Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка по теме

Волощук Светлана Анатольевна

Семинар-практикум

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды

 

Задачи:

- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования;

- обобщение опыта работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды

Задачи:

- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования;

- обобщение опыта работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Организационный этап

Приветствие, введение в тему

Воспитатели занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки двух цветов) – таким образом, формируются две команды.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.

Насыщенная, безопасная.

Развивает, мотивирует, обновляется.

Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка.

«Мир вокруг».

Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».

Основной этап

Теоретическая часть

Перед вами на экране высказывание, которое  принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:

- найти свое занятие по душе,

- поверить в свои силы и способности,

- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде.

Обратимся к презентации «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Селиной Т.М., руководителя Центра НМС деятельности МОУ НПК №1 им. А.С. Макаренко: слайды 7, 8.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем  для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Цель создания развивающей среды представлена на слайде 9

      Нормативная база и методические рекомендации, которые необходимо использовать при построении развивающей предметно-пространственной среды представлены на слайдах 2, 3, 4.

 Согласно ФГОС ДО (п.3) развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований.

Чтобы еще раз вспомнить данные требования, предлагаю вам открыть документ - п.3.3.

Итак, обращаясь к тексту ФГОС ДО (п. 3.3.1.),  отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего  детского сада, а также прилегающей территории.

Как это требование реализуется в нашем детском саду?

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду «Сказка»

Так, например, вы знаете, что в фойе детского сада оформляются тематические выставки, где вниманию детей и взрослых представлена разнообразная познавательная информация:

-выставки «Делу - время, потехе – час», «Увлечения моей мамы», «Нестандартное физкультурное оборудование» и другие;

-выставка картин местных художников;

-выставка совместных творческих работ детей и родителей «Открытка для мамы»» и др.

     Как я уже говорила выше, образовательным потенциалом, про который нам нельзя забывать, обладает и территория детского сада.

  • Коллеги, приведите, пожалуйста, примеры.

На  площадке перед входом в детский сад расположена зона классиков, где дети могут продолжать знакомиться  цифрами, для детей помладше есть разметка для развития координации движений, физических качеств. Площадка «Перекресток» используется для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города, а пространство веранды - для размещения разнообразного познавательного материала.

Кроме того,  используется пространство всех групповых помещений.  Примеры: в умывальных, в приемных, в спальных помещениях (ФОТО)

Коллеги, далее предлагаю вместе разобраться, отвечает ли  развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду требованиям, изложенным в п.п. 3.3.2., 3.3.3. ФГОС ДО.

Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.

Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, конкурсы, как в помещениях учреждения (групповые, музыкальный зал, спальное помещение), так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках).

- Реализацию различных образовательных программ. 

Образовательная деятельность в дошкольной организации осуществляется по образовательной программе дошкольного образования Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городкого округа «Центр развития ребенка - Детский сад «Светлячок», разработанной самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО. Т.е. созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию, как обязательной части программы, так и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Кроме того, РППС обеспечивает реализацию адаптированных образовательных программ, разработанных для детей-инвалидов: в наличии имеется игровое и развивающее оборудование, в том числе игры, направленные на:

- валеологическое воспитание детей - игры «Валеология или здоровый малыш», макет «Чистим зубы правильно», дидактический материал «Береги здоровье», «Я расту», плакаты «Тело человека», «Спорт» и др.

- воспитание толерантного отношения - набор фигурок «Люди с физическими недостатками», тематический альбом «Параолимпийцы» и др.

- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

  • Коллеги, приведите, пожалуйста, примеры.

Имеются пособия, отражающие особенности трудовой деятельности жителей Заводоуковского городского округа, Тюменской области.

  • Коллеги, приведите, пожалуйста, примеры.

 В группах есть патриотические уголки, альбомы, подборка книг о городе Заводоуковске, о Тюмени и Тюменской области  - где вниманию детей и взрослых представлена информация об истории возникновения и значении символов города (герб и флаг), о характерных представителях флоры и фауны Тюменской области и его достопримечательностях. В рамках сотрудничества с Заводоуковским краеведческим музеем в детском саду организуются выставки, проводятся выездные экскурсии и познавательные мероприятия для детей.

Также учтены климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность:

- на прогулочных участках установлены крытые веранды;

- в каждой группе оформлены мобили, которые заменяются в соответствии с текущим временем года (с 5 лет дети изготавливают самостоятельно);

- имеются дидактические куклы с комплектом одежды по сезонам;

- оформление окон (рисунки на окнах совместный труд родителей и воспитателей);

- фотоальбом с прогулок в разное время года,

- выносное игровое и спортивное оборудование для организации игровой и двигательной деятельности детей на прогулках в теплое и холодное время года;

- календарь природы, где дети самостоятельно или с помощью педагога отмечают погоду, рассматривают и подбирают иллюстрации, изображающие погодные условия и природные явления.

 - Учет возрастных особенностей детей. 

Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например:

 В работе с детьми младшего дошкольного возраста:

- используется конструктор, имеющий крупные детали,

- сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях,

- используется оборудование для игр с водой и с песком,

- оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами,

- куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания;

 В работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные;

- сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство,

- в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности,

- куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор), куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы

- кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы,

- материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Развивающая предметно–пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь следующие отличительные признаки:

- для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;

- для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;

- детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;

- детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т.д.

  • Предлагаю выполнить задание: «Выбери игрушку» Задание: выберите, пожалуйста, игрушки для старшего дошкольного возраста.

Игра «Выбери игрушку» (в эту не сложную игру можно поиграть и с  детьми)

Спасибо, коллеги, а мы продолжим работу с нормативным документом.

Очень содержательным является п. 3.3.4. ФГОС ДО, согласно которому, развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и

- безопасной.

Рассмотрим каждый из перечисленных критериев.

     Вернемся к презентации «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Селиной Т.М., руководителя Центра НМС деятельности МОУ НПК №1 им. А.С. Макаренко

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы - Слайд 11

  • Коллеги, как мы уже говорили, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Назовите, какие образовательные области отражены в содержании Программы в  соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.)?

 Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.

  • Практическое задание: Интерактивная игра «Центры детской активности»

предлагаю распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области Социально-коммуникативное развитие:

-  Центр «Моя безопасность».

- Центр патриотического воспитания.

- Центр для организации сюжетно-ролевых игр.

- Центр «Мы дежурим».

- Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»).

Познавательное развитие:

- Центр познания.

- Центр природы.

- Центр детского экспериментирования.

- Центр занимательной математики.

Речевое развитие:

- Центр детской книги.

- Центр речевого развития.

- Центр театрализации.

Художественно-эстетическое развитие:

- Центр музыкального развития.

- Центр детского творчества.

- Центр строительных игр.

Физическое развитие:

- Физкультурно-оздоровительный центр.

  •  Практическое задание: нужно определить, какой развивающий центр представлен набором предметов (на столе набор из нескольких предметов – центр речевого развития, центр математического развития, физкультурно-оздоровительный центр)

Хочу обратить ваше внимание, что каждый центр должен иметь маркер (это знак для визуально ориентира детей, обозначающий игровой центр в группе) - графический и/или кукла-персонаж. Маркер размещается на уровне глаз ребенка и должен быть понятен для него

  • Задание – с помощью цветной бумаги и фломастеров за 3 минуты изготовить маркер любого центра детской активности. Задача соперников – узнать маркер какого центра представлен их вниманию.

Также обращаю ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:

- много видов театра выставлены сразу;

- обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;

- большое количество книг в детской библиотеке;

- одинаковые комнатные цветы в уголке природы.        

Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка

  1. Трансформируемость пространства предполагает – Слайд 12

Вопрос первой команде:        Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС?

3) Полифункциональность материалов предполагает – Слайд 12

(Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для размещения наглядного материала, для возможности разграничения пространства, для организации двигательной активности детей (для подлезания).

  • Задание: подумайте и скажите, как и в каких центрах детской активности можно использовать:

- пирамиду,

- книгу С.Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» (дети рисуют С.Михалкова),

- шишки (природный материал).

  1. Вариативность среды предполагает: Слайд 13

- наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;

Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т.е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.

- периодическую сменяемость игрового материала.

Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты  (игрушки, оборудование, мебель  и  пр.  материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.

Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.

Как это может проявляться:

- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,

- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).

  1. Доступность среды предполагает: Слайд 13
  •  Что под собой подразумевает это требование? (блиц-опрос)

Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.

Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.

6) Безопасность – Слайд 13

  • Коллеги, как вы понимаете данное требование? (обсуждение)

Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т.е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников – Слайд 21

Принципы оценки безопасности игровой продукции – Слайд 22

  • Практическая работа в группах – Слайд 23

Презентация «Безопасность игрушек»

 

В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет:

- образовательную,

- развивающую,

- воспитывающую,

- стимулирующую,

- организованную,

- коммуникативную функции.

И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э.П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду».

Предлагаю обратить ваше  внимание на презентацию «Детский сад в сетевом столетии: развивающая среда, проекты и исследования», автор Павел Давидович Рабинович, к.т.н., доцент

Московского государственного областного университета, проректора по развитию П.Д. Рабиновича.

В презентации отражены исследования и лучшие проекты по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Заключительный этап

Подведение итогов

Перед вами стоят два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем.

Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро»

Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на «чемодан», если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в «мусорное ведро».



Предварительный просмотр:

Номинация

ИКТ в деятельности дошкольного учреждения: организация методической работы: обобщение опыта, авторские разработки сценариев проведения мероприятий и т.д.

Ф.И.О. авторов полностью

Волощук Светлана Анатольевна

Наименование образовательной организации

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок»

Название работы

Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны)

Информационная стена (авторская) https://padlet.com/voloshukgorodilova/yeyu7nb1ih41

с материалами:

- Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду «Сказке», авторская;

- Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды», автор Селина Т.М., руководителя Центра НМС деятельности МОУ НПК №1 им. А.С. Макаренко;

- Презентация «Безопасность игрушек», авторская;

- Презентация «Детский сад в сетевом столетии: развивающая среда, проекты и исследования», автор Павел Давидович Рабинович, к.т.н., доцент, проректор по развитию Московского государственного областного университета 

- Интерактивная игра «Выбери игрушку» (авторская)                 - Интерактивная игра «Центры детской активности» (авторская)



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Компьютер стал неотъемлемым атрибутом работы любого педагога. Как же мы используем компьютер в работе?

Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации.

Компьютер – это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера, в том числе и  воздействие в виде методической помощи педагогическим работникам.

Конечно, в первую очередь, я использую компьютер как печатное устройство, работая с текстовым редактором «Microsoft Word» для оформления текущих документов: планы работ, отчеты, аналитические справки, протоколы. Для трансляции новых методик и технологий, обобщения опыта работы педагогов используем программу Microsoft Office PowerPoint  Вся эта работа непосредственным образом связана  с использованием ИКТ

      Для многих работников образования и по сей день книги, и периодические издания являются основными источниками той или иной информации. Иногда на поиски необходимых сведений педагог тратит большую часть своего времени, перелистывая огромное количество страниц, просматривая стопки литературы. С приходом в нашу жизнь информационных технологий и Интернета педагоги имеют возможность оптимизировать свой труд, в том числе, и области поиска информации.

При использовании материалов с ресурсов сети Интернет необходимо предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения – ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.

Большинство  педагогов нашего детского сада  пользуются компьютерами практически ежедневно, отправляя сообщения по электронной почте и путешествуя по сети.

Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для оформления методических разработок, для совместной (коллективной) работы педагогов, как в образовательной организации, так и находясь вне ее стен. Одним из таких сервисов является веб-стена Padlet, на которую можно прикреплять фото, файлы, ссылки на странички интернет, заметки. Это может быть приватный проект стены, модерируемая стена с несколькими участниками, которые будут заполнять виртуальную стену информацией или доступная для чтения и редактирования любым пользователем площадка для обмена информацией. Веб-приложение Padlet называет себя «мультимедийно-дружественное вики реального времени со свободной формой». То есть, это чистый холст, где можно набросать идеи вместе с виртуальной группой. Каждый участник может разместить свои мысли, наряду с любыми файлами, фотографиями, видео и ссылками, которые относятся к обсуждению.

Веб-стена может быть использована педагогами при групповой или фронтальной работе. Она позволяет разнообразить  изучение материала: есть возможность давать материал, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажеры, Интернет-ресурсы и т.д. Всю информацию, отображенную на стене можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте.

Использование веб-приложения Padlet в данном мероприятии позволит производить быструю смену методического материала, активизировать процесс общения с коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение  развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»...