Мастер - класс для воспитателей
материал на тему

Олейникова Жанна Юрьевна

Мастер – класс для воспитателей по теме

  «Методика формирования морфологической стороны речи в старшей группе»

Практическое проведение игр и упражнений с детьми старшей группы  по формированию морфологической стороны развития  речи

( в рамках годовой задачи  «Формирование грамматического строя речи дошкольников»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_vospitateley.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 154 "Почемучка"

с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников" города Невинномысска

Мастер – класс для воспитателей по теме

  «Методика формирования морфологической стороны речи в старшей группе»

Практическое проведение игр и упражнений с детьми старшей группы  по формированию морфологической стороны развития  речи 

( в рамках годовой задачи  «Формирование грамматического строя речи дошкольников»)

Дата проведения –  04. 12. 2013 г.

Место проведения – МБДОУ № 154

 

 

Воспитатель

высшей квалификационной  категории

МБДОУ  № 154 г. Невинномысска

Олейникова Жанна Юрьевна

2013 - 2014 уч. год

Конспект  

мастер – класса для воспитателей по теме  

«Методика формирования морфологической стороны речи в старшей группе»

Цель:  изучение и систематизация приёмов и технологий, способствующих формированию  морфологической стороны  речи у дошкольников.

Задачи:  систематизировать знания воспитателей по формированию  морфологической стороны    речи у дошкольников. Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение игр и упражнений.

Ход мероприятия:

1 часть. Вступительное слово. Теоретическая часть для педагогов.

 Речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию. В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений. Так же дети испытывают трудности в такой стороне речевого развития, как словообразование. Термином "словообразование" обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем: кричать - крик; путь - путник; грузовой - грузов-ик; слабый - слаб-ость; под одеялом - под-одеялъ-ник; порядок - бес-порядок; спускать – спус - кать-ся; везти - в-везти, вы-везти, бежать - в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить - в-тащитъ, вы-тащить, при-тащить.

 Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

       Грамматический строй речи формируется,  прежде всего,  в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни. Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

     Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

       С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.

      Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

2 часть. Юмористическая пауза.  Переведите пословицы на русский язык:

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/

3 часть. Деловая игра  «Как повысить уровень речевого развития детей»?

 Всем участникам предложить  ответить на вопрос:

  • Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий постоянно.
  •  Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.
  •  Пополнять группы дидактическими играми по развитию речи.
  •  Оформлять стенды для родителей  по теме.
  •  Проводить индивидуальную работу по развитию речи детей.

4 часть. Практические упражнения «Скажите, правильно» (игры с педагогами) Уважаемые педагоги, закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

- Я встала, сняв ребенка с (колени).

- В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

- Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

- Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

Упражнение «Слушай команду!»
Воспитатель - командир отдает команды, используя неопределенную форму глаголов,  ответы  должны быть включены глаголы в 1-м лице множественного числа. Легкие и трудные слова чередуются.
- Стрелять! ( Есть, мы стреляем!)
- Скакать! ( Есть, мы скачем!)
- Ездить! (Есть, мы ездим!)
- Не жечь! ( Есть, мы не жжем!) и т. д.

5 часть. Практический показ с детьми.

- Уважаемые  педагоги, сейчас приглашаю Вас в группу, где мы с детьми покажем Вам игры по формированию морфологической стороны речи.

Игра «Что делает?»

Цель: учить подбирать глагол к существительному и упражнять вводить в речь причастие, называя признак предмета по действию.

Материал: Сюжетные картинки на каждого ребёнка.

Ход:  Детям раздаются сюжетные картинки. Если игра проводится первый раз, то вначале образец воспитателя. Воспитатель задаёт вопрос к картинке: «Что делает девочка?» ( Девочка рисует.)

Воспитатель: «Какая девочка?» ( Рисующая девочка.)

Аналогично задаются вопросы к другим картинкам.

Зайчик сидит. – Сидящий зайчик.

Самолёт летит. – Летящий самолёт.

Девочка читает. – Читающая девочка.

Мальчик катается на лыжах. – Катающийся мальчик.

Рыбка плавает в воде. – Плавающая рыбка.

Мальчик купается. – Купающийся мальчик.

Мальчик спит. – Спящий мальчик.

Собачки играют в хоккей. – Играющие собачки.

Мальчик плавает. – Плавающий мальчик.

Бабочка летит. – Летящая бабочка.

Корабль плывёт. – Плывущий корабль.

Мальчик ловит рыбку. – Ловящий рыбку мальчик. И т. д.

Игра  «Один и много» (с мячом)

Цель: учить усваивать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Воспитатель объясняет, что он будет называть один предмет, а дети много.

-У меня один цветок. А у тебя?- А у меня много цветов.

-У меня одно яблоко. А у тебя?- А у меня много яблок.

-У меня один карандаш. А у тебя?- А у меня много карандашей.

-У меня один мячик. А у тебя? – А у меня много мячей.

-У меня одна кукла. А у тебя? – А у меня много кукол.

- У меня одно ведро. А у тебя? – А у меня много вёдер.

-У меня одна книжка. А у тебя? – А у меня много книжек.

У меня одно платье. А у тебя? – А у меня много платьев.

У меня одна игрушка. А у тебя? – А у меня много игрушек.

6 часть. Заключительная.

- Уважаемые педагоги! В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения дошкольниками   морфологической стороной речи и соответственно нам с вами необходимо создать все условия.

Список литературы

  1. Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет  /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология  /Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 1991.
  3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации  /Н.И.Жинкин - М.: Просвещение, 1982.
  4. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей  /Н.В.Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....