Описание опыта работы по теме: "Приобщение дошкольников к ценностям как компонент социализации".
методическая разработка на тему

Власова Ольга Викторовна

Анализ содержания дошкольного образования с позиций ценностных составляющих - наиболее востребованный современный подход в науке и практике. Отечественная дошкольная педагогика видит в нравственном воспитании, одном из традиционных направлений работы с детьми целенаправленный перманентный процесс формирования активного, действенного отношения к этическим ценностям общества. Одна из главных педагогических задач сегодня - становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о добре, красоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к ценностям как компонент социализации.

Россия - страна с многовековой историей, культурные традиции которой во все века определяли мировоззрение русского народа.

Трудолюбие, совестливость, жертвенность, взаимопомощь, милосердие, любовь необходимо прививать с самого раннего детства.

Целомудрие, святость, патриотизм - эти ценности всегда являлись частью духовных традиций русского народа

Анализ содержания дошкольного образования с позиций ценностных составляющих - наиболее востребованный современный подход в науке и практике. Отечественная дошкольная педагогика видит в нравственном воспитании, одном из традиционных направлений работы с детьми целенаправленный перманентный процесс формирования активного, действенного отношения к этическим ценностям общества. Одна из главных педагогических задач сегодня - становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о добре, красоте.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Целью социализации дошкольников служит приобщение детей к ценностям общества, необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности.

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций.

Социализация, базирующаяся на формировании ценностных основ личности детей старшего дошкольного возраста, предполагает решение следующих образовательных задач:

  • вызывать позитивный эмоциональный отклик на проявления социально значимы ценностей;
  • развивать социально приемлемые эмоциональные реакции, адекватные ситуации проявления или игнорирования общественно направленных ценностей;
  • способствовать открытому проявлению ценностного отношения к окружающим во взаимодействии ними;
  • познакомить с общественно значимыми ценностями, учить узнавать следование знакомым ценностям отношениях, чертах характера, поступках литературных персонажей, вымышленных и реальных людей либо их игнорирование;
  • дать знания о парных понятиях характеризующих в ясных и знакомых детям социальных отношения: позитивное и негативное ценностное начало; добро - зло, правда - ложь, труд - лень, безделье, щедрость жадность и пр.;
  • обогащать активный словарь посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы;
  • воспитывать соответствующее обстоятельствам положительное или отрицательное ценностное отношение (оценку) в воображаемых и реальных ситуациях, основанное на эмпатии (понимании, сочувствии и содействии) как проявлении ценностного отношения к окружающим:
  • формировать умение проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социальных ценные отношения, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности, на добр истине, труде, щедрости;
  • формировать целостную картину мира на основе первичных ценностных представлений;
  • способствовать гармоничному развитию детской личности на основе социально- детерминированных ценностей.

Одним из первых шагов, которые были предприняты в ходе работы, стала организация системы мониторинга, позволяющая выявить уровни социального развития воспитанников с позиций ценностных основ.

Опираясь на опыт отечественной дошкольной педагогики в области нравственного воспитания социального развития детей, изучив результаты собственной работы, в процессе исследования была составлена и апробирована диагностическая карта, позволившая выявить уровень развития ценностных составляющих личности детей дошкольного возраста.

Личный опыт позволяет утверждать, что к ведущим методам обследования относятся:

  • наблюдения в повседневной жизни и обсуждение реальных жизненных ситуаций, обращение к детям: советом, как следует поступить в том или ином случае;
  • чтение произведений художественной литературы и беседы этического содержания;
  • рассказы старших дошкольников по сюжетным картинкам;
  • совместные режиссерские игры взрослых и детей, в которых проигрываются ситуации, требующие морально-нравственной оценки и направленные на выявление личного отношения дошкольников к ним. Кроме того, возможно использование специальных методик выявления уровня
  • эмоционального развития дошкольников, на которые опирается' в своей работе педагог-психолог.

При формировании эмоционального аспекта ценностных отношений дошкольников часто использую ситуации, игры-драматизации, придумывание сказок, шутки и юмор, а также игровые упражнения, направленные на формирование доброжелательных отношений

Воображаемые ситуации помогали детям продумать и предложить собственное решение в случаях, когда их вымышленные сверстники проявляли следование ценностям или игнорировали их r словах и поступках. Параллельно дошкольники включались в оценивание действий персонажей, в придумывание под руководством педагога сначала небольших вымышленных историй, а затем в коллективное и самостоятельное рассказывание воображаемых ситуаций по предложенной теме, соответствующей определенной ценности, например: "Как Витя другу помог», «Добрый поступок». При этом в детских высказываниях понятия, обозначающие конкретные ценности (добро, правда, труд, щедрость и др.), постепенно вытесняли изначально повсеместно используемые характеристики «хороший - плохой» или оценки «поступил хорошо - сделал плохо».

Как показал эксперимент, воображаемые ситуации обязательно должны иметь истоки в реальных событиях детской жизни; например, сходные истории могли быть предметом наблюдений воспитателя, причиной конфликтов в группе детского сада и т.п. Героями вымышленных ситуаций становились сказочные, реже другие литературные персонажи детских книг. На основании полученных результатов исследования можно утверждать, что в аналогичных обстоятельствах действия, совершаемые литературными героями, прочно связывались в сознании детей с литературным образом. Так Емеля в детских рассказах непременно проявлял щедрость, а Лиса обязательно была обманщицей. Руководствуясь свойственной возрасту фантазией, старшие дошкольники включали в собственные рассказы не только сказочных героев, но и волшебные предметы, например летающую метну, волшебную палочку, а также магические действия, колдовство, что подтверждало сказочность такого рода историй.

В ходе работы сложно было представить проявления детского творчества без добрых шуток и юмора, которые рассматриваются в качестве одного из методов развития эмоционального отношения к ценностям. Безусловно, инициатива первоначально принадлежала педагогам, которые затем побуждали к этому дошкольников. Смех в качестве эмоциональной реакции служил детям старшего дошкольного возраста средством поддержки ценностного поведения: «Молодец!», «Правильно!». Кроме того, он указывал на неодобрение

игнорирования ценностей и непременной расплаты за это: «Так ему и нужно!», «Сам виноват!».

Впоследствии в качестве усложнения воспитателями сознательно использовались приемы отступления от принятого образа в словах и поступках персонажей, чтобы у воспитанников не складывались стереотипы их оценки и характеристик Такие игры-занятия пользовались большой популярностью и вызывали значительный интерес у старших дошкольников. Последующие наблюдения показали, что дети переносили в самостоятельную игровую деятельность как персонажей и их образы, так и рассмотренные на занятиях ситуации, с удовольствием самостоятельно исправляли неверные поступки, давали нужные пояснения, демонстрировали имеющиеся знания.

Рано или поздно нашим подопечным предстоит пуститься в свободный полет когда они сами будут решать что им делать как поступить, какое направление полета выбрать. Так пусть они несут миру только любовь, свет, тепло, добро и радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Презентация из опыта работы по теме: "Приобщение младших дошкольников к истории и культуре малой Родины".

Презентация содержит ознакомительный материал из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию младших дошкольников....

Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

Обобщение опыта работы по теме «Приобщение дошкольников к чтению сказок по средствам применения квест-технологий»

в данном материале содержится мой опыт работы по внедрению квест-технологий по развитию речи...