Коучинг-сессии «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
методическая разработка

Шевченко Ирина Сергеевна

Коучинг-сессии «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouching-sessii.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 128»

Коучинг-сессии 

«Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии

с ФГОС ДО».

Составила:

старший воспитатель

Шевченко И.С.

Цель: Совершенствовать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:

  • Продолжить работу по расширению знаний педагогов по теме «Личностно-развивающее общение педагога с детьми, партнерское взаимодействие в процессе организованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».»
  •  Создавать условия для развития и воспитания детей
  • Развивать активность и самостоятельность педагогов; стимулировать интерес и мотивацию к самообразованию;
  • Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  • Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Результат обучения: Педагоги будут знать, что такое личностно-развивающее общение, методы, формы и приемы партнерского взаимодействия с детьми

Ключевые идеи: индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

Материалы и оборудование Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, маркеры

Ход занятия

Приветствие. Упражнение Дерево «Успеха»

Добрый день, уважаемые коллеги! Обратите внимание на наше дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Тех, кто выбрал красный- желают общаться, желтый – проявят активность. Синий – будут настойчивы. Я прошу вас помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Теперь – это дерево «Успеха».

Рефлексия

Как вы думаете, для чего нужен нам этот вид работы? Какую задачу мы решили? (мы вместе создали дерево Успеха, совместными усилиями оно получилось красивым, сняли напряжение, имели возможность собраться вместе и взглянуть друг на друга)

Разбивка на группы «Горячая картошка»

- А теперь предлагаю поиграть в игру «Горячая картошка», которая поможет нам разбиться на команды.

(Вся группа стоит в кругу. В руках у каждого изображения смайликов (по 2 штуки разного вида) Под музыку все передают друг другу предметы по кругу. Во время остановки музыки участники разбиваются на группы в зависимости от смайлика в руках.)

Команды определились. Предлагаю придумать название команды в соответствии с эмоцией смайлика «Открытие», «Энтузиасты», «….

Вступительное слово. Настрой на работу. Знакомство с темой

Сегодня наша встреча посвящена вопросу «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО». И будет она проходить в форме коучинг-сессии, т. е. в форме интерактивного общения, дискуссии. Принцип «Сделай за меня», «Расскажи как надо» здесь не действует. Вы сами должны будете найти пути решения проблем.

Моя задача создать условия для совместного обсуждения. Я надеюсь, что данная деятельность поможет раскрыть потенциал каждого.

При подготовке к мероприятию я натолкнулась на интересное высказывание Конфуция: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Обучай только того, кто способен узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три…»

Как можно интерпретировать это высказывание в отношении взаимодействия с детьми?«Разбуди у ребенка интерес, чтобы он хотел искать дальше знания»)

Выдвинутая на современном этапе цель образования – развитие личности – вовсе не означает, что воспитание оказывается более значимым, по сравнению с обучением. Мы знаем, что воспитание, обучение и развитие – это единый образовательный процесс. Меняется смысл образовательной деятельности: усвоение знаний детьми мы воспринимаем теперь не как цель, а как ведущее средство развития их личности.

Скажите, коллеги, имеет ли место в детском саду учебная деятельность? Почему? Правильно- учебная деятельность, как и другая деятельность, имеет структуру. И если выпадает одно звено, то деятельности нет. В силу специфичности дошкольного возраста мы не требуем от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не оцениваем знания детей. Выпадает звено «оценка». В детском саду идет образовательный процесс. Образовательный процесс идет все время: в режимных процессах, в совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

Работа с «Колесом условий» деятельности

Появляется изображение на слайде «штурвала». Раздаются всем листы с нарисованным кругом, разбитый на восемь секторов.

Перед вами «штурвал условий». Вам нужно вписать в каждый сектор по одному из важных условий, которые необходимо соблюдать при организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, которые обеспечат эффективность взаимодействия с ребенком.

А теперь проранжируйте условия по 10-ти бальной шкале (расставить цифры) в порядке важности.

(установление партнерских отношений, личностно-ориентированный стиль общения, развивающие методы обучения, возрастная адекватность форм, содержания, видов и мотивации д-ти, учет зон актуального и ближайшего развития, индивидуализация образования, комплексно-тематический подход к отбору содержания, создание целостной картины мира, использование современных средств обучения, установление преемственности в методах, объеме….)

Рефлексия

-Какой вывод мы можем сделать, глядя на «колесо условий»? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (изменяется подход к образованию дошкольников, о многом я задумывалась раньше и старалась делать так, чувствую, что в некоторых сферах пока некомпетентна, трудно преодолеть пережитки авторитарного подхода, перестроится с учительского стиля на партнерские взаимоотношения)

-Определите для себя 2 проблемы, которые на ваш взгляд затрудняют процесс эффективного взаимодействия? (Какая из данных сфер вас больше всего вас сейчас тревожит)

-Что вы готовы делать уже сегодня? Какие советы можете дать своим коллегам?

-Может кто-то в этом вопрос может помочь коллегам?

Анализируя педагогическую деятельность А. В. Мудрик (член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МПГУ.) сказал,- «Немалым мужеством надо обладать учителю, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».

И если вы уже сегодня попробуете что-то сделать для одного шага вперед, то вы ощутите, что вы – капитан. И в данном случае ваш рисунок «колеса условий» будет для вас «штурвалом успеха», который поможет не терять курс и уверенно идти в выбранном направлении.

…Стоит только выпустить штурвал из рук, как твой корабль рискует сесть на мель, напороться на рифы или разбиться о скалы, т. е можно потерять доверие ребенка, нанести непоправимый ущерб его развитию.

Дискуссия

- Напоминаю наша тема «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО». Приглашаю вас к дискуссии по обсуждению некоторых вопросов по теме.

1. Что вы вкладываете в понятие «личностно-развивающее общение»?

2. Всякое ли обучение ведет за собой развитие?

3. Влияет ли стиль общения взрослого с детьми на результат взаимодействия?

Вы правы только личностно-ориентированный стиль ориентирован на партнерскую форму проведения занятий, он развивает свободное мышление детей, их творчество, самостоятельность, создает эмоционально комфортный климат в группе

Одним из условий успешности является благоприятный психологический настрой педагога и как следствие благоприятный психологический климат занятия.

4. Какое качество педагога вы считаете важнее при создании благоприятного психологического климата в детском коллективе?

Практическое задание Составление проекта «Проявление партнерской позиции на разных этапах образовательной деятельности»

Предлагаю заполнить таблицу «Проявление партнерской позиции на разных этапах образовательной деятельности». В таблице указаны этапы образовательной деятельности, вам необходимо заполнить графу «Характеристика действий», т. е что на данном этапе делает педагог и дети.

(Приложение №1)

Итог практического задания.

Таким образом, существенными характеристиками организации непрерывной образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

3) свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

4) открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)

Просмотр и обсуждение видеоролика с занятия

Посмотрите видеоролик и найдите признаки партнерского взаимодействия.

- Что дало вам выполнение этого задания?

- Какой вывод мы можем сделать из просмотренного видео?

Практическое задание Работа в группах:

Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных установок, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.

Важным фактором успешного партнерского взаимодействия является уважения, которое дети ощущают со стороны педагогов, начинают чувствовать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы. Это ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Первой группе предлагаю разработать рекомендации: «Как продемонстрировать детям свое уважение»

Вся наша педагогическая деятельность направлена на развитие личности ребенка, таких его качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, любознательность. Успех будет зависеть от того, как педагог правильно построит общение с ребенком, основанное на доверии, уважении, понимании.

Задание второй группе: разработать «Правила общения с ребенком, основанные на гуманном отношении к нему»

Задание третьей группе: С правой стороны листа написаны утверждения, которые вам нужно закончить, выбрав правильное слово с левой стороны листа (соединить линией) (Приложение № 2)

Вывод В центре внимания образовательного процесса находится ребенок, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений детей, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы детям радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству. Все это должно отразиться на поведении ребенка.

Показателями успешности ребенка в непрерывной образовательной деятельности я бы выделила:

• выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

• высказывание собственного мнения;

• желание достичь результата;

• обращение за помощью.

И как результат:

• свобода мышления, воображения;

• исчезает страх;

• возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

• появляется единство физического и психического здоровья.

Перспективы Ценность мероприятия заключается в определении перспективы дальнейшей деятельности. Предлагаю каждому ля себя определить перспективу по данной теме. Что хотите узнать, над чем поработать, может поделиться своим опытом. (на листочках педагоги записывают свои мысли, прицепляем на доску, зачитываем)

Рефлексия Как вы ощущали себя на сегодняшнем занятии, что вам дало данное мероприятие.

Предлагаю составить сиквейн.

Вспомним правила составления сиквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Первое слово название нашего мероприятия –можете назвать по-разному «учеба», «консультация», «семинар»

Приложение № 2

С правой стороны листа написаны утверждения, которые вам нужно закончить, выбрав правильное слово с левой стороны листа (соединить линией):

Если ребенка критикуют, он учиться. терпению

Если к ребенку относятся враждебно, он учиться. уверенности в себе

Если ребенка высмеивают, он учиться…. чувствовать себя виноватым

Если ребенка стыдят, он учиться…. благодарности

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться…. драться

Если ребенка поощрять, он учиться…. доверять

Если ребенка хвалят, он учиться. Обвинять

Если к ребенку относятся честно, он учится. быть застенчивым

Если ребенок растет в безопасности, он учиться. любить себя

Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться…. справедливости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка....

Формирование и активизация словаря детей с ЗПР через систему дидактических игр в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Одной из выраженных особенностей речи детей является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети понимают значение многих слов; объем их пассивного слова...

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...

«Путешествие в Сказочную страну». Непрерывной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО. Образовательная область: познавательное развитие. Лего -конструирование с элементами математических представлений старшего возраста.

Формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.Задачи:1.Образовательные:- умение осознавать свои возможности, умения, качест...

«Решение коррекционных задач в процессе непрерывной образовательной деятельности»

Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения....