Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Яськова Мария Михайловна

Понятие «звуковая культура речи»  - включает произносительные качества  (звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zvukovaya_kultura_rechi.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

учитель – логопед: Яськова Мария Михайловна

Понятие «звуковая культура речи»  - включает произносительные качества  (звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Для возникновения звучания речи необходимы - речевой слух и речевое дыхание.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. 

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Перед  педагогом стоят задачи:

  • воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;
  •  воспитание выразительности детской речи.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы

ставятся свои задачи.

 Презентация:

 

Первая младшая группа (Слайд 1)

 Вторая младшая группа (Слайд 2)

 Средняя группа (Слайд 3)

 Старшая группа (Слайд 4)

 Подготовительная к школе группа (Слайд 5)

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий.

Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также
используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

- Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;

 - На прогулке –  отдельных детей потренировать  в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

-  В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка:

он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.


   Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком,
и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая ...