Представление опыта работы «Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к активному творчеству через различные виды декоративно-прикладного искусства в условиях коррекционного детского дома»
материал

Валеева Надежда Константиновна

Актуальность данной темы заключается в том, что по статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с отклонениями в развитии. Среди них значительную группу составляют дети, имеющие задержку психического развития. Такие дети сталкиваются с рядом проблем не только учебного, но и личностного характера, испытывают трудности в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_dekarativno-prikladnolmu_isskustvu.docx54.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Представление опыта работы

«Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к активному творчеству через различные виды декоративно-прикладного искусства в условиях коррекционного детского дома»

                                                                                  Воспитатель:

                                                                                 Валеева Н.К.

Мегион

2022 год

        

Актуальность данной темы заключается в том, что по статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с отклонениями в развитии. Среди них значительную группу составляют дети, имеющие задержку психического развития. Такие дети сталкиваются с рядом проблем не только учебного, но и личностного характера, испытывают трудности в общении.

Современное дошкольное учреждение должно быть готовым не просто обеспечить детям с задержкой психического развития качественное формирование   знаний и умений, но и создать условия для развития социально-психологической компетентности, которая обеспечивает успешность взаимодействия при совместном общении с нормально развивающимися сверстниками, а также способствовать эффективной социальной адаптации.

В современных условиях главным направлением социального образования является коррекционно-реабилитационная помощь детям, обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса.

Социальная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается как содержанием, так и организацией коррекционно-образовательного процесса, который включает не только формирование умений, но и создание оптимальной среды для максимального развития личности.

Цель: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник декоративно-прикладного искусства

Задачи, способствующие достижению цели:

развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;

  • формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
  • совершенствование художественных способностей при работе                                с разными художественными материалами и техниками;
  • стимулирование интереса к прикладному творчеству;

воспитание нравственных качеств личности детей

Осуществляя педагогическую деятельность, применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
  • метод диалогичности (позволяет детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
  • метод сравнений (для активизации мышления);
  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
  • метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
  • метод привлечения жизненного опыта детей;
  • метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);
  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
  • словесный метод;
  • наглядный метод.

 Формы работы:

  • индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;
  • коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;
  • проведение тематических, конкурсных мероприятий;
  • игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, ролевые диалоги, игры в добрые и ласковые слова.

Материал для занятий подбираю с учётом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, работы из природного материала (семян, крупы, опилок, стружки, скорлупы и т.д.), дидактические игры, силуэтное и объёмное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребёнка.

Например, при работе с бумагой мы делали однослойную и многослойную аппликацию, выполняли объёмное моделирование из картона, спичек. На занятиях идёт обобщение наколенного детьми  умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень.

Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, папье-маше, плетение, мозаика, вырезание, моделирование из картона). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Поздравительная открытка», «Выразительные возможности аппликации», «Геометрическая аппликация», «Предметная аппликация», «Сюжетная аппликация», «Объёмная аппликация» «Растительный орнамент» и другие. Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук,  глазомер,  чувство  формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.

Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений.  Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камыш, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает своё воздействие на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином. Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука – мозг”. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как «Сказочные персонажи», «Цветы», «Птицы».

На каждой новой ступени познания дети возвращаются  уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод «забегания вперёд» и «возвращения к пройдённому»).  Если художественно-творческая деятельность детей на индивидуальных занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то, на групповые занятия выстраиваются на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.  

  Использование нетрадиционной техники выводит детей за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  изобразительная деятельность доступна не всем, а только одарённым детям, теряет  обоснованность.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учётом возраста и интересов учащихся, а также с учётом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребёнка.

  Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то своё. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создаёт положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.  Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают  огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Дети, нашей группы, это дети с нарушением и недоразвитием речи, ослабленным соматическим и психическим здоровьем. В работе с такими детьми необходимо уделять особое внимание развитию эмоциональной, речевой, двигательной, нравственной сфер. Именно в этом неизменным помощником является народное творчество: фольклор, декоративно-прикладное искусство. Фольклор неизменно эмоционален и всегда заключает в себе лучшие черты своего народа. Знакомство с сокровищами творчества помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину. Мы живём в стране, имя которой Россия. Невозможно представить воспитание подрастающего поколения без знания своего народного фольклора, впитавшего в себя мудрость, знания и опыт наших предков.

Процесс познания и усвоения должен начаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

 Дети детского дома лишены такой возможности. Поэтому значительно возрастает роль нас, педагогов в духовно - нравственном становлении личности ребёнка, его подготовке к самостоятельной жизни. Для детей с ОНР игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

 Приобщение ребёнка к народному творчеству через все виды деятельности даёт наибольшие возможности для воспитания личности.

Программа «От рождения до школы» Вераксы и «Программа коррекционно-развивающей работы» Н.В. Нищевой нацеливают нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу, толерантности.

Результаты анализа навыков и умений на момент поступления детей в детский дом показали, что некоторым малышам знакомы потешки, песенки, сказки. Но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называли ее персонажей. Я поставила перед собой задачи: познакомить детей с малыми формами фольклора, помочь запомнить, научить рассказывать, обыгрывать и использовать в различных видах деятельности потешки, песенки, сказки.

Чтобы потешка, песенка или сказка прочно вошла в жизнь ребёнка надо ему помочь осознать её содержание. На занятиях я не просто читала произведения, а продумывала, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребёнка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором -принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей, их активность.

 Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми принцип наглядности, где можно использовать следующие приёмы: инсценирование произведения с помощью различных пособий, игрушек, приём действенного соучастия, который рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающиеся перед их глазами действия; приём обыгрывания потешки. Так же широко использовала различные виды театра, иллюстрации.

 Малые формы фольклора использовала в различных видах деятельности. Например, при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала песенкой, потешкой. Так, обучая малышей мыть руки, побуждая повторять действия, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывании словами: «Чистая водичка моет Люсе личико, Оленьке ладошки, а пальчики – Андрюшке».

Или: «Водичка, водичка, умой моё личико». Всё это помогало малышам запомнить последовательность процедуры и весёлую потешку. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки во время игр.

Укачивая куклу спать, Лада, Толя напевали: «Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай...». Гуляя на прогулке и увидев кошку, дети вспомнили потешки: «Киска, киска, киска брысь...», «Кисонька-мурысенька…».

На занятии по конструированию дети строили домики-теремки с последующим обыгрыванием по русской народной сказке «Теремок» с использованием игрушек. Под влиянием фольклора малышам становятся близкими и более понятными образы животных. Знакомя детей с домашними животными, использовала, песенки, потешки с движениями. Дети с удовольствием обыгрывали песенки: «Ай, ду-ду, ай, ду-ду, потерял пастух дуду...», «Коза-хлопота» и др. На занятиях по изобразительной деятельности дети лепили угощения и повторяли потешки: «Ай, качи-качи-качи. Глянь, баранки, калачи», «Тюшки-тютюшки, будем печь ватрушки». Вспоминают они их и играя в песочнице. Так же на занятиях по изобразительной деятельности познакомила детей с народной дымковской игрушкой, используя при этом потешки.

Детям нравятся игровые подражательные движения с использованием потешек, с интересом занимаются на физкультурных занятиях по сюжетам народных сказок. Дети познакомились с народным персонажем кукольного театра - Петрушкой, с предметами народного быта: самовар, русская печь.

С целью приобщения детей к народному творчеству, закрепления знании, умений и навыков, были проведены развлечения: «В гости к нам пришёл Петрушка», где дети оживлённо играли с народным персонажем, «У носатого Фоки постоянно руки в боки» в ходе которого закрепили знакомые потешки и колыбельные песенки, пили чай из самовара, «В гости к бабушке Варваре» - закрепили представления о домашних животных, обыгрывая потешки, песенки, играли в русские народные  игры, помогали 6абушке Варваре печь ватрушки в русской печке. «В гостях у бабушки Забавы» дети отгадывали загадки, играли в народные игры, обыграли сказку «Курочка Ряба».

К концу второго года работы с детьми воспитанники запомнили, научились рассказывать, использовать в различных видах деятельности песенки, потешки, сказки.

 Продолжая работу по ознакомлению с народным творчеством, знакомлю детей с декоративно - прикладным искусством: дымковской игрушкой, хохломской росписью. При этом используются дидактические игры: «Русские узоры», «Составь узор», «Подбери элементы узора», «Составь, обведи, раскрась».

Чтобы  ближе узнать эмоциональное состояние ребёнка использую на занятиях разные упражнения:

  • «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
  • «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
  • «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
  • «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».

Детям, эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям   предлагаю краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикреплённые на стенах, пластилин, рисование мелом.

Анализируя умения и навыки детей в конце учебного года, можно сделать вывод: русское народное творчество способствует созданию положительного, эмоционального настроения, помогает увеличить запас слов и овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно - речевой деятельности.

Песталоцци писал: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать». Постепенно мои воспитанники осваивают дополнительные способы и средства выражения своих чувств, эмоций, самого себя, что позволяет применять данные технологии в работе с детьми с нарушением развития возможностей. Выбранные мной формы и методы художественной деятельности развивают творческие способности детей, свободное общение, участие в праздниках, конкурсах, выставках и т.д.  Дети всегда остаются детьми, и конечно, важно, чтобы им было интересно делать то, что мы им предлагаем. Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.

Список используемой литературы

Баряева Л.Б., Зарин А.П., Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 2000 – 278сю

Бурачевская, О.В. Арт-технологии как средство развития пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи// Инновационные педагогические технологии: материалы II международной конференции. — Казань , 2015. – С. 139-142

Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва 1980–480с.

Ганеева, А.С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС// Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. — №1 – С. 115-117

Дядюнова, И.А. Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребёнка//Цветной мир – 2011 — №1 – С. 3-6

Забрамная С. Д.  Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва 1995 – 286 с.

Лыкова, И.А. Рукотворные игрушки: гармония разума, чувства и действия// Цветной мир – 2013 — №2 – С. 8-9.

Сапожникова, О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников — М. : ТЦ Сфера , 2015.

Шевчук Н.Л. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества. // Эл. ресурс, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья в основной общеобразовательной программе ДОУ в свете введения ФГТ.

Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможност...

Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни....

Драматизация как средство приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к художественной литературе.

Презентация представлена в областном Марафоне педагогического опыта "Дошкольник: приобщение к художественной литературе" Особую тревогу вызывает неуклонно возрастающее количество детей с ограниченными...

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья

ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3...

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровьяСоставила воспитатель средней группы Тажимба Биче-Уруг Михайловна МБДОУ д/с «Золотой ключик» с. Бай-Хаак Танд...

Доклад на тему: «Представление опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» 2021 год.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми с ОВЗ необходимо создать условия, использовать современные образовательные технологии, направленные на развитие и коррекцию психических, позн...

«Речевая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и её развитие через различные формы и приемы обучения»

Речь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретен...