Обобщение опыта «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Сорочкина Татьяна Николаевна

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_sorochkina_tn.docx64.66 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Гридинская основная школа»

 Красносельского муниципального района

Костромской области

Обобщение опыта:

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Сорочкина Татьяна Николаевна

воспитатель младшей дошкольной группы,

высшая квалификационная категория


Содержание

Введение

1. Теоретические основы проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр        

      1.1. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

      1.2. Игра как ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста и средство развития речи

      1.3. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного  возраста

2. Практическая работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

        2.1. Исследование уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста

        2.2. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования различных видов деятельности

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Самым благоприятным периодом считается возраст детей до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Одновременно необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Учёные (И.П.Павлов, Бехтерев) пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», «Ладушки – ладушки», « Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.

Это важно при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,  связная речь.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Cегодня, всем известно, что уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, помогающий не только при письме, работе с компьютером, но и логически связно рассуждать. Было установлено также, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.

 Тема моего реферата «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность: мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

        Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

        Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        Моя задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Что же делать? Как помочь нашим детям?

Цель исследования –доказать, что развитие мелкой моторики рук является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста

Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования –особенности влияния мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если на занятиях будут использоваться игры по мелкой моторике

Задачи исследования:

1.Проанализировать педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста.

2.Изучить условия и закономерности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3.Выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

4.Провести исследовательскую работу по выявлению особенностей развития речи через развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ и обобщение педагогической литературы, наблюдение, тестирование, методы обработки данных.

Экспериментальная база исследования: МКОУ «Гридинская основная школа» младшая разновозрастная дошкольная группа Красносельского муниципального района Костромской области.

1.Теоретические основы проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр.

      1.1. Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте.

     Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходит к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. 

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

У детей появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками.

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные). Этот возраст является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

У детей 3-4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный, поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержании работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствования дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря тоже актуальна. Известно, что дети легко узнают отдельные предметы, но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

В словаре детей данного возраста насчитывается около 1500 - 2000 слов. Причем, по данным Е. Аркина в словаре ребенка существительные и местоимения составляют 52,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные -11,8%.

По данным Д.Б.Эльконина, рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания.

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо, помогать детям, усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов. Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменения и т. п.). Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс(пришел-ушел-зашел, чашка- чашечка). Малыши начинают пользоваться прилагательными, наречиями, глаголами.

Кроме того, постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения. В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. Например, «Это кролик.  А как его фамилия?».

Основная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Занятия по развитию речи направлены с одной стороны на углубление и уточнение знании детей, полученных в жизни: просто на прогулке, во время целевых прогулок, с другой – они имеют свои специфические задачи — развивать и усложнять речь детей и в основном сводятся к следующему:

1. Развитие связной речи.

2. Развитие словаря.

3. Освоение грамматически правильной речи.

4. Освоение звуковой культуры речи.

При организации и проведении занятий по развитию речи необходимо анализировать свою речь, соответствует ли она уровню развития детей и намеченной цели.

Таким образом, в речи младших дошкольников возрастает количество распространенных предложений, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу данного периода ребенок овладевает почти всеми местоимениями и союзами и правилами их употребления. Важным моментом в развитии речи детей младшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов. Это свидетельствует о развитии у младших дошкольников логического мышления.

1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи

Психологи (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев) и педагоги (А.С.Макаренко, Е.А.Аркин) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.

Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период. То есть в игре развиваются все психические процессы ребенка, в частности речь ребенка.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности необходимо выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?

Чтобы ответить на этот вопрос, были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Следовательно, игровая деятельность и есть та необходимая основа, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

Действительно, одним из основных аспектов является развитие речи детей. В игре ребёнок общается, ведёт диалог с другими детьми и взрослыми, его окружающими. Важной является и монологическая речь детей, которую они ведут в игровой деятельности.

В раннем и младшем возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно-образных играх ребёнок усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий.

Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры, одновременно у ребёнка формируется общение со взрослым. Развиваются мышление и воображение ребёнка. Таким образом, создаются предпосылки к развитой сюжетно-ролевой игре.

В обычной жизни (в семье, детском саду и т.д.) ребёнок наблюдает действия и отношения окружающих, он может вступать в эти отношения, соответственно воспринимать и оценивать их, может наблюдать со стороны. И в том, и в другом случае они усваиваются и составляют непосредственный социальный опыт ребёнка. Ребёнок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, от родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир. И всё это находит отражение в игре.

В игре происходит формирования восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Развитие речи через игровую деятельность наиболее оптимально, потому что это интересно и близко ребёнку.

Рекомендуют при планировании игры намечать беседы, рассматривание картин, наблюдения и т.д.

В ходе игры дети воспроизводят те знания, которые получили на занятиях и в индивидуальной работе.

Существует определённая зависимость между повышением уровня обобщённости ролевых способов действия и возрастанием числа совместно решаемых детьми игровых задач..

В каждой задаче сюжетно-ролевой игры есть определённая, хотя и воображаемая цель (например, лечить кукол, животных, своих товарищей). Если ребёнок берёт на себя роль продавца, то он продает товар, как продавец. Если шофера, то делает, как шофер, при этом выполняет распоряжения и просьбы пассажиров.

Поскольку сейчас говорится о развитии речи детей в игровой деятельности, то можно отметить, что игровые диалоги и монологи дети также ведут в соответствии с выполняемыми ролевыми действиями. А это значит, что ребёнок постоянно обогащает свой словарь специальными терминами. Например, продавец, магазин, товар, касса, сумка и т.д..

Часто у детей по ходу игры возникают вопросы к взрослому, и снова познавательный интерес побуждает ребёнка к разговору, беседе, наблюдению, ребёнок всё чаще задаёт вопросы взрослому.

В развитой коллективной сюжетно-ролевой игре на смену ролевым действиям приходят ролевая монологическая речь и ролевая беседа. Первая может быть представлена высказываниями, смысл которых связан с игровой целью самого ребёнка, а позднее и с игровой целью сверстника.

Ролевая беседа всегда состоит из высказываний детей, по смыслу связанных с ролевыми высказываниями других играющих, общей игровой целью, перспективой игры.

Если ребёнок использует в игре все знания, приобретённые на занятиях и в повседневной жизни, то игра будет выполнять свою педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеливающей на всестороннее развитие дошкольников.

        Несмотря на все многообразие игр, их можно разделить на две большие группы.

        Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определенные правила – это игры с правилами, которые в свою очередь подразделяются на подвижные и дидактические.

        В результате, сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.

      1.3. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

        Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

  Работы В.М. Бехтерова  доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

  Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

          Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы н аделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

        В результате, речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

        Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.

        Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то есть речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит навыком письма

        Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.

3. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

4. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе

5. Работа с бумагой. Оригами.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску стекой на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.

7. Шнуровки, скручивание лент, игры с прищепками, откручивание и закручивание крышек и др.

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков

 8. «Сухой бассейн»

Сухой бассейн используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения

9. «Сенсорный куб»

Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер - сюрприза, прищепки, скрепки, резинки,  ленточки , шнуры , пластмассовые шары,  колокольчики , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох ,фасоль , гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки , металлическая пластинка , магниты , катушка.

Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

2. Практическая работа по развитию детей младшего дошкольного возраста посредством использования различных видов деятельности

      2.1 Исследование уровня развития речи детей младшей дошкольной группы.

Педагогический стаж воспитателем у меня 14 лет. За это время накоплен опыт работы с детьми младшей разновозрастной дошкольной группы. Наблюдая за детьми в группе, я пришла к выводу, что большое значение необходимо уделять развитию речи младших дошкольников. Ведь речь – главный и основной показатель развития детей.  Дети, у которых   не очень активная речь, не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх. Они нуждаются в помощи в преодолении стеснительности, в пополнении словарным запасом, в речевом общении, в обогащении знаниями через учебную деятельность, чтение художественной литературы.

Учеными и психологами разных стран выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и ребенок находится в пределах нормы развития. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать игры по развитию мелкой моторики рук во все виды деятельности (НОД, режимные моменты, прогулка, индивидуальная деятельность и др.)

В связи с этим, я наметила следующие задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного

:Перед тем, как приступить к исследованию, совместно с логопедом была проведена диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.   Диагностические задания были подобраны в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами.

Данная работа проводилась на базе МКОУ «Гридинской основной школы» -  младшей дошкольной разновозрастной группы)

В диагностике приняли участие 10 детей (4 мальчика и 6 девочек) в возрасте 3-3,5 лет, посещающих  младшую разновозрастную группу.
Для оценки уровня развития речи  были использованы задания из методики комплексных речевых занятий, разработанных О.С.Ушаковой.


Результаты выполнения методики О.С.Ушаковой детьми  2 младшей группы представлены  в таблице (начало года)

Таблица 1.

Ф.И. детей

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Звукопроизношение

Количество баллов

Рита А.

14

7

10

5

36

Сережа Р..

12

6

8

4

30

Маша К.

6

3

4

2

15

Соня М..

12

6

8

3

29

Захар К.

12

5

7

4

28

Вова С.

9

4

4

2

19

Стеша П.

12

6

7

4

29

Соня Н..

13

6

8

4

31

Даша К..

17

9

10

5

41

Андрей К.

10

6

7

3

26

По методике:   Высокий уровень – 39-42 балла

                          Средний уровень – 26-28 баллов

                          Низкий уровень – 13 -14 баллов

Распределение количества детей по уровням развития речи по методике О.С.Ушаковой (начала года)

Таблица 2

Уровень развития речи

Количество детей

Количество детей, %

Высокий

1

10%

Средний

7

70%

Низкий

2

20%

10 % детей (Даша К.) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также свободно употребляют в речи обобщающие слова.

70 %детей (Рита А., Сережа Р, Соня М, Захар К, Стеша П, Соня Н, Андрей К.) показали средний уровень развития словаря – эти дети допускают незначительные неточности при употреблении слов, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?».

20 % детей (Маша К, Вова С.) показали низкий уровень развития словаря – эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания – они не могут ни самостоятельно, ни с помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они не могут самостоятельно или с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они не могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»

Заключительная диагностика показала, что малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинкам. В конце года также была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:

Результаты выполнения методики О.С.Ушаковой детьми  2младшей группы представлены  в таблице (конец года)

Таблица 3.

Ф.И. детей

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Звукопроизношение

Количество баллов

Рита А.

16

8

10

6

40

Сережа Р.

16

7

9

5

37

Маша К.

10

5

4

4

23

Соня М.

14

8

9

5

36

Захар К.

15

6

8

8

37

Вова С

11

5

6

4

26

Стеша П.

14

7

8

5

34

Соня Н.

16

7

9

6

38

Даша К.

18

9

11

9

47

Андрей К.

13

7

8

6

34

По методике:   Высокий уровень – 39-42 балла

                          Средний уровень – 26-28 баллов

                          Низкий уровень – 13 -14 баллов

Распределение количества детей по уровням развития речи по методике О.С.Ушаковой (конец года)

Таблица 4

Уровень развития речи

Количество детей

Количество детей, %

Высокий

2

20%

Средний

8

80%

Низкий

0

0%

20% детей (2 человека) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»;.

80% (8 человек) детей показали средний уровень развития словаря – эти дети допускают незначительные неточности при употреблении слов, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.

Детей с низким уровнем развития словаря – в группе к концу года нет.

Результаты диагностики уровня речевого развития детей в начале года и конце года представлены в диаграмме в %:

        К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась
Диагностика по развитию речи за период 2016-2018 гг. показала положительную динамику. Речевая активность детей повысилась до 80 %..
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе развития мелкой моторики у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.

2.2. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования различных видов деятельности

После проведенной в начале года диагностики, я наметила добиться следующего результата - помочь детям приобрести через игры и упражнения по развитию мелкой моторики хорошей подвижности, гибкости и силы пальчиков рук, что в дальнейшем приведет к активному развитию речи.

Создать условия для продуктивной речевой деятельности детей и воспитать полноценную личность, моя главная задача как воспитателя. Правильно говорить, значит владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, понимать речь окружающих, слушать их. В этом мне помогают различные методы и приемы, особенную роль я отвожу играм по мелкой моторике. Играя в эти игры на занятиях и в повседневной жизни, у детей хорошо активизируются познавательные процессы, расширяется и обогащается словарь, лучше развивается чувствительность пальцев.

Мною были составлены методические рекомендации к проведению игр и упражнений по мелкой моторике рук «Как играть с детьми в игры по мелкой моторике»

  1. Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно демонстрирую собственную увлечённость игрой.
  5. При выполнении упражнений слежу за тем, чтобы вовлеклись, по возможности, все пальцы руки ребенка.
  6.  Слежу за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7.  Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  8. Все указания даю спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказываю помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
  11. Очень чётко придерживаюсь следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Мною была составлена таблица, которая позволяет чётко спланировать работу с детьми  дошкольного возраста в обучении играм по мелкой моторике.

НОД

Совместная деятельность

воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность

детей

Индивидуальная работа

с детьми

-Утренняя гимнастика

-Игры-занятия

-Развитие речи и ФЦКМ

-Сенсорное развитие

-Музыкальные занятия

-Физкультурные занятия

-Продуктивная деятельность (рисование, лепка)

-Игровая деятельность

-Физкультминутки

-Пальчиковые игры и упражнения

-Развивающие, подвижные, дидактические игры

-Сюжетно-ролевые игры

-Здоровьесберегающие технологии:

-Физкульминутки

-Пальчиковые игры

-Массаж пальцев рук

-Игры со строительным материалом

-Трудовые действия

-Праздники и развлечения

-Игры с предметами (мозаика, матрешки, шнуровки)

-Настольно-печатные игры

-Конструкторы

-Куклы, машинки разного размера

-Игр с прищепками

-Сенсорный куб

-Пирамидки

-Паззлы

-Пальчиковые игры

-«Пальчиковый театр»

-Массаж пальцев рук

-Развивающие, подвижные игры

-Продуктивная деятельность

 В работе с детьми использую различные виды игр и упражнений по мелкой моторике, которые собраны в картотеку:

Система коррекционно-развивающей работы включает в себя следющие разделы:

  • Забавы для пальчиков: пальчиковая гимнастика, игры с элементами массажа с помощью предметов-массажеров, пальчиковый театр
  • игры с песком
  • лепка
  • аппликация
  • изоигры с рисованием пальчиками и ладошками
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами

          В разделе «Забавы для пальчиков» дети знакомятся с комплексами пальчиковой гимнастику, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Кроме того, для общего развития и активизации речевых центров мозга используются игры с элементами массажами с помощью специально подобранные предметы-массажеры. В процессе  игр в пальчиковый театр воспитанники отражают ситуации знакомых сказок, изображают игровые действия, которые способствует развитию мелкой моторики. С помощью данных игр вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

В разделе «Игры с песком» дети знакомятся со свойствами песка, который  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.

В разделе «Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками»   дети создают тактильный образ, что способствует целостному восприятию предмета, а также раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бумаги, перед работой с красками. Такие игры  закрепляют умения графически изображать форму предмета. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний.  

В разделе «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе  «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» представлены упражнения, направленные на улучшение координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации, мускульной и тактильной памяти.

В разделе «Игры и действия с предметами»  подобраны игры, которые оказывают влияние  на формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков, развитие моторных координаций и оптико-пространственных представлений ( используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре).

В группе я оформила уголок на развитие мелкой моторики рук, где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, заниматься шнуровкой, что отлично дополняет пальчиковые игры и  развивает пальцы  рук младших дошкольников.

В работе с родителями по этой проблеме, я провожу консультации на темы: «Пальчиковая гимнастика для развития речи», «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук», индивидуальные беседы на тему: «Роль семьи в развитии речи ребенка». Родителям было предложено создание игрушек для развития мелкой моторики руки из бросового материала (коробок, крышек, прищепок, шишек, ленточек разной длины и т. п.).

В результате проводимой работы наблюдаются положительные  результаты:

  • Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития
  • Осваивается умение через игру – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать и разгибать пальчики
  • Складывать пальцы и раскрывать ладони, держать их на поверхности стола
  • Повышается коммуникативная деятельность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.

Кроме того, пальчиковые игры дают детям возможность чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.

 Игры по развитию мелкой моторики детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное время от занятий.

Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Считаю, что очень важно продолжать использовать такиее игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи  у детей дошкольного возраста.  

Продолжать работу по этой проблеме я запланировала и на следующий учебный год с такими задачами:

1. Внедрять игры и упражнения по мелкой моторике во все виды детской деятельности.

2. Постоянно пополнять развивающую среду играми для развития мелкой моторики рук.

3. Способствовать развитию мыслительных процессов, умственного и речевого развития через пальчиковые игры и упражнения.

 Заключение.

       Важной частью работы по развитию речи детей являются игры и упражнения по мелкой моторике рук. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры и упражнения по мелкой моторике дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Игры и упражнения по мелкой моторике – уникальное средство для развития речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры и упражнения по мелкой моторике– это не только стимул для развития речи  но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Литература.

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок  Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

6.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с

7.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений  – М.: ООО «Гном-пресс», 2000

8.Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011

7.Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)

8.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008

9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей  / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)

10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001

11.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

12.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004.-20с.

13. Ушакова О.С.

14. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Приложения

Тест для детей

«Развитие уровня речи и оценка словарного запаса»

Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного известным физиологом  М. Кольцовой. Задания теста были таковы:

1. На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос «Что это?»  Ребенок должен назвать предметы.

0 баллов - ничего не называет

1 балл - один-два названных предмета

2 балла - три названных предмета

3 балла - четыре- пять названных предметов

2. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая один указательный палец).

0 баллов - не показывает

1 балл - показывает

3. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая два пальца - указательный и средний).

0 баллов – не показывает

1 балл - показывает один палец

2 балла - показывает два нужных  пальца

4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца - указательный, средний и безымянный).

0 баллов - показывает один палец

1 балл - показывает два пальца из трёх предложенных

2 балла - показывает все три пальца в нужной последовательности

5. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»

0 баллов - называет от 1- 2 предметов

1 балл - называет от 3-6   предметов

2 балла - 7-13 предметов

3 балла - 13- 18 предметов

4 балла - 19- 25 предметов

Оценочная таблица

11-12 баллов

Высокий уровень развития

6- 10 баллов

Средний уровень развития

1-5 баллов

Низкий уровень развития

Конспект НОД

Тема «Разминка для ручек»

(для младшей группы)

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, учим выполнять в соответствии с текстом движения, продолжаем развивать внимание, зрительную и слуховую память

Материал: нарисованное солнце.

Ход работы

(Предварительно расположить солнышко вдалеке от детей)

Педагог:

Ребята, сегодня мы пойдём гулять с солнышком. Спустись к нам, солнышко! (В это время показываем детям и просим повторить за вами: поставить руку на локоть и широко растопырить пальцы). Вот оно. Улыбается вам. Вот у солнышка лучики. (Пошевелите пальцами и попросите детей сделать так же).

Набежали тучки (загибаем мизинчик). Один лучик спрятался за тучку (загибаем безымянный и далее поочерёдно все пальчики на двух руках). И этот лучик спрятался, и этот… (Показываем кулачки). Совсем скрылось солнышко. Ничего не видно (прижимаем кулачки к глазам), темно. А вот оно снова показалось из-за тучки. (Раскройте ладошки и расслабленно встряхните пальчиками – дайте им отдохнуть).

Выглянуло солнышко, и тепло стало. (Потрите ладошки друг о друга. Посмотрите на свои ладошки, покрутите-повертите ими, «посверкайте» лучами – пошевелите пальцами). Весело сияет солнышко, сверкает лучиками. Поднимается солнышко высоко-высоко. (Тянемся выше-выше – «растём»). И мы растём, тянемся до солнышка.

Солнышко зовёт нас на зарядку. Вот это да! Встанем ровненько, ручки вытянем по «швам». И будем внимательно слушать стишок. Он подскажет, что нужно делать.

На зарядку солнышко зазывает нас.

Мы поднимем ручки

По команде: «Раз!»

Шелестит над нами весело листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

Солнышко просит повторить зарядку ещё раз. Вы не устали? Тогда начнём. Только будьте внимательны, поднимайте и опускайте руки по команде.

                             

Использование пальчиковой гимнастики

в образовательной деятельности режимных моментов

  1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Я вас всех приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

  1. Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто его открыть бы смог?

Потянули (руки тянуться в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя).

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

  1. На физкультминутках (три – четыре упражнения).

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга».

  1. На физкультурных занятиях.

На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части.                                                                                                              

 На занятиях с использование тренажёров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу («поза факира»), сидя на гимнастических мячах и др.

Ну-ка, братцы, за работу (поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами),

Наших деток забавлять.

С целью формирования у детей представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребёнка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули (движения, имитирующие пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки (руки вперёд, правая ладонь лежит на левой ладони, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд

А иногда и вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?»

Как живёшь?

- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак).

А плывёшь?

- Вот так! (Руками изображают движения пловца).

Как бежишь?

- Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища).

Вдаль глядишь?

- Вот так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу).

Машешь вслед?

-Вот так! (Энергичные движения кистями рук).

Ночью спишь?

- Вот так! (Ладони под голову).

А шалишь?

- Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щёчкам).

  1. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нём живёт кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

  1. На прогулке в тёплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев руки изобразить дом, скворечник, собаку, цепочку, дерево и др. пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

  1. В начале подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, в море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча)                                                                                                                Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна,

Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев рук ребёнок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх – «обезьянка дразнится»).

  1. С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись?

(«Смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушкам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Формирование мелкой моторики рук, как потенциалразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Возрастная категория, на которую расчитаны цели учебного проекта: дети 3-4 лет (младшаягруппа). Цель проекта: состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы фомирования мелкой моторик...

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогрес...

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

«Взаимосвязь мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

В.А.Сухамлинский писал: Истоки способностей и дорования детей находиться на кончиков пальцев....

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...