Методический материал для родительского собрания « Пятый год жизни - новая ступенька в развитии речи ребёнка». Соответствует Ф.Г.О.С.
методическая разработка на тему

Гузь Елена Михайловна

Методический материал для родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал для родительского собрания

« Пятый год жизни -  новая ступенька в развитии речи ребёнка».

Соответствует Ф.Г.О.С.

Уважаемые, родители!

         Пятый год- середина дошкольного периода. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человечка. Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Хорошо, когда малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Никто не заменит ребёнку общения с родными. Малыш тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ним, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушивать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

        Больше читайте. Вот вы сели вечером с книжкой, почитали. Ребёнок послушал. Ни о чём не спросил.  Всё понял? Может быть и так. Но все, же лучше было бы обсудить с ребёнком прочитанное, а, то и рассказать что-нибудь в тему. Потихоньку учите ребёнка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

        Продолжаем копить слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребёнком. Часто ребенок любит играть в « доктора»,  « учителя», « повара».

        Во время такой игры, в которой и вы с удовольствием поучаствуете, новые слова и выражения, новые знания укрепляться прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением учителя, продавца: « Кому что нужно для работы?»

Хорошо, если вы приготовили еще и картинки с изображением нужных вещей. Ребёнок их сначала подбирает, а потом называет.

        Во время разговора с ребёнком попросите дополнить предложение, да не простое предложение, а сложное. Точнее, ребёнок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: « Мама сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что… почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)». Обратите внимание, закончит ребёнок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получиться целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить мысль.

        « Заготовьте вопросы и картинки (с картинками всегда легче!):

- Покажи, чем ты кушаешь. Как это называется?

- Покажи, чем ты будешь резать бумагу. Как это называется?

- Покажи, чем подметают пол. Как это называется?

-Покажи, чем варят суп. Как это называется?

        Задания такого рода помогают высказываться, правильнее подбирать слова. Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь надо уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: « Назови, какой». Это вообще не требует от вас усилий: показываете чашку и спрашиваете, какая она. Ну, а  ребёнок старается подобрать слова: « белая», « блестящая», « широкая» и т. д.

        Ложка  какая? ( Большая)

        Стол  какой? ( Деревянный)

        Лопата какая?  ( Тяжёлая)

        Ваза какая? ( Хрустальная)

        Диван какой? (Мягкий)

        Вариантом этого задания служит « Скажи по- другому», когда малышу предлагается вспомнить слова, похожие на названное: « Ласковый, а ещё какой? ( Мягкий, нежный)». Однако внимание уделяется не только прилагательным. Показывая малышу картинки с изображением предметов или называя эти предметы, спрашивайте, что делает предмет:

        Самолёт…летает.

        Лягушка…прыгает.

        Червяк…ползает.

        Рыба…плавает.

        Поезд…едет.

        Лампочка…горит.

        Корова…мычит.

        Лошадь…скачет.

        Доктор…лечит.

        Кстати, в разговорах о животных уже звучат выражения, типа

« медвежья  шкура», « волчий хвост»:

        Это чье ухо? Заячье.

        Это чей хвост? Медвежий.

        Это чья нора? Лисья.

        Это чьи лапы? Волчьи.

        Это чья шерсть? Кошачья.

        Это чей нос? Беличий.

        Помогите усвоить своим детям некоторые обобщающие понятия. Назовите понятие- « Посуда», а затем попросите назвать, что же относится к этому слову. Можно сделать и наоборот; вы перечисляете отдельные названия, а малыш называет одним словом: « Апельсин, лимон, груша- это … фрукты».

        Можно попробовать такие задания:

  1. Продолжи ряд:

груша, яблоко…

морковь, картошка…

стул, диван…

роза, ромашка…

стул, шкаф…

воробей, синица…

коза, баран…

чашка, блюдце…

шорты, майка…

тапочки, сапоги…

  1. Назови, одним словом:

рубашка, майка, свитер, брюки - это…

сандалии, ботинки, сапоги - это…

картошка, капуста, свекла - это…

щука, карась, ерш -  это…

ромашка, пион, лилия – это…

яблоко, груша,  банан – это…

Пробует ребенок  и определить лишний предмет. Конечно, лучше начинать работу с картинок, потому что на слух выполнить задание гораздо сложнее… Пусть ребенок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовет его:

карась, сом, утка;

яблоко, лимон, морковь;

стол, часы, диван;

огурец, апельсин, помидор;

ворона, кот, орел;

автобус, поезд, лошадь;

роза, дуб, береза;

корова, жук, коза;

С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажите:

« Бабочка плавает, а рыба летает».

« Утка квакает, а лягушка крякает».

« Волк мычит, а корова воет».

« Лопата пилит, а пила копает».

« Заяц рычит, а медведь пищит».

« Метла рубит, а топор подметает».

« Огонь льётся, а вода горит».

« Ветер падает, а снег дует».

Или постройте задание по - другому:

« Арбуз деревянный, а ящик спелый».

« Ножик сладкий, а груша острая».

« Варенье мягкое, а кресло вкусное».

« Ребенок каменный, а пол маленький».

« Море стеклянное, а окно глубокое».

Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении:

Да-да-да- в доме кончилась во…( да).

Ши-ши-ши - прибежали малы…(ши).

Ла-ла-ла- я на лодочке плы…( ла).

Бе-бе-бе- поиграем на тру…(бе).

Га-га-га- у меня болит но…( га).

Со-со-со- отвалилось коле…(со).

Ко-ко-ко- мы поедем далее…(ко).

Когда вы играете с ребёнком, между вами идет диалог. На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребенка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие- нибудь события, по ним удобно составить рассказ. Например, времена года. Причем, на картинках должна быть изображена не только природа, но и люди. Ребенок рассказывает, какая погода бывает, каковы главные признаки определенного времени года, как ведут себя люди.

        Высшим пилотажем использования картинок будет составление объемистого рассказа по серии сюжетных картинок. Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно.

        В качестве картинок можно использовать и открытки, и даже фотографии. Рассмотрите с детьми семейный альбом и опишите изображенных на фотографии людей и окружающую этих людей обстановку. Вместе представьте себе, как жили люди на фотографиях, что делали, внимательно рассмотрите одежду, мебель, предметы, которые попали в объектив много лет назад и совсем недавно.

        Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью ваших вопросов. Постепенно пересказывать малыш будет, не опираясь на ваши вопросы, а потом пойдут рассказы « о пережитом», то есть из собственных воспоминаний, в которых ребенок участвовал сам или которые видел. Важно давать ребенку возможность рассказать о своих впечатлениях.        Вот, например, малыш гулял с бабушкой в парке и кормил птиц хлебом. Не отмахивайтесь, когда он начнет рассказывать вам, как все происходило, наоборот, вдумайтесь, как это здорово: маленький человек уже настолько вырос, что может выразить словами переполняющие его чувства и передавать информацию. И в этом конечно, ему помогли ваши замечательные занятия.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе по теме "Развитие речи детей 3-4 лет"

Используя данный  конспект родительского собрания собрания, вы сможете познакомить родителей с  задачами и особенностями развития речи детей четвертого года жизни.  В конспекте представ...

Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи»

ЦЕЛЬ: «Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка»....

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи детей"

Этот статья для родителей. В ней  содержатся  рекомендации и советы, которые необходимы для полноценного речевого развития дошкольников.Также рекомендованы игры, направленные на развити...

Методический материал к родительскому собранию о здоровье.

laquo;Режим дошкольника»Памятка «Для чего и как мы спим?»Методические рекомендации по закаливанию детей и взрослых.Анкета для родителей....

Методическая разработка. Сценарий родительского собрания "Телевидение в жизни вашего ребёнка".

Отличителной чертой нашего времени является стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. на тему "дети и телевизор" написано много статей,...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...