, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек.

В процессе работы с различными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие фактуры, цвета, получить реальные представления о различных материалах и способах их обработки. Действия с материалами и инструментами (кистями, ножницами и т.п.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движения обеих рук, действий, руки и глаза. В процессе систематических занятий изобразительной деятельностью. У детей прогрессируют сенсорные и умственные способности, воображение. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное.

Для формирования тонких движений пальцев рук успешно используются игры с пальчиками, сопровождающиеся чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональны, их можно проводить как дома, так и в детском саду. Они увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности («Сорока», «Моя семья»). Пальчиковые игры с речевым сопровождением как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых,   активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость. Умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением, это инсценировка каких либо рифмованных истории, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространстве «вправо, влево, вверх, вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей. Вот несколько примеров игр.

Варежка

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)


Замок

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

И открыли.
(расцепить пальцы)

Игры, сопровождающиеся потешками, хорошо воспринимаются детьми. Вначале эти игры проводятся индивидуально, часто на коленях у взрослого, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, кто что может, пританцовывают — ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текс игры.

2. Организация совместной и самостоятельной деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующий план-схему по организации совместной и самодеятельной деятельности (он корректируется в течение всего учебного года).

Таблица 1

Дни недели

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Понедельник

Настольно-печатные дидактические игры

Игры на развитие мелкой моторики: мозаика, шнуровка, застежки

Вторник

Игры на развитие тактильного восприятия

Игры со строительным материалом

Среда

Пальчиковые игры с речевым сопровождением

Игры на нанизывание

Четверг

Игры с водой

Игры на раскладывание и складывание

Пятница

Игры по системе Монтессори

Настольно-печатные игры кубики  домино

  1. Работа с детьми. Дифференцированный подход.

Развитие мелкой моторики детей процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей — уровень развития каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на 3 группы. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе игр (игра должна доставлять ребенку удовольствие), предупреждает возникновению  перегрузки «слабых детей», потерю интереса (в виду отсутствия усложнений) - у «сильных». Особый подход необходим «слабым детям». Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления вид деятельности сменяется.

Во время игр и занятий надлежит заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживает интерес к занятию. Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умение, позволяют получить удовольствие от выполненного действия. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и игровому материалу.

  1. Работа с родителями.

К работе по развитию мелкой моторики я подключаю родителей. Многие мамы и бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивание пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют ни какого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь с взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. В формировании мелкой моторики у детей малого возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами — среди его игрушек обязательно должны быть пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.

Советую не упускать возможности познакомить ребенка с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, насыпать сахар с сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать и переливать. Важно чтобы ребенок научился держать ложку и вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений, положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма.

  1. Эффективность работы.

Развитие мелкой моторики и  обследовательских действий  мощный стимул для развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Работая над развитием мелкой моторики рук, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата. Совершенствовалась общая координация движения детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворительное влияние на общее развитие ребенка, помогая ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Список использованной литературы.

  1. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство – пресс», СПБ. 2006.
  2.  Доронова Т.Н Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. «Обруч», Москва.2010.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики: От 0 до 3 лет.«Паритет», СПБ 2002.
  4. Сотникова В.М. Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов. «Линка-Пресс», Москва 2005.
  5. Комарова И.А. Использование элементов системы М. Монтессори в работе дошкольного учреждения: Методическое пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. «Белый ветер», Мозырь.1998.
  6. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Методические рекомендации. «Творческий центр».2009.
  7. Логопедический сайт «Болтушка». http://boltun-spb.ru/
  8.  Сайт для работников дошкольного образования. http://ivalex.vistcom.ru/

Приложения

Приложение А. Подобрать крышечки к бутылочкам.

Игры для малышей по методикам М. Монтессори, которые легко проводить дома Подобрать крышечки к бутылочкам. Размер, цвет.

Возьмите несколько разноцветных бутылочек с крышечками.

Рисунок 1

Дайте ребенку и попросите подобрать крышечки к бутылочкам. Ребенок может подбирать крышечки в соответствии с размером отверстия, могут подбирать по цвету.

Приложение Б. Веселые прищепки.

Рисунок 2

Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

Рисунок 3

Приложение В. Сюжетно-ролевые игры для развития речи.
Купите несколько фигурок животных из резины или пластмассы:

  1. Передвигайте их одновременно с тем, как имитируете их звуки. Например, берите поросенка, передвигайте его по столу, и говорите, "Хрю-хрю". Есть целая категория детей которые не связывают звук с обьектом без кинетического компонента.
  2. Отличная игра - собрать все имеющиеся в доме машинки (вагончики) и всех мелких зверей, и играть в вокзал:
    усаживать вместе с ребенком зверя в транспорт и отправлять: "ту-тууууу"! или "би-биииии"! "покаааа!" И так раз десять подряд.
    А потом Вы только сажаете зверя и толкаете - ребенок непременно в какой-то момент практически рефлекторно скажет то самое "ту-туууу".
    Помогает развитию речи.
  3. Насыпьте в миску зерен фасоли, горошка, гречки, риса. Спрячьте там фигурки зверей, и попросите ребенка найти, кто спрятался в крупе? Полезно для развития мелкой моторики.

Рисунок 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогрес...

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

«Взаимосвязь мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

В.А.Сухамлинский писал: Истоки способностей и дорования детей находиться на кончиков пальцев....

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...