Учимся сочинять сказку!
статья на тему

Лобанова Мария Юрьевна

Рекомендации по сочинению детьми сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учимся сочинять сказку!37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся сочинять сказку !

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить-это не только кладезь народной мудрости,но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб,к миру истории,это ,,золотой ключик,, к изменению мира,к его творчеству. Ребенок наполовину живет в этом воображаемом,нереальном мире и не просто живет, а активно действует в нем,преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности,которой он еще не знает,черты будущего,о котором он еще не умеет задумываться.

Хорошей сказке свойственны большой охват событий в быстром,даже стремительном темпе,с высокими подъемами и крутыми спусками,с живым,неподдельным чувством рассказчика,со смелыми обобщениями и выводами. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими,остроумными эпитетами,смысловой поэтикой. Народ-непревзойденный учитель речи детей. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка,показывает, как богата родная речь юмором,живыми и образными выражениями,сравнениями.

Сказка совершенствует,обогащает и гуманизирует детскую психику,так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей,кто борется за справедливость,добро и свободу.

Сказки способствуют развитию детского словесного творчества.

Поэтому нужно читать детям народные сказки. Очень полезно для развития детского словотворчества сочинять сказки совместно с детьми. Способность совместно с детьми,придумывать сюжеты лежит в основе развития воображения. Именно эта способность дает возможность не только осмысливать,но и переосмысливать окружающее. А это и есть подлинная свобода,независимость от окружающего мира,те крылья,которые делают орла орлом. Такие занятия можно проводить в любое время. Очень любят дети сочинять по вечерам,при необычном освещении.

Надо сесть вместе и лучше не на стулья и кресла,а на пол,на ковер или подушки от дивана. Если вам удастся привлечь к этому несколько взрослых,игра только выгадает. Очень хорошо если сказку сочиняют еще дети разные по возрасту и просто разные по развитию. Но вовсе не обязательно,чтобы число участников было большим,можно сочинять и вдвоем.

Каждый участник может придумать сколько хочет:1-2 предложения или самостоятельный кусок. Очень важно,чтобы другие внимательно слушали и учитывали уже рассказанное. Взрослый должен быть инициатором и направляющим.

Такие занятия имеют еще одно очень важное значение-они сближают мать и детей,семью,разрушают барьер между отцами и детьми,учат быть волшебниками.

Перечень художественной

литературы,в которой Вы можете

найти разнообразные виды игр

со сказкой.

1.Фесюкова Л.Б. ,,Воспитание сказкой,, М.2000 г.

2.Родари Дж.,,Грамматика фантазии,,.1982

3.Стрелкова Л.,.Войти в тридесятое царство,, М.1995

4.Нестеренко А.А.,,Страна загадок,,.Ростов-на-Дону.1993

5.Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д.,,Сказка звездной страны Зодиакалии,, Спб.1998

,,Путь к волшебству,,СПб.1998

6.Чернихович Е.,,Винни-Пух решает вслух,, Гомель,1995

7.Фесюкова  Л.Б.,,От трех до семи,, Спб.1996

Список рекомендуемой

художественной литературы

для детей.

1. ,,Морозко,,

2. ,,Сестрица Аленушка и братец Иванушка,,

  1. ,,Царевна-Лягушка,,
  2. ,,Сивка-Бурка,,
  3. ,,Золотой ключик,, А.Толстой
  4. ,.Приключения Чипполино,, Дж. Родари
  5. ,,Приключения Незнайки и его друзей,, Н. Носов
  6. ,,Дядя Федор,пес и кот,, Э. Успенский

Совместные игры с детьми.

,,Играем в сказку,,

1.Изменение ситуации в знакомых сказках.

Рассказываем детям сказку(в который раз,знакомую) и договариваемся,что что-то с ней изменится. Сначала мы что-то с ней меняем сами,причем совсем немного,но такое,которое побудит ребенка придумывать. Постепенно ребенок сам начинает изменять сказку.

 

2.Придумывание кратких историй.

Сначала сами рассказываем свою историю,краткую,но сказочную. Детям

 будет интересно придумывать истории разных предметов-полки,платка,стула,ботинка.

3.Сказка про самого себя.

Дети очень любят слушать,что же случилось с их папами и мамами. Любят придумывать про самих себя или про друзей,сестер,братьев.

4.Перевирание сказки.

Выбирается сказка знакомая и любимая детьми. В качестве примера сказочник приводит перевирание другой знакомой детям сказки. Этот метод воспитывает юмор,понимание иронии.

5.Сказка-калька.

Это придумывание такой сказки,где все герои остаются,но попадают в совершенно другие обстоятельства. Они могут быть фантастические,невероятные,а могут быть близкие к реальным.

Но и здесь нужен пример взрослого,который заинтересует ребенка и он сам захочет сочинить такую сказку.

Литература.

1.Выготский Л.С.,,Воображение и творчество в дошкольном возрасте,, Спб,Союз, 1997

2.Гуревич Л.М.,Панкратов М.Л.,,Обучение детей 5-6 лет сочинению сказок,, Спб,1985

3.Дьяченко О.М.,Веракса Н.,,Чего на свете не бывает,,Москва,1991

4.Зинкевич Т.М.,Михайлов В.Г.,,Волшебный источник,,

5.Лейтис Н.С.,,Способности и одаренность в детском возрасте,,Москва,1984

6.Никитин В.П.,,Ступени творчества,,Москва,1990

7.Поддьяков н.н.,,Новый подход к развитию творчества у детей. Вопросы психологии № 1,,1990

8.Стрельцова Л.М.,,Литература и фантазия,,Москва,1992

9.Селюцкий Б.,,Правила игры без правил,,Петрозаводск,1989

10.Теплов В.М.,,Психология восприятия художественных произведений,,.Выпуск 2

11.Синицина,,Умные сказки,,

12.Стрелкова Л.П.,,Уроки сказки,,Москва,1990

13.Дж. Родари,,Грамматика фантазии,,1982

14.Фесюкова Л.,,Воспитание сказкой,,Харьков,1996

15.Черниховская Е.,,Винни-Пух решает вслух,,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Презентация "Учимся сочинять загадки"

Консультация для родителей на тему: "Учимся сочинять загадки"...

Педагогический проект для детей с ОВЗ "Учимся сочинять стихи и загадки"

В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности.Поэтому развивать их надо как можно раньше.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, на основе малых фольклорных форм...

Мастер-класс "Учимся сочинять синквейн"

Обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Практикум для родителей "Учимся сочинять сказки"

Практикум для родителей "Учимся сочинять сказки"...

Мастер-класс "Учитесь сочинять загадки"

Родителям, для развития у детей вооброжения, речи, логического мышления....