"Непосредственно образовательная деятельность для дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий" "Архангельск - город воинской славы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Пахова Ольга Ивановна

Методические комментарии к НОД

«Архангельск – город воинской славы»

 

Познавательное развитие через формирование целостной картины мира предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и т.д.

Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наша Архангельская область. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его.

Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.

         Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

         Непосредственно-образовательная деятельность рассчитана на ознакомление со всеми этими особенностями поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.

Для проведения непосредственно-образовательной деятельности используется презентация. Ее целью является закрепление ранее полученных знаний, овладение новой информации о малой Родине.

Предложенный материал актуален, адаптирован на старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Непосредственно образовательная деятельность для дошкольников
с применением информационно-коммуникационных технологий"

МБДОУ № 116  «Загадка»

Социальный педагог

Пахова О.И.

2014 год.

Цель:

создание условий с использованием информационно-коммуникативных технологий для развития познавательного интереса к  истории малой родины и воспитание чувства любви к ней.

Задачи:

- Обобщить знания детей о названии родного города, улицах, его символике. Продолжать формировать представления о достопримечательностях. Обогащать кругозор детей знаниями по истории возникновения города.

- Расширять представления о знаменитых земляках

- Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, ориентировку в пространстве.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, любовь к нему. Продолжать формировать интерес к «малой родине».

Предварительная работа:

  • Рассматривание репродукций, альбомов с достопримечательностями города;
  • Беседы о родном городе;
  • Чтение сказок С. Писахова, Б. Шергина, А. Гладкобородовой;
  • Экскурсия по территории поселка Лесозавода № 3.

План:

  1. Приветствие (6 мин);
  2. «Геральдика» (3 мин);
  3. «Краевед» (4 мин);
  4. «Знаменитость (5 мин);
  5. Физкультминутка  (2 мин);
  6.  «Фотоальбом» (2 мин)  
  7. «Наше богатство»
  8. Подведение результатов. Награждение.

Оборудование:

электронная презентация (интеллектуальная игра),

mp3 запись «гимн Архангельска»,

ноутбук,

проектор,

экран,

листы для подсчетов баллов,

рабочие места для команд и жюри.

Ход игры:

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

Ее начинать нам настала пора!

Ребята, Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру и выясним, хорошо ли вы знаете свои город. А оценивать ваши знания и умения будет жюри (представление жюри).

А сейчас представим команды (представление команд).

Просим команды занять свои места.

Наша игра будет проходить, следующим образом. Двум командам будет задан вопрос. Команды совещаются 1 минуту и дают свой ответ, а жюри оценивает правильность ваших ответов. Будьте внимательны и всем удачи.

Начнем нашу игру с пробного вопроса. Смотрим на экран (слайд № 3)

В каком городе мы живем? Время пошло. Команды совещаются, если ответ готов, то поднимаем руку.

Ответы детей. Правильный ответ (слайд №4)

Итак приступим. Все внимание на экран.

Какой  герб принадлежит городу Архангельску?

Работа команд. Ответы детей.

Правильный ответ (слайд №6). Герб № 2. Герб Архангельска был утвержден 02 октября 1781 года. На золотом фоне изображён летящий в лазоревом одеянии Архангел — Михаил, вооружённый мечом и щитом и ниспровергает поверженного дьявола.

Следующий вопрос. Сколько лет городу Архангельску? (слайд № 7) Внимание: варианты ответов:  1. вариант 300 лет, второй – 430 и третий 550

Работа команд. Ответы детей.

Архангельск основан летом 1584 года на мысе Пур-Наволок. Правильный ответ: 430 лет. (слайд № 8)

Вашему вниманию следующий вопрос: Как называется музей деревянного зодчества? (слайд № 9). Команды совещаются и вспоминают куда зимой с родителями они ездят кататься на санях, празднуют Масленицу.

Работа команд. Ответы детей.

Музей деревянного зодчества (или еще называют музей под небом) называется Малые Карелы (слайд № 10). Жюри оценивает быстроту и правильность ваших ответов.

Необычное задание я приготовила для вас «Доскажи словечко» (слайд №11). Я буду командам по очереди произносить начало названия достопримечательности, улицы или имени человека. А вы должны будет досказать. Например: Я говорю БЕЛОЕ, вы должны сказать МОРЕ или ПЕТР вы договариваете ПЕРВЫЙ. Поняли?

  1. Северная                 Двина
  2. Малые                Карелы
  3. Аэропорт                 Талаги (Архангельск, Васьково)
  4. Проспект                 Ленинградский (Троицкий, Ломоносова)
  5. Степан                Писахов
  6. Гостиный                 двор
  7. Краеведческий         музей
  8. Кукольный         театр
  9. Морской-речной         вокзал
  10. Дворец                 Спорта (Пионеров, ЮиДС)
  11. Улица Чумбарова Лучинского
  12. Майская                 горка
  13. Архангел                 Михаил
  14. Маргаритинская        Ярмарка

Работа команд. Ответы детей (слайд №12)

Как зовут великого русского ученого, который прославил своими открытиями наш край? (слайд № 13). Вопрос сложный и если у команд нет ответов можно воспользоваться подсказкой. (слайд №14)

Работа команд. Ответы детей

Правильный ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (20 лет жизни отдал проблемам русского Севера). (слайд №15)

А сейчас прошу команды выйти ко мне, чтоб немного отдохнуть. А жюри пока  подведет итоги первый половины игры.

Мы с вами вспомнили сейчас великого ученого Михаила Ломоносова и как признательные потомки мы сделаем как и он зарядку

Давным-давно жил Михаил

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

В столицу собирался. (Дети повторяют описываемые движения.)

Дети присаживаются на свои места.

Жюри подводит первые итоги игры. (слово жюри)

Ведущий: Команды стараются, и мы продолжаем нашу игру. Как зовут жителей нашего города? (слайд № 16).

Работа команд. Ответы детей

Ведущий: Правильный ответ: Название Архангелогородцы. (слайд №17)

Продолжим. Что означает слово «Соломбала»? (слайд № 18). Варианты ответов: 1 вариант - Рыбное место, 2 - Болотистое место, 3 - Сказочное место

Работа команд. Ответы детей

Ведущий: Правильный ответ: Название «Соломбала» происходит от карельского слова «соленба» и в переводе на русский означает – болотистый.

 (слайд №19)

Следующее задание на внимание: «Сравни и найди отличия». Перед вами фотографии одного и того же места только одна сделана 20 лет назад, а вторая настоящее время. (слайд 20-21)

Работа команд. Ответы детей

Ведущий: И вторая серия фотографий. Также необходимо найти различия.

Ведущий: Жюри оценивает правильно подмеченные различия.

Спортивный вопрос: Как называется хоккейная команда города Архангельска? (слайд № 22). Варианты ответов: Золотник, Ударник, Водник.

Работа команд. Ответы детей

Правильный ответ: Водник. (слайд №23)

Назовите улицы города Архангельска? (слайд № 24). Вам необходимо как можно больше назвать улиц нашего города. Если у вас есть затруднения, то начните с улицы, на которой вы живете.

Работа команд. Ответы детей

Жюри считает количество озвученных вами улиц.

Задание: «Узнай фото?» Перед вами будут появляться фотографии памятников, вы должны будете огласить их название или кому, чему они посвящены. Жюри оценивает наиболее точные ответы. (слайд № 25).

(Появляется три фотографии)

Работа команд. Ответы детей

Проверяем ответы (слайд №26):

1 фотография – Нулевая верста. Она обозначает место, откуда ведется отсчет расстояний до других городов.

2 фотография - 10 июля 1914 года в память больших заслуг в развитии Архангельска и края, недалеко от Гостиных дворов, был воздвигнут памятник Петру I.

3 фотография - Памятник соловецким юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник символизирует юнгу, противостоящего напору северного ветра.

Продолжим. Какое звание присвоено нашему городу в 2009 году? (слайд № 27). Варианты ответов: Город талантов, Город воинской славы, Город герой.

Работа команд. Ответы детей

Правильный ответ: 05 декабря 2009 года Указом Президента России Архангельску было присвоено званияе «Город воинской славы».  Обратите свое внимание на фотографию, на которой изображен памятник-стела «Город воинской славы». Он был открыт 31 августа 2011 года в городе Архангельске на Набережной Северной Двины. (слайд №28)

Все мы любим сказки и в связи с этим вопрос: Кого из сказочников Севера вы знаете? (слайд № 29)

Работа команд. Ответы детей

Дополняет ответы детей (слайд №30). Напоминает название сказок С. Писахова (Морожены волки) и Б. Шергина (Волшебное кольцо).

И заключительный вопрос. Здесь вы должны проявить свою оригинальность. Нашим гостям будет очень интересно услышать ваши ответы. Итак. Вы поедете в другой город к друзьям. Какие сувениры города Архангельска вы привезете? (слайд № 31-32)

Ведущий направляет детей в ответах с помощью изображений сувениров.

Работа команд. Ответы детей

Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. Пора подвести итоги. А пока жюри совещается, какая команда заняла первое место. Мы с вами послушаем гимн нашего города и посмотрим на достопримечательности нашего города.

Жюри подводит итоги. Оглашает победителей. Награждение команд.

Ведущий: Благодарим наше компетентное жюри, участников команд и болельщиков.

Методическая литература

  1. Бызова Н.М. География Архангельской области. – Архангельск: ПГУ,1995. – 237 с.
  2. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. – Архангельск: Северо-Западное кн. изд., 1983. – 240 с.
  3. Голдин В.И. Поморская энциклопедия. – Архангельск: ПГУ, 2001. – 483 с.
  4. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования//Педагогика 1996. № 1 с. 15-16
  5. Зайцева Т.В. Поморская азбука. Архангельск: изд. «Анзер», 2010. – 60 с.
  6. Селезнев А.Г. Архангельск и его окрестности. – Архангельск: Северо-Западное кн. изд., 1967. – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий "Мой город, мой район "

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе(области: познание, художественная литература, ...

Архангельск-город воинской славы

Презентация знакомит детей с памятниками и мемориалами погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (г. Архангельск)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

"Архангельск - город воинской славы"

Разработка  КВН игры "Архангельск - город воинской славы"....

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с городом Архангельском – городом воинской славы

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается н...

Познавательное лото "Архангельск - город воинской славы"

Игра преднозначена для ознакомления с родным городом,его историей возникновения и достопримечательностями....