Доклад к семинару: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС реализующейся по программе Детство»
материал (младшая группа) на тему

Сингатулина Нурися Наилевна

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»

Доклад к семинару: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС реализующейся по программе Детство»

                                                                                        Подготовила:

      Сингатулина Н.Н.

2015г.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда  должна быть :

  • содержательно насыщенной – это разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
  • Трансформируемой – зависит от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей
  • Полифункциональной -  предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.); наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)
  • Вариативность - наличие различных пространств; периодическую сменяемость игрового материала; разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми; появление новых предметов
  • Доступной - доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования
  • Безопасной - соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности.

Основные характеристики развивающей предметно-пространственнойй среды в группах раннего возраста

1. Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.

2. Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития.

 3. Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции.

4. Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность — это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.

5. Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой.

6. Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.

Важно помнить, что развивающая предметно-пространственная среда групп раннего возраста рассматривается как комплекс эргономических и психолого- педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Развивающее пространство для малышей 1,5—3-х лет в первую очередь должно быть безопасно.

Необходимо обратить внимание на правильное расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу передвижения по групповой комнате.

Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершении игры.

Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства.

 С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей.

 Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны (центры) предметно-развивающей среды:

— физического развития;

— сюжетных игр;

— строительных игр;

— игр с транспортом;

 — игр с природным материалом (песком, водой);

— творчества;

 — музыкальных занятий;

— чтения и рассматривания иллюстраций;

 — релаксации (уголок отдыха и уединения).

 Важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога.

 Это могут быть коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.

Не лишним будет и уголок релаксации или уединения, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения.

 Не стоит перенасыщать пространство, наоборот, мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений.

При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться.

 Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда  выполняет образовательную,  развивающую,  воспитывающую,  стимулирующую, организационную,  коммуникативную  функции.  Но  самое  главное  -  она  работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тематического контроля «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

В соответствии с ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возм...

Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ...

Семинар - практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рацион...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.Задачи:- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающ...

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»...