Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.
статья на тему

Тихонова Оксана Владимировна

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В настоящее время наблюдается недостаточная теоретически и методически подготовка специалистов в вопросах педагогического взаимодействия с детьми. Возникает необходимость в коррекции теоретической компетенции педагогов и формирования их профессиональной и методической готовности к взаимодействию с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_lichnostno.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

На современном этапе личностно-ориентированное взаимодействие характеризуется изменениями, связанными с модернизацией образования и населения в целом. Этот период можно охарактеризовать как период социокультурных изменений, период поиска и становления новых духовных ценностей. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности и создание условий для развития индивидуальных особенностей детей. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. Большинство педагогов осваивают теоретические основы и технологии использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его одним из самых современных методов организации педагогической деятельности. На первом плане  выдвигается личностно-ориентированная парадигма образования, которая по новому рассматривает идеи гуманистической философии, педагогики и психологии.

В исследованиях Н.А. Алексеевой, М.Н. Берулаевой, И.С. Якиманской и др. личностно-ориентированное образование исходит из признания ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Особое внимание уделяется уникальности, самостоятельности и самоценности каждого периода развития ребенка. В качестве основного направления образовательного процесса рассматривается взаимодействие педагога и ребенка, которое характеризуется субъективностью и диалогичностью. В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование, получило теоретическое обоснование в исследованиях  В.В. Давыдова, Л.М. Клариной, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровского и др. Были разработаны к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе (Р.С. Буре, Л.Н. Перелыгина), изучены различные стили педагогического общения и типы взаимодействия педагога с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольников (Л.И. Башлакова, В.Н. Белкина, А.Г. Исмагилова, Я.Л. Коломинский, Т.И. Комиссаренко, Т.А. Репина, Е.В. Субботский и др.), дан анализ педагогического общения с дошкольниками, как средства гуманизации образовательной работы и профилактики эмоционального неблагополучия ребенка (Р.С. Буре, В.Р. Лисина, Т.А. Степанова и др.), выявлены условия формирования у воспитателей позиции принятия активной роли ребенка (Н.В. Кокорева).

Проблема перехода к личностно-ориентированному профессиональному взаимодействию педагога с детьми была отражена в работах Е.В. Бондаревской, Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровского . Вопрос развития готовности педагогов к различным аспектам своей профессиональной деятельности является предметом рассмотрения целого ряда исследований (Е.Н. Белозерцева, М.И. Дьяченко, Л.В. Нечаевой и др.). Вместе с тем на сегодняшний день недостаточно исследована проблема содержания механизмов и условий развития личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Подобное положение предполагает переоценки некоторых компонентов педагогического процесса, тенденций профессионального развития и основных параметров готовности педагогов к личностно-ориентированной профессиональной деятельности.

Сегодня образование рассматривается как процесс и результат целостного становления личности посредством приобщения ее к культуре. Изначально образование – воссоздание в себе образа человеческого, движение и возрастание к лучшему в человеке. Образование продолжается всю жизнь и не сводится к обучению. Процесс обучения – лишь одна из его составляющих, одно из средств образования человека.

С другой стороны, в целом ряде педагогических исследований наблюдаются попытки отождествить понятие «личностно-ориентированное образование» и «личностно-ориентированное обучение». Они связаны с развивающим и формирующим влиянием обучения на личность.

Сравнительный анализ парадигм образования показал, что сущность парадигмы определяется типом взаимоотношений участников педагогического процесса. Если отношения описываются как взаимодействие, а ребенок и педагог выступают в качестве субъектов образования, то такую парадигму называют гуманной (Ш.А. Амонашвили), личностно-ориентированной (А.А. Плигин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), парадигмой педагогики поддержки (О.С. Газман, Г.Б. Корнетов). В свою очередь, категория «воздействие» соотносится с авторитарной, и в некоторой степени, с манипулятивной парадигмой и подчеркивает объектный характер отношений педагогов и ребенка.

Категории «взаимодействие» и «воздействие» как основные функциональные единицы педагогического процесса рассматриваются в исследованиях И.А. Зимней, И.И. Кобзаревой, Л.Н. Перелыгиной, Е.Н. Шиянова и др. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ребенку, предъявление ему определенных требований или предложений. Педагогическое взаимодействие определяется как осуществляемые педагогом и учащимся совместные действия, которые характеризуются субъективированностью, отказом от прямых и насильственных педагогических воздействий, в результате чего осуществляется личностный рост и развитие воспитанника.

Психологическим условием реализации взаимодействия является диалог, основными нормативами и принципами организации которого являются: эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний (Г.А. Ковалев, Т.А. Флоренская).

Таким образом, сущность личностно-ориентированной парадигмы образования заключается: в рассмотрении человека как сложной саморазвивающейся системы, в признании уникальности и неповторимости каждой личности, ее самоценности; в смещении целевых установок образования на создание условий и помощь в развитии и самореализации личности в целом, а не только ее информатизации; в изменении позиции и места ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности; в признании диалогического, гуманистического и аксиологического принципов базовыми принципами организации педагогического процесса.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели .

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств, провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  • Антропоцентричностью;
  • Гуманистической сущностью;
  • Психотерапевтической направленностью;
  • Ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • Гуманно-личностные технологии;
  • Технологии сотрудничества;
  • Технологии свободного воспитания;
  • Эзотерические технологии.

Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном). Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры В.С. Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение, где начинается сознание, там начинается и диалог» (В.С. Библер).

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В.С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении – только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – общение, взаимопонимание.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования, заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. В основе построения педагогического процесса в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка.

В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В профессиональной деятельности педагогов чаще проявляется авторитарная или смешанная позиция в процессе непосредственно образовательной деятельности. Возникает необходимость в коррекции теоретической компетенции педагогов и формирования их профессиональной, методической готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»

Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...

Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"

Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия...

Коучинг-сессии «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Коучинг-сессии «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»....

«Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

 Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития и обучения в период дошкольного детства. В статье освещаются основные аспекты и позитивная роль ком...