Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
методическая разработка по теме

Комарова Светлана Николаевна

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность разнонаправленного исторического опыта проживания человека в определенной местности. Участие детей с ОВЗ в мини походах и заочных путешествиях, способствует не только укреплению духа и тела, но и взращивания  чувства пространства, чувства территории, чувства родной земли, которая немыслима без краеведения, а это уже то, что решает судьбу страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_attestacii.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Комарова Светлана Николаевна

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Описание опыта работы по теме

«Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Автор

Воспитатель

Комарова Светлана Николаевна

с.Веселая Лопань

2012

Содержание

Информация об опыте3

Технология опыта7

Результативность опыта11

Библиографический список12

Приложение к опыту14

Условия возникновения и становления опыта

 Тема опыта: «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Свою педагогическую деятельность осуществляю в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей им подростков с ограниченными возможностями». На протяжении четырёх лет работаю с детьми старшего возраста.

Началом работы по теме опыта стало проведение тестирования и викторин по определению уровня знаний по истории родного края.

Приложение №1

Важная роль комплексного изучения своей «маленькой» Родины была осознана в России давно. В начале XX столетия такое изучение обозначили термином краеведение. Краеведение сегодня – это сложное самостоятельное направление науки. В наши дни оно имеет огромное значение для общества. По словам Д.С. Лихачёва оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины. Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природной, социокультурной специфики своего города (села), осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

В современном мире вместо понятия «краеведение» в обиход вошло более широкое понятие – «краеведческая деятельность», которое включает в себя всю сумму знаний о своём крае, его природе, истории, культуре, обществе, а также способы, формы, методы, организации, через которые осуществляется приобретение этих знаний, сведений, наблюдений.

Таким образом, краеведческая деятельность – это такая область человеческого познания, с которой связан каждый человек, живущий на данной территории. Он может быть потребителем этих сведений и знаний, значит, ему легче будет приспособиться к жизни в этой природной и социальной среде, он эффективнее будет строить свою посильную трудовую деятельность. Но он может быть и активным созидателем новых знаний, наблюдений и сведений и о природе, и об обществе, и о культуре этого края.

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности краеведческих знаний у подростков определилась необходимость активизации их патриотического воспитания.

Актуальность опыта

«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
 
к родной речи – задача первостепенной важности,
 
и нет необходимости это доказывать.
 
Но как воспитать эту любовь?»

Д.С.Лихачёв

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, и проявляющих национальную, и религиозную терпимость».

В свете событий последних лет, которые подтверждают, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно-патриотического воспитания, хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать  сохранению исторической преемственности поколений: историческому и культурному наследию, формированию духовно-нравственных качеств личности.

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность разнонаправленного исторического опыта проживания человека в определенной местности. Участие детей с ОВЗ в мини походах и заочных путешествиях, способствует не только укреплению духа и тела, но и взращивания  чувства пространства, чувства территории, чувства родной земли, которая немыслима без краеведения, а это уже то, что решает судьбу страны. 

В связи с этим, тема по самообразованию: «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе, как одно из направлений их патриотического воспитания», является особенно актуальной в работе с детьми-инвалидами, т.к. работа в данном направлении предоставит детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, даст убедительные, яркие ответы на возникающие вопросы, будет развивать любознательность, разожжет огонек любви к родному краю. Такое направления работы обладает значительным потенциалом с точки зрения возможностей развития, экологического сознания детей и эффективно в работе с детьми с ОВЗ. Использование краеведения поможет им стать настоящими гражданами своей страны. Личные впечатления, которые появляются у подростков в процессе деятельности с использование краеведческих материалов (виртуальных экскурсий) усилят эффективность всех аспектов воспитания: нравственного, гражданского, эстетического. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания подростков о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного, нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, они помогут на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма.

Понятие «Родина» начинается со знания истории места: села или города, в котором живёт человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших. Как сказал Д.С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Краеведческая работа даёт возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать у подростков чувство патриотизма и гордости за свой край и страну. Известно, что краеведческая тематика всегда вызывает активность детей, способствует повышению мотивации.      Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность подростков, помогает формировать понимание закономерности исторических процессов и явлений на основе наглядного постижения местных культурно-исторических событий. Важную роль в освоении навыков изучения природы родного края играет работа по вовлечению подростков в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. Так изучив с детьми-инвалидами экологическую обстановку Белгородского края в связи с пожарами, уничтожившими большие площади леса, решили внести посильный вклад для озеленения нашей области. После наблюдения на прогулке за проросшими желудями, решили посадить и вырастить дубки в комнатных условиях, а также вести наблюдение за их развитием. Эта работа вызвала активность детей, способствовала повышению мотивации в изучении природы родного края.

Представленный опыт способствует в большей степени решению социально-обусловленных задач: формирование общей культуры личности, её адаптация к жизни в обществе, создание основы для социального выбора и освоения профессий, формирование человека и гражданина, интегрированное в современном ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Ведущая воспитательная идея опыта заключается:

В формировании мотивации к изучению истории родного края;

В определении путей повышения эффективности процесса патриотического воспитания.

Длительность работы над опытом.

Работа по теме самообразования была разделена на несколько этапов:

Начальный этап 2008 год;

Основной этап 2009-2011 годы;

Заключительный этап 2012 год.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности краеведческих знаний у подростков.

На формирующем этапе проводится апробация форм и методов работы с детьми-инвалидами по патриотическому воспитанию.

Диагностика на заключительном этапе предполагает успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы патриотического воспитания.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен циклом заочных экскурсий по

Белгородской области и ее районам, консультаций, позволяющих

расширить и углубить знания детей, викторины.

Теоретическая база опыта

Яковлев, Касимова: Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие.

 А. Быков, Владимир Лутовинов. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях

Энциклопедия «Вокруг света»

Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173.

Сайт BelStory.RU | Белстори.РФ. Летопись Белогорья.

Свободная энциклопедия. Википедия.

Новизна опыта

Несформированность у юношества качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы. Работая с детьми разного уровня развития, моя работа строится через индивидуальные и групповые занятия, занятия – практикумы, заочные экскурсии, беседы, дискуссии, викторины.
 
        Но формировать одно из основных качеств личности, гражданина – патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей-инвалидов. В соответствии с вышесказанным, новизна данного опыта заключается в создании системы деятельности как теоретической, так и практической для детей с ограниченными возможностями, позволяющую формировать личность гражданина – патриота во всех аспектах понятия «патриотизм».

Технология описания опыта

О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Очень точно о культурных традициях, патриотизме, любви к истории своей  Родины высказался академик Дмитрий Сергеевич Лихачев:

«Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем не медленной "отдачи", не верим в медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе».

«Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

 Огромное значение имеет ознакомление детей с ОВЗ с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Белгородской области. Знакомясь с родным городом (селом), его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В связи  с ограниченными возможностями детей – инвалидов успешность развития  при знакомстве с родным городом (селом) станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через виртуальный экскурсии, предметную деятельность, общение, посильный труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные их возрасту и возможностям.

Исходя из этого, моя работа  по теме: «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе - как одно из направлений их патриотического воспитания» включает следующие цели и задачи:

Цель: воспитание патриота своей Родины, гармонически развитой личности.

Задачи:

Образовательные задачи:

Развитие познавательного интереса;

б. Способствовать овладению детьми-инвалидами знаний по истории малой Родины.

Воспитательные задачи:

Приобщение подростков к национальным ценностям, культурному наследию;

б. Воспитание патриотизма и любви к родному краю как частице Родины;

в. Формирование общественно активной личности.

Развивающие задачи:

Способствование профессиональному самоопределению подростков, развивать умение вести дискуссию и диалоговое общение.

В своём опыте руководствуюсь следующими принципами:

Принцип оптимального выбора методов, форм и средств краеведческой работы, направленных на развитие творческой и нравственной личности;

Принцип учёта индивидуальных психологических характеристик личности ребёнка (восприятие, память, контроль за собственным поведением и т.д.);

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей-инвалидов;

Принцип активности предполагает вовлеченность детей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;

Принцип креативности предполагает подготовку к любым видам творчества, развивает детей.

В ходе реализации опыта перед собой ставила задачу связать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми 
ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка-инвалида, таким образом, вовлекая его в социально - значимую деятельность.

          Работу строила через беседы, виртуальные экскурсии по районам и их достопримечательным местам, историко-краеведческие консультации, викторины, оформление стенных газет посвященных знаменательным датам, проведение военно-спортивной эстафеты, традиционных христианских и календарных праздников, а также практическая работа: посадка желудей в горшочки, наблюдение и уход за будущими дубками.

Приложение Фотоальбом

По теме самообразования накоплен теоретический и практический материал.

Приложения № 2 - 26

Заочные экскурсии:

«Моя малая – Белгородская область»;

«Моя малая – Алексеевский район»;

«Моя малая – Белгородский район»;

«Моя малая – Борисовский район»;

«Моя малая – Валуйский район»;

«Моя малая – Вейделевский район»;

«Моя малая – Волоконовский район»;

«Моя малая – Грайворонский район»;

«Моя малая – Губкинский район»;

«Моя малая – Ивнянский район»;

«Моя малая – Красненский район»;

«Моя малая – Красногвардейский район»;

«Моя малая – Краянояружский район»;

«Моя малая – Корочанский район»;

«Моя малая – Новооскольский район»;

«Моя малая – Прохоровский район»;

«Моя малая – Ракитянский район»;

«Моя малая – Ровеньской район»;

«Моя малая – Старооскольский район»;

«Моя малая – Чернянский район»;

«Моя малая – Шебекинский район»;

«Моя малая – Яковлевский район»;

Заочная экскурсия по родным местам В.Ф.Раевского «Здесь колыбель твоя была»;

Урок – деловая игра «Создание Белгородской губернии»;

Урок – путешествие «Родная Белгородчина»

Приложения № 27- 29

Беседы:

«Традиции борисовской керамики»;

«История Холковского Царева монастыря»;

«Курской битве посвящается».

Приложения № 30- 39

Консультации:

Биография Б.П.Шереметьева;

Биография И.М.Губкина;

Биография В.Ф.Раевского;

Биография В.Г.Шухова;

«Борисовский Богородско – Тихвинский монастырь»;

Заповедник «Лес на Ворскле»;

Заповедные участки: «Ямская степь», «Лысые горы»;

Мемориальный комплекс «Курская Дуга»;

Музей – заповедник «Прохоровское поле».

Приложения № 40-41

Викторины:

«Белгород – город воинской славы»;

«История в датах». Губкинский район.

Приложения № 42 - 43

Тесты:

«Белогорье – край родной»;

«История в датах». Прохоровский район;

Воспитывая у детей любовь к родному поселку, селу, городу, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Что же касается национального, интернационального, общечеловеческого, то, на мой взгляд, эти понятия взаимосвязанные. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет нацию, и конкретную личность. Наша страна многонациональна, дети разных национальностей воспитываются рядом.

При разработке системы занятий учитываю психологические особенности и возможности детей. В работе с подростками использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения. Являясь воспитателем старшей группы, стремлюсь создать условия комфортности для каждого подростка в группе. Привлекая к совместной деятельности всех детей.

Результативность

В ходе освоения данного опыта прослеживается следующая динамика в формировании мотивации к изучению истории родного края:

Дети с ОВЗ получили общие сведения по краеведению – об истории Белгородского края, его районов и сёл;

Освоили основы проведения виртуальных экскурсий;

Научились готовить выступления по краеведческой тематике;

Приобрели четкую, обозначенную гражданскую позицию;

Научились высказаться по рассмотренной теме, защитить свой взгляд.

Способы проверки результатов традиционны – беседы с детьми, анкетирование, тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...

Музейная педагогика - одно из направлений для патриотического воспитания дошкольников

Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников...

Представление опыта работы «Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к активному творчеству через различные виды декоративно-прикладного искусства в условиях коррекционного детского дома»

Актуальность данной темы заключается в том, что по статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с отклонениями в развитии. Среди них зн...

«Физическая культура как одно из направлений гражданско- патриотического воспитания в ДОУ»

laquo;В человеке, которого мы воспитываем должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство»В.А. Сухомлинский.Патриотическое воспитание — одна из ак...