Особенности поведения детей летом в разновозрастной группе
консультация на тему

Короткова Людмила Андреевна
Дети разного возраста - дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных способностей. При организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной или смешанной группе необходимо учитывать различные психофизиологические возможности детей, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лето — долгожданный для детей и их родителей период отпусков, отдыха, поездок на природу и дачу. Но даже в летний период достаточно много детей остается в городе. На летний период группы детского сада объединяются, и мы имеем дело с разновозрастной группой детей.

 Дети разного возраста — это не дети с разными интересами, а дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных способностей.

 По моему мнению, особое внимание необходимо уделять тем детям, которые пришли на время летнего периода из других групп. Таких детей нужно всячески поддерживать, уделять им чуть больше времени и внимания. В нашем случае к нам в группу приходили дети младшего возраста. Мы старались детей не оставлять в стороне. Дети нашей группы с удовольствием знакомились, показывали игрушки, и с заботой относились к детям, которые пришли к нам в группу. В это время происходила передача опыта старших детей – младшим, для которых старшие являются и образцом и организаторами их деятельности.

 Общения младших дошкольников со старшими создает лучшие условия для воспитания таких качеств, как взаимопомощь, особенно помощь старших младшим, забота старших о младших, самостоятельность, дружеские отношения, трудолюбие, организованность и т. д.

 Важнейшая задача взрослых — учитывать различные психофизиологические возможности детей, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной или смешанной группе.

 При организации группы рекомендуется предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений.

 Главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе.

 При создании условий следует соблюдать три основных требования:

 • Первое требование заключается в педагогически правильном и целесообразном размещении игровых зон.

 Распределение игровых зон должно быть таким, чтобы в итоге были созданы благоприятные условия для игр детей всех возрастных подгрупп в отдельности и для совместных игр детей в целом. Важно, чтобы каждая игровая зона располагала достаточной площадью для определенного вида игр, была удобна и доступна для игр детей всех возрастных подгрупп, привлекала своим оформлением.

 • Вторым требованием является наличие многофункционального, трансформируемого и вариативного игрового оборудования.

 Оборудование, обладающее такими свойствами, позволит максимально его разнообразить, рационально использовать небольшую по размеру игровую площадку.

 • Третье требование связано с учетом своеобразия игровой деятельности каждой возрастной подгруппы, включенной в состав разновозрастной группы.

 Например, для детей четырех лет еще характерны игры в малых группировках. Ребята объединяются для игр по 2-3 человека. Им не нужен большой по размеру домик для игр с куклами. Старших же дошкольников не устроит малогабаритный домик, так как они объединяются в игровые группы по 5-6 и более человек, количество ролей значительно расширяется, их игры приобретают характер коллективных, им нужна большая площадь.

 Иногда старшие дети могут недоброжелательно относиться к малышам, не считаться с их интересами и действиями. Дети не хотят принимать малышей потому, что они мало знают и умеют, не могут быстро бегать, хорошо строить. Недоразумения и конфликтные ситуации могут возникнуть и тогда, когда старшие охотно приглашают малышей играть вместе, но не всегда могут соизмерять долю их участия в игре с имеющимися у них возможностями. Поэтому впервые же дни совместного пребывания детей, мы познакомили их с правилами поведения в группе. К таким правилам относились: «правила поведения за столом», «Правила в игре», «Правила для книжного уголка» и другие. Была проведена беседа о безопасности в помещении детского сада и показали детям знаки безопасности. К ним относятся: Острые углы, нельзя кричать, драться, брызгаться водой, осторожно дверь и т. д. Детям очень понравились и правила и знаки, и они с удовольствием стали их применять. В этом помогали им старшие дети, потому что данные правила и знаки были сделаны ими в течение учебного года.

 Так как большую часть времени летом мы проводим на свежем воздухе, было предложено детям сделать правила и знаки для прогулки. С этой задачей мы справились и получились такие правила: «На прогулке не пачкайся», «не ходи в мокрой одежде», «если друг попал в беду, помоги ему», «если что-то болит, скажи воспитателю», «не обижай никого вокруг», «не дразнись и не обзывайся», «не стесняйся отпроситься в туалет», «не брызгайся водой», «не срывай растения», «не снимай головной убор», «не бросайся песком». Правила были размещены на веранде и дети пользовались ими в играх, совместной деятельности, трудовых поручениях и т. д.

 Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников и эффективной формой организации их жизни в детском саду является игра.

 В нашей группе были использованы сюжетно-ролевые игры такие как «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», а также различные ситуации для её обыгрывания. Данные игры были хорошо известны детям младшего возраста, поэтому затруднений названные игры не вызвали.

 Дидактические игры были в соответствии с возрастом детей. Запретов на пользование теми или иными играми не было, но детям советовали то, что им больше подходит по возрасту. Дети играли в такие игры как, «мозайка», «пазлы», лото «мебель», «что где растет», ходилки и т. д.

 Большое внимание в летний период уделялись играм с песком и водой. Как младшие, так и старшие дети с удовольствием проводили большую часть времени за этими занятиями. Разница лишь заключалась в том, что детям младшего возраста необходимо было меньше времени и пространства для постройки. Дети старшего возраста объединялись в подгруппы и создавали большую постройку, затем её обыгрывали.

 Огромное значение в летнее время имеет двигательная активность детей. Были использованы такие игры как, «Хитрая лиса», «Совушка-сова», «Лиса в курятнике», «Круг, кружочек», «Гуси-гуси» и т. д. Затруднения возникли у младшего возраста из-за несоблюдения инструкций и правил игры. Но проиграв несколько раз в какую-либо игру, у детей стало все получаться и затруднений больше не возникало.

 Труд в летнее время играет не маловажную роль. Младшие дети стремились во всем подражать старшим. Они помогали в выносе игрушек, поливке участка, мытье игрушек. Если у младших что-то не получалось, дети старшего возраста помогали им.

 Объединение детей разного возраста влияет и на культурно-гигиенические навыки. Дети старались самостоятельно одеваться, лучше стали мыть руки и сидеть за столом, соблюдая правила поведения.

 За период пребывания в разновозрастной группе, дети научились играть в совместные игры, лучше контактировать друг с другом. Лучше усвоились правила поведения в детском саду, культурно-гигиенические навыки. Старшие дети стали доброжелательнее относиться к младшим.

 Летний отдых в детском саду будет прекрасным, если педагоги и родители ответственно подойдут к его организации, будут чутко реагировать на пожелания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада

Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...

Особенности развития мышления дошкольников в разновозрастной группе сельского детского сада

Проблема умственного развития детей на разных ступенях онтогенеза не пере­стает быть актуальной. Познавательные способности являются базовыми и составляют основу познания, общения и учения.Пробл...

"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".

В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....

Логопедический досуг Праздник ЛЕТА" в разновозрастной группе для детей с ОНР

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о наступающем времени года – лете и насекомых.Задачи: Активизировать словарь по теме; развивать связную речь; образовывать и употреблять Р.п. мн. ...

«Cоциометрическое исследование и особенности поведения детей в старшей группе ДОУ»

Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предп...

Сценарий летнего праздника ко Дню защиты детей для дошкольников разновозрастной группы на улице «Путешествие с летом»

Цель:- Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей”.Задачи:- Формировать двигательную активность дет...

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в разновозрастной группе № 11 компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи с 5-7 лет

Во время прогулки по близлежащим улицам педагог помогает детям сформулировать правила для пешеходов (на основе анализа наблюдений)......