Программа тематического контроля «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
материал на тему

Кокорина Светлана Александровна

В соответствии с ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Поэтому в начале учебного года проводится тематический контроль с целью проведения  анализ  условий  организации развивающей предметно–пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Утверждено приказом №_____  

                                                                                                                    от  «_____»________2016г.

                                                                                  Заведующий МБДОУ № 47_______Н.В.Уралкина

                                    Программа тематического контроля

«Организация развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с ФГОС ДО»

Сроки  проведения:       с 20.09.2016г. по 23.09.2016г.

Исполнители:  ст.воспитатель  С.А.Кокорина, педагог-психолог Е.В.Протопопова,  воспитатель  О.А.Пшеничникова  (председатель ППО).

Цель контроля: провести  анализ  условий  организации развивающей предметно–пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:  

  • проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых  помещениях ДОУ и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы в рамках ФГОС и требований СанПин;
  • изучить документацию воспитателей  дошкольного учреждения и  определить  ее  готовность  к учебному году;
  • выявление оптимальных условий создания развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников;
  • стимулировать профессиональное педагогическое творчество и инновационную деятельность педагогов.

Предмет контроля:

  • Центры, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт
  • Паспорт по РППС группы
  • Наглядно-информационные материалы для родителей
  • Документация педагогических работников

Общие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды и ее характеристика:

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой функции среда должна быть:

  •  содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей  во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  •  Трансформируемой и полифункциональной -  обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  •  доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  •  безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Оценочный инструментарий:

Оценочный лист РППС групповых помещений ДОУ (см. Приложение 1)    

               

Оценка показателей контроля:

Каждый показатель оценивается по двухбалльной системе:

2 – полностью соответствует;

1 – частично соответствует;

0 – полностью не соответствует.

       

 Подведение итогов контроля:

Ознакомление педагогов с аналитической справкой по  итогам тематического контроля на Совете  педагогов.

Ответственный за составление  тематического контроля старший воспитатель С.А.Кокорина    



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Оценочный лист развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ

Возрастная группа ___________________________________________                                Дата проведения: _________________________________

Члены комиссии:____________________________________________________________________________________________________________

1

Организация пространства

балл

1.1.

Пространство группы соответствует  возрасту, индивидуальным особенностям детей

1.2.

Демонстрируемые материалы в группе расположены на уровне глаз детей

1.3.

Логичность расположения  центров друг с другом

1.4.

Наличие центров, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт. Центры для тихих и подвижных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу  (см.Приложение 2)

1.5.

Мебель и планировка центров удобная, ребенок имеет возможность преобразовывать пространство под собственный замысел (наличие полифункциональных ширм, перегородок, мягких модулей, легких стеллажей на колесах и др.)

1.6.

Наличие паспорта центра (знаковое  обозначение центра, алгоритм работы в нем)

1.7.

Наличие центра уединения и размышления

1.8.

Наличие центра «Песка и воды»

1.9.

Имеются разнообразные подиумы (для театральной, строительно-конструктивной деятельности и т.д.)

1.10.

Все пространство групповых помещений  является образовательной средой для ребенка

1.11.

Наличие оборудования для индивидуальных потребностей ребенка (место хранения «секретиков», место для поздравления с днём рождения - стенд, уголок)

1.12.

Наличие условий для коллективной и индивидуальной разнообразной творческой деятельности

1.13.

Наличие маркеров доступности («вместе со взрослым» / «я сам»)

2.

Проектная деятельность

2.1.

Наличие продуктов проектной деятельности (коллекции, музей, самодельные книжки, фотоотчеты событий, детские вопросы, гипотезы (записанные или зарисованные)и т.д.);

2.2.

Наличие в среде следов и опор процесса проектной деятельности (опорные маркеры, предметы, книги по теме проектов и др.)

3.

Продукты детской деятельности

3.1.

Наличие в среде продуктов детской деятельности (трехмерных, двумерных, плоскостных)

3.2.

Места для презентации детских продуктов доступны детям и есть возможности для презентации личной работы ребенка;

3.3.

Детские работы не похожи друг на друга;

3.4.

Наличие алгоритма (фотографий), отражающих процесс работы

3.5.

Наличие атрибутов, созданных детьми для различных видов деятельности

3.6.

Наличие детских построек, сооружений

3.7.

Наличие правил в виде детских рисунков, схем, текстов, созданных детьми.

3.8.

Есть место для  коллективных и индивидуальных рефлексивных техник

4.

Материалы в среде

4.1

Наличие в группе разнообразных материалов для поддержки детской активности в различных центрах

4.2.

Имеется  образно-символический, нормативно-знаковый материал, объекты для исследования  в действии

4.3.

Наличие  технических средств обучения в группе (ЖК телевизор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр, электронная рамка)

4.4.

Наличие в группе изделий, предметов, отражающих региональный компонент

4.5.

Наличие бросового (неоформленного) материала

4.6.

Безопасность материалов

5.

Наличие Паспорта  по  РППС группы с перспективным планом   развития

6.

Организация среды в приемных помещениях:

- наличие визитки группы

- наличие наглядно-информационного материала для родителей  (режим дня, расписание образовательной деятельности, антропометрические данные, возрастные особенности; стенды «Меню», «Чем мы занимались», др.; наличие консультативного материала для родителей (на актуальную тему, по сезону, по запросу родителей); презентация детских творческих работ)

7.

Документация педагогических работников

перспективный план по работе с родителями

перспективный план по ОБЖ и ПДД

календарно-тематический план работы

табель посещаемости, сведения о детях и родителях

планы по самообразованию

протоколы родительских собраний

                                                                                                                                                           Всего баллов

Оценка показателей контроля:

Каждый показатель оценивается по двухбалльной системе:

2 – полностью соответствует;

1 – частично соответствует;

0 – полностью не соответствует.

Приложение 2

Центры, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт

Возрастная группа_____________________________________________________

Центр сюжетно/ролевой игры

- маркеры сюжетно-ролевых игр

- атрибуты

- модули

- набор фигурок – семья

- набор фигурок людей - разных профессий

Центр «Островок безопасности»

-знаково-символические условные обозначения (правила поведения, номера телефонов службы спасения и др.)

- макет дороги, разнообразные маленькие машины, куклы

- набор демонстрационных дорожных знаков

- настольно-печатные и дидактические  игры, альбомы  по ПДД  и ОБЖ

- предметные и сюжетные картинки, художественная литература по теме

Центр театрализованной деятельности

- различные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, на фланелеграфе, кукольный и т.д., их соответствие возрасту – не менее 5)

- ширма для кукольного театра, фланелеграф

- наличие атрибутов и костюмов - не менее 5  (украшения, куски ткани, элементы костюмов, головные уборы, маски, грим, парики, усы, бороды и пр.)

Центр  «Гражданско-патриатического воспитания»

-государственная символика (флаг, герб, гимн, портреты: президента, губернатора, главы города)

- наглядные пособия символики России, Канска, Красноярского края (Герб Красноярского края, города Канска; флаг Красноярского края, гимн)

- материал и пособия для ознакомления с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа

Центр  речевого развития

«Полочка умных книг» (детские книги в  соответствие  с возрастными особенностями  детей  и  в соответствии с темой недели и сезона)

- портреты: писателей, поэтов;  

- набор карточек с изображением предмета и названием;

- набор кубиков с буквами;

- доска магнитная с комплектом букв;

 - настольно-печатные игры;

- картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата

Центр познавательного развития

- настольно-печатные игры на развитие познавательных процессов детей, на развитие кругозора, обогащение словаря и т.д.

- образно-символический материл

- предметы-головоломки

- графические «лабиринты», схемы-таблицы

- глобус, физическая карта мира

- иллюстрированные издания познавательного характера

- коллекционный материал

- игры по правилам (шашки, шахматы, лото, домино и пр.)

- пособия для развития мелкой моторики

- разнообразные наборы букв, цифр

- доски, фланелеграфы, магнитная азбука

- «Колумбово яйцо»,«Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», палочки «Кьюизенера»
- игры на составление логических цепочек

-демонстрационный материал состава числа

-ребусы, головоломки

-набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)

 -набор моделей деления на части

-касса цифр; д/игры;  счетные палочки

Центр природы

- Календарь наблюдений

- энциклопедии о животном, растительном мире (не менее 2-3);

- комнатные растения (2-3), их наименования на горшках, паспорта растений

- материал для  развития трудовых навыков (лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки,  палочки для рыхления земли)

- альбом «Времена года» и другой иллюстрированный материал

- доска  дежурства (кто дежурит и что нужно делать)

Центр экспериментально-исследовательской деятельности

-коллекции (бумаги, минералов, растений (гербарий), семян и плодов, тканей) не менее 3-х

- материал для проведения самостоятельного экспериментирования (катапульты, волчки, желоба, кувыркунчики и пр.)

- материал для проведения элементарных опытов (различный сыпучий материал, емкости для исследования воды и песка, микроскоп, увеличительное стекло, магнит, шишки, ракушки, пуговицы и т.д.)

- измерительные приборы (весы), лупа, набор пробирок, микроскоп

- алгоритмы проведения опытов

Центр изобразительного искусства

- набор репродукций картин русских художников

 - иллюстрации к художественным произведениям

- изделия народных промыслов

- материал для продуктивной деятельности детей (чистая бумага, фломастеры, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши и восковые мелки, штампики, трафареты, линейки, кисти, банки для воды, тряпочки, пластилин, стеки, подставки для детских работ, цветная бумага, клей ПВА, ножницы,  тетради для раскрашивания и с заданиями)

- самостоятельные работы детей

Центр конструирования

- наборы конструкторов разных видов (деревянный, пластмассовый, металлический, лего) – не менее 3-х видов

- мелкие  деревянные  строительные наборы (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) на каждого ребенка

- демонстрационный материал архитектурных построек;

- схемы построек

Центр музыкального развития

- детские музыкальные инструменты: бубны, металлофон, барабан, кастаньеты, маракасы, дудочки, деревянные  ложки, трещотки, колотушки, «шумелки» и др.

- детские музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств

- музыкальные игрушки; (не менее 5)

- музыкально-дидактические игры и пособия

- аудиосредства, набор компакт- дисков со звуками природы и детскими произведениями, ТСО

Центр физического развития

- условные обозначения

- альбомы, картины, настольно-печатные игры на спортивную тематику;

- наличие картотеки подвижных игр по возрасту

- наличие атрибутов для подвижных игр

- наличие атрибутов для игр с  прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания, обручи  и т.д.)

- наличие атрибутов для игр с бросанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс и т.д.)

- наличие в группе условий для закаливания (массажные коврики, тренажеры для массирования  стопы)

- доступность представленного оборудования для детей

Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ

Возрастная группа                вторая   младшая                                                                        Дата проведения: _________________________________

Члены комиссии:____________________________________________________________________________________________________________

1

Организация пространства

балл

1.1.

Пространство группы соответствует  возрасту, индивидуальным особенностям детей

1.2.

Демонстрируемые материалы в группе расположены на уровне глаз детей

1.3.

Логичность расположения  центров друг с другом

1.4.

Наличие центров, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт. Центры для тихих и подвижных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу  (см.Приложение 2)

1.5.

Мебель и планировка центров удобная, ребенок имеет возможность преобразовывать пространство под собственный замысел (наличие полифункциональных ширм, перегородок, мягких модулей, легких стеллажей на колесах и др.)

1.6.

Наличие центра уединения и размышления

1.7.

Наличие центра «Песка и воды»

1.8.

Все пространство групповых помещений  является образовательной средой для ребенка

1.9.

Наличие оборудования для индивидуальных потребностей ребенка (место хранения «секретиков», место для поздравления с днём рождения - стенд, уголок)

1.10.

Наличие условий для коллективной и индивидуальной разнообразной творческой деятельности

2.

Проектная деятельность

2.1.

Наличие продуктов проектной деятельности (коллекции, музей, самодельные книжки, фотоотчеты событий, детские вопросы (записанные или зарисованные)и т.д.);

2.2.

Наличие в среде следов процесса проектной деятельности (опорные маркеры, предметы, книги по теме проектов и др.)

3.

Продукты детской деятельности

3.1.

Наличие в среде продуктов детской деятельности (трехмерных, двумерных, плоскостных)

3.2.

Места для презентации детских продуктов доступны детям и есть возможности для презентации личной работы ребенка;

3.3.

Наличие алгоритма (фотографий), отражающих процесс работы

3.4.

Наличие детских построек, сооружений

4.

Материалы в среде

4.1

Наличие в группе разнообразных материалов для поддержки детской активности в различных центрах

4.2.

Наличие  технических средств обучения в группе (ЖК телевизор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр, электронная рамка)

4.4.

Наличие в группе изделий, предметов, отражающих региональный компонент

4.5.

Наличие бросового (неоформленного) материала

4.6.

Безопасность материалов

5.

Наличие Паспорта  по  РППС группы с перспективным планом   развития

6.

Организация среды в приемных помещениях:

- наличие визитки группы

- наличие наглядно-информационного материала для родителей  (режим дня, расписание образовательной деятельности, антропометрические данные, возрастные особенности; стенды «Меню», «Чем мы занимались», др.; наличие консультативного материала для родителей (на актуальную тему, по сезону, по запросу родителей); презентация детских творческих работ)

7.

Документация педагогических работников

перспективный план по работе с родителями

перспективный план по ОБЖ и ПДД

календарно-тематический план работы

табель посещаемости, сведения о детях и родителях

планы по самообразованию

протоколы родительских собраний

                                                                                                                                                           Всего баллов

Оценка показателей контроля:

Каждый показатель оценивается по двухбалльной системе:

2 – полностью соответствует;

1 – частично соответствует;

0 – полностью не соответствует.

Приложение 2

Центры, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт

Возрастная группа     вторая  младшая

Центр сюжетно/ролевой игры

- маркеры сюжетно-ролевых игр (игровой материал указывающий на место действия, обстановку, в которой происходит игра)

- атрибуты

- модули

- набор фигурок – семья

- набор фигурок людей - разных профессий

Центр «Островок безопасности»

-знаково-символические условные обозначения (правила поведения, номера телефонов службы спасения и др.)

- макет дороги, разнообразные маленькие машины, куклы

- набор демонстрационных дорожных знаков

- настольно-печатные и дидактические  игры, альбомы  по ПДД  и ОБЖ

- предметные и сюжетные картинки, художественная литература по теме

Центр театрализованной деятельности

- различные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, на фланелеграфе, кукольный и т.д., их соответствие возрасту – не менее 5)

- ширма для кукольного театра, фланелеграф

- наличие атрибутов и костюмов - не менее 5  (украшения, куски ткани, элементы костюмов, головные уборы, маски, грим, парики, усы, бороды и пр.)

Центр  «Гражданско-патриатического воспитания»

-государственная символика (флаг, портрет президента)

- материал и пособия для ознакомления с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа

Центр  речевого развития

«Полочка умных книг» (детские книги в  соответствие  с возрастными особенностями  детей  и  в соответствии с темой недели и сезона)

- портреты: писателей, поэтов;  

- набор карточек с изображением предмета и названием;

- набор кубиков с буквами;

- доска магнитная с комплектом букв;

 - настольно-печатные игры;

- картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата

Центр познавательного развития

- настольно-печатные игры на развитие познавательных процессов детей, на развитие кругозора, обогащение словаря и т.д.

- образно-символический материл

- графические «лабиринты»

- иллюстрированные издания познавательного характера

- игры по правилам ( лото, домино и пр.)

- пособия для развития мелкой моторики

- набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)

- д/игры;  счетные палочки

Центр природы

- Календарь наблюдений

- энциклопедии о животном, растительном мире (не менее 2-3);

- комнатные растения (1-2), их наименования на горшках

- материал для  развития трудовых навыков (лейки, тазики для воды, тряпочки)

- альбом «Времена года» и другой иллюстрированный материал

Центр экспериментально-исследовательской деятельности

-коллекции (растений (гербарий), семян и плодов, тканей) не менее 3-х

- материал для проведения самостоятельного экспериментирования (волчки, желоба, кувыркунчики и пр.)

- материал для проведения элементарных опытов (различный сыпучий материал, емкости для исследования воды и песка, шишки, ракушки, пуговицы и т.д.)

Центр изобразительного искусства

- изделия народных промыслов

- материал для продуктивной деятельности детей (чистая бумага, фломастеры, гуашь, цветные карандаши и восковые мелки, штампики, трафареты, кисти, банки для воды, пластилин, стеки, подставки для детских работ, тетради для раскрашивания)

- работы детей

Центр конструирования

- наборы конструкторов разных видов (деревянный, пластмассовый, лего) – не менее 3-х видов

- деревянный  строительный набор (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)

Центр музыкального развития

- детские музыкальные инструменты: бубны, металлофон, барабан,  дудочки, деревянные  ложки, трещотки, «шумелки» и др.

- детские музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств

- музыкальные игрушки; (не менее 5)

- музыкально-дидактические игры и пособия

- аудиосредства, набор компакт- дисков со звуками природы и детскими произведениями, ТСО

Центр физического развития

- альбомы, игры на спортивную тематику;

- наличие картотеки подвижных игр по возрасту

- наличие атрибутов для подвижных игр

- наличие атрибутов для игр с  прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания, обручи  и т.д.)

- наличие атрибутов для игр с бросанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс и т.д.)

- наличие в группе условий для закаливания (массажные коврики, тренажеры для массирования  стопы)

- доступность представленного оборудования для детей

Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ

Возрастная группа                первая   младшая                                                                        Дата проведения: _________________________________

Члены комиссии:____________________________________________________________________________________________________________

1

Организация пространства

балл

1.1.

Пространство группы соответствует  возрасту, индивидуальным особенностям детей

1.2.

Демонстрируемые материалы в группе расположены на уровне глаз детей

1.3.

Логичность расположения  центров друг с другом

1.4.

Наличие центров, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт. Центры для тихих и подвижных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу  (см.Приложение 2)

1.5.

Мебель и планировка центров удобная, ребенок имеет возможность преобразовывать пространство под собственный замысел (наличие полифункциональных ширм, перегородок, мягких модулей, легких стеллажей на колесах и др.)

1.6.

Наличие центра уединения и размышления

1.7.

Наличие центра «Песка и воды»

1.8.

Все пространство групповых помещений  является образовательной средой для ребенка

1.9.

Наличие оборудования для индивидуальных потребностей ребенка (место хранения «секретиков», место для поздравления с днём рождения - стенд, уголок)

1.10.

Наличие условий для коллективной и индивидуальной разнообразной творческой деятельности

2.

Продукты детской деятельности

2.1.

Наличие в среде продуктов детской деятельности (трехмерных, двумерных, плоскостных)

3.2.

Места для презентации детских продуктов доступны детям и есть возможности для презентации личной работы ребенка;

3.3.

Наличие алгоритма (фотографий), отражающих процесс работы

3.4.

Наличие детских построек, сооружений

4.

Материалы в среде

4.1

Наличие в группе разнообразных материалов для поддержки детской активности в различных центрах

4.2.

Наличие  технических средств обучения в группе (ЖК телевизор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр, электронная рамка)

4.6.

Безопасность материалов

5.

Наличие Паспорта  по  РППС группы с перспективным планом   развития

6.

Организация среды в приемных помещениях:

- наличие визитки группы

- наличие наглядно-информационного материала для родителей  (режим дня, расписание образовательной деятельности, антропометрические данные, возрастные особенности; стенды «Меню», «Чем мы занимались», др.; наличие консультативного материала для родителей (на актуальную тему, по сезону, по запросу родителей); презентация детских творческих работ)

7.

Документация педагогических работников

перспективный план по работе с родителями

перспективный план по ОБЖ и ПДД

календарно-тематический план работы

табель посещаемости, сведения о детях и родителях

планы по самообразованию

протоколы родительских собраний

                                                                                                                                                           Всего баллов

Оценка показателей контроля:

Каждый показатель оценивается по двухбалльной системе:

2 – полностью соответствует;

1 – частично соответствует;

0 – полностью не соответствует.

Приложение 2

Центры, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт

Возрастная группа     первая  младшая

Центр сюжетно/ролевой игры

- маркеры сюжетно-ролевых игр (игровой материал, знаки, предметы  указывающие  на место действия, обстановку, в которой происходит игра)

- атрибуты

- модули

- набор фигурок – семья

Центр «Островок безопасности»

- макет дороги, разнообразные маленькие машины, куклы

- набор демонстрационных дорожных знаков (светофор, пешеходный переход)

- предметные и сюжетные картинки, художественная литература по теме

Центр театрализованной деятельности

- различные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, на фланелеграфе, кукольный и т.д., их соответствие возрасту – не менее 5)

- ширма для кукольного театра, фланелеграф

- наличие атрибутов и костюмов - не менее 5  (украшения, куски ткани, элементы костюмов, головные уборы, маски, грим, парики, усы, бороды и пр.)

Центр  «Гражданско-патриатического воспитания»

-государственная символика (флаг)

- материал и пособия для ознакомления с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа

Центр  речевого развития

- Детские книги в  соответствие  с возрастными особенностями  детей  и  в соответствии с темой недели и сезона

- набор карточек с изображением предмета и названием;

- настольно-печатные игры;

- картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата

Центр познавательного развития

- настольно-печатные игры на развитие познавательных процессов детей, на развитие кругозора, обогащение словаря и т.д.

- иллюстрированные издания познавательного характера

- пособия для развития мелкой моторики

- набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)

- д/игры

Центр природы

- Календарь природы

- комнатные растения (1-2)

- альбом «Времена года» и другой иллюстрированный материал

Центр изобразительного искусства

- изделия народных промыслов

- материал для продуктивной деятельности детей (чистая бумага, фломастеры, гуашь, цветные карандаши и восковые мелки, штампики, трафареты, кисти, банки для воды, пластилин, стеки, подставки для детских работ, тетради для раскрашивания)

- работы детей

Центр конструирования

- наборы конструкторов разных видов (деревянный, пластмассовый, лего) – не менее 3-х видов

- деревянный  строительный набор (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)

Центр музыкального развития

- детские музыкальные инструменты: бубны, металлофон, барабан,  дудочки, деревянные  ложки, трещотки, «шумелки» и др.

- детские музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств

- музыкальные игрушки; (не менее 5)

- музыкально-дидактические игры и пособия

- аудиосредства, набор компакт- дисков со звуками природы и детскими произведениями, ТСО

Центр физического развития

- наличие картотеки подвижных игр по возрасту

- наличие атрибутов для подвижных игр

- наличие атрибутов для игр с  прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания, обручи  и т.д.)

- наличие атрибутов для игр с бросанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс и т.д.)

- наличие в группе условий для закаливания (массажные коврики, тренажеры для массирования  стопы)

- доступность представленного оборудования для детей

Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам  тематического контроля

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС»

Основанием  контроля  является:

- годовой план МБДОУ на 2016-2017 уч.год;

- Приказ по МБДОУ «О проведении  тематического контроля «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДОУ»  № 24/1-о от  15.09.2016г.

Экспертная группа в составе:

       педагога-психолога Е.В.Протопоповой

       ст.воспитателя  С.А.Кокориной

       председателя проф.организации О.А.Пшеничниковой

с 20.09.2016г. по 23.09.2016г. проведен тематический контроль развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях дошкольного учреждения.

Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:  

  • проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых  помещениях дошкольного учреждения и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы  в рамках ФГОС и требованиям СанПин;
  • изучить документацию воспитателей  дошкольного учреждения и  определить  ее  готовность  к учебному году;
  • стимулировать профессиональное педагогическое творчество и инновационную деятельность педагогов;
  • выявление оптимальных условий создания РППС для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников.

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения отмечаются разнообразные подходы воспитателей к организации РППС в соответствии требований ФГОС и реализуемой ООП ДОУ. Педагогами проведена большая творческая работа по оформлению игрового пространства и обеспечению надлежащих условий для формирования личностных качеств дошкольников. Тематический контроль позволил отметить ряд положительных практик в организации построения РППС групповых помещений ДОУ, а также выделить ряд проблем.

В процессе тематического контроля были изучены центры:

Центр сюжетно-ролевой игры имеется в каждой группе ДОУ с учетом интересов мальчиков и девочек.  Данный центр имеет привлекательный эстетичный вид, наполнен  разными ролевыми атрибутами (предметами быта, детской, кукольной, мебелью, полифункциональным материалом). С/ролевые игры подобраны в соответствии с возвратными особенностями детей.  Но не в каждой возрастной группе есть фигурки людей разных профессий, семьи,  маркеры игрового пространства.

Рекомендуем:

- педагогам всех возрастных групп Центр с/ролевой игры дополнить набором фигурок семьи, людей разных профессий, маркерами игрового пространства.

В центре «Островок безопасности» дети приобретают опыт правил безопасного поведения на дороге, в быту, на природе.  Нужно отметить, что во всех группах  имеется островок по ПДД, но не всегда  есть игры, альбомы, картины, плакаты которые  знакомят детей с правилами безопасности не только на дороге, но и на природе и в быту. Не во всех группах  размещены телефоны  экстренной помощи.

Рекомендуем:

- педагогам всех групп дополнить центр Безопасности сюжетными картинками, дидактическими играми, схемами, моделями по правилам безопасного поведения не только на дороге, но и в быту, природе;

- разместись в центре безопасности  телефоны экстренной помощи;

- педагогам II младшей группы пополнить Центр набором демонстрационных дорожных знаков.

Центр театрализованной деятельности снабжен яркими куклами, ширмами, различными видами театров, костюмами. Однако не у всех есть театр на фланелеграфе и сам фланелеграф.

Рекомендуем:

- педагогам старшей группы дополнить центр фланелеграфом и соответствующим видом театра.

Центр «Гражданско-патриатического воспитания» насыщен и содержателен (кроме средней группы). В уголках  расположен материал, связанный с символикой России, Красноярского края и родного города. Имеются фотоальбомы, размещены куклы в национальной одежде.

Рекомендуем:

- педагогам средней группы продумать размещение Патриотического центра и его наполняемость;

- педагогам старшей, подготовительной и группы детей с ОНР пополнить центр Краеведения дидактическими пособиями, д/играми о городе Канске, разными макетами: Канский острог, микрорайон города, детский сад и др.

В центрах речевого развития  имеются книжные уголки, однако не всегда понятен принцип подбора в них художественной литературы. В отдельных группах уголки пополняются стихийно без учёта возраста, календарно-тематических недель, сменяемости времени года, интереса детей. Отсутствуют детские энциклопедии, портреты писателей, художников-иллюстраторов.

Рекомендуем:

- педагогам всех возрастных групп размещать детскую литературу по сезонности и тематическому планированию недели. Дополнять книжный уголок энциклопедиями, портретами писателей, художников-иллюстраторов педагогам старшей и подготовительной групп.

Центр познавательного развития  насыщен настольно-печатными играми на развитие познавательных процессов детей, пособиями для развития мелкой моторики, иллюстрированными изданиями познавательного характера.  Но игр на составление логических цепочек, набора моделей деления на части, ребусов, головоломок недостаточно или совсем отсутствуют.

 Рекомендуем:

Пополнить центр играми на составление логических цепочек, набором моделей деления на части, ребусами, головоломками педагогам старшей,  подготовительной и средней групп.

Центр природы и экспериментирования очень важен для формирования у детей познавательных способностей, развития самостоятельности и инициативы. В каждой группе есть календарь природы, достаточное количество энциклопедий о животном и растительном мире. Центр наполнен гербариями и коллекциями.  Но не во всех группах имеется в наличии алгоритм проведения опытов. В старшей группе отсутствует Центр «Песка и воды».

Рекомендуем:

- оформить пособие (карточки) с алгоритмом проведения опытов - педагогам старшей и группы детей с ОНР;

- педагогам старшей группы оборудовать Центр «Песка и воды».

Центр изобразительного искусства и музыкального развития

Во всех группах созданы условия для художественно-эстетического развития детей. В каждой группе имеется широкий спектр изобразительных  материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности: бумага разного формата, карандаши, гуашь, краски и кисти разного диаметра, трафареты, пластилин, доски, предметы  искусства, восковые мелки, фломастеры. В групповых помещениях предусмотрено место только для индивидуальных выставок детских рисунков, а для поделок из пластилина, теста место не выделено.

Рекомендуем:

- педагогам всех групп выделить (обустроить) место для индивидуальных детских поделок.

Пожелания:

- пересмотреть наличие материалов для продуктивной деятельности;  дополнить  центр более разнообразными материалами, например, глина, солёное тесто, цветная бумага, кусочки обоев, ткани, старые открытки, бросовый и природный материал для художественного труда.

Центр конструирования

В каждой группе в центре строительно-конструктивных игр в наличии имеются строительные наборы и конструкторы разных видов с разными способами крепления деталей. Так как дети  старшего возраста способны к более сложной конструктивной деятельности: по схеме-рисунку, по карте,  то необходимо создать условия для успешного осуществления ими конструирования. Использование схем дает возможность сформировать способность к моделированию, самостоятельно создавать чертежи, строить по собственному рисунку. В помощь детям не во всех старших группах имеется демонстрационный материал архитектурных построек и схемы построек.

Рекомендуем:

- дополнить центр демонстрационным материалом и схемами построек  педагогам старшей,  подготовительной и группы детей с ОНР.

Центр физического развития

Спортивные центры содержат много атрибутов для игр с бросанием, прыжками, тренажеры для профилактики плоскостопия (кроме II младшей группы);  в каждой группе имеется картотека подвижных игр. Но в некоторых группах отсутствуют или имеются в малом количестве атрибуты для подвижных игр.

Рекомендуем:

- приобрести  (изготовить) атрибуты для подвижных игр педагогам старшей, средней и II младшей групп;

- педагогам II младшей группы пополнить Центр физического развития атрибутами для игр с бросанием, прыжками, тренажерами для профилактики плоскостопия.

Организация РППС в соответствии доступности, полифункциональности , безопасности  

С позиции соответствия оборудования и материалов санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам существуют некоторые нарушения:

- в группах имеют место мягконабивные, ворсованные игрушки для свободных игр детей (данные игрушки могут использоваться только в качестве дидактических пособий на занятиях);

- в некоторых группах отсутствует маркировка детской мебели. Согласно антропометрическим данным детей детская мебель должна маркироваться в соответствии с введенными нормами СанПин.

Наличие информационного материала для родителей

Информация для родителей в уголках приемных помещений эстетически оформлена. Педагогами размещаются выставки детских работ для родителей. Но в то же время в некоторых группах отсутствует консультативный материал для родителей по сезону,  Визитка группы, информация о режиме работы и консультаций специалистов, о работе кружковой деятельности.

Рекомендуем

- дополнить  Уголок для родителей консультативным материалом по сезону и информацией о режиме работы и консультаций специалистов, о режиме работы кружковой деятельности.

- педагогам I младшей группы в приемном помещении группы оформить Визитку группы.

Реализация индивидуального подхода в организации РППС

Педагогами создаются условия для реализации индивидуальных потребностей детей, организовываются выставки детских работ, фотовыставки детей, размещаются  стенды для поздравления детей с Днем рождения. Во всех группах оформлены Центры уединения (кроме II младшей группы). Не во всех группах выделено место для хранения «секретиков».

Рекомендации:

-  педагогам  II младшей группы оформить Центр уединения в соответствии с требованиями ФГОС (часть: 3.3.4.: наличие в Группе различных пространств для игры, конструирования, уединения);

- для реализации индивидуальных потребностей каждого ребенка педагогам старшей, II младшей, средней, подготовительной групп организовать место для хранения «секретиков».

Одним из важных факторов организации среды является пространственное восприятие дошкольника. Ребенок, попадая в большое пространство, теряется и испытывает беспокойство. Поэтому важно в групповой комнате грамотное зонирование. Это может быть переносная ширма, домики перегородки, и другое оборудование. Так ребенок сможет обеспечить себе искусственную изоляцию среди большого количества детей в течение всего дня («вижу, но не мешаю»). Все же имеет место быть, что воспитатели располагают функциональные центры стихийно, используя только стеновое пространство и не допускают трансформируемости.

Развивающая среда групп представляет собой разнообразие предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых не возможно осуществление специфических видов деятельности. И все же не следует перенасыщать пространство, а также использовать игрушки, не соответствующие возрасту, что имеет место быть в некоторых группах. Целесообразнее использовать принцип частой сменяемости материала, чем нерациональное его использование. Несмотря на многообразие игрушек в группах, все же существует дефицит современных, развивающих познавательных игр, больших напольных мягких модулей,  различных игровых маркеров,

Выводы:

  1. Деятельность педагогов по организации развивающей предметно–пространственной среды групповых помещений ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, признать удовлетворительной.

  1. Отметить хорошую работу по организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения воспитателей I младшей группы, средней, старшей, подготовительной  и группы компенсирующей направленности детей с ОНР.

  1. Воспитателям II младшей группы привести РППС группового помещения в соответствии с учетом выше указанных рекомендаций   (срок до 30.10.2016г.).  

Дата составления  05.10.2016г.

Состав экспертной группы:      ________________    Кокорина С.А.

                                                      _________________  Протопопова Е.В.

                                                      ________________   Пшеничникова О.А.

       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка  по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в МАДОУ «Солнышко»  в  соот...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Тематический семинар «Актуальные вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

На семинаре выступили воспитатели Акимова М. В. и Усачевская Ж. Г., медицинская сестра Яшина С. В. Зам. директора по УВР Еремичева М. В. и старший воспитатель Родионова Л. А. предложили педагогам пр...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды в  соответствии  с  тре...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...