Методический материал - Организация процесса образования дошкольников: "Технология проблемного обучения"
методическая разработка по теме

Организация процесса образования дошкольников:  Технология проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный

Методическая разработка

«Организация процесса образования дошкольников:

Технология проблемного обучения»

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

2014

Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающая освоение содержания образования.

По степени познавательной активности: объяснительные, иллюстративные, проблемные, частично – поисковые, исследовательские.

Следует перенести акценты с пассивной модели обучения на активную и интерактивную.

Педагогическая технология - совокупность психолого–педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационный инструментарий педагогического  процесса.

    (Б.Т. Лихачёв)

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие, которое:

  • Вызывает затруднение
  • Удивление
  • Стремление помочь персонажу
  • Вызывает интерес к способу действия
  • Потребность в самовыражении и самопознании

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Этапы проблемного обучения

1 этап.  Постановка проблемы

  •   Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом
  •   Постановка проблемных вопросов
  •   Рассматривание проблемы с разных позиций
  •   Создание противоречия

2 этап.  Актуализация знаний, которые станут базовыми при решении  проблемы

3  этап.  Вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем – в планирование поисковой деятельности

4  этап.  Организация деятельности по проверке выдвинутых предположений и помощь в выборе правильного решения проблемной ситуации

5 этап. Выделение новых знаний и организация деятельности по применению полученных знаний на практике

Проектная технология

«Метод  учебного  проекта – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение  задач  учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики» (Н.Ю. Пахомова).

Возможность использования метода проектов определяется:

  • Особенностями детей дошкольного возраста
  • Связь с жизнью
  • Нерасчленённость на предметные области
  • Широкий спектр различных видов деятельности
  • Возможность выбора форм и методов взаимодействия, проявления активности
  • Возможность развивать интерес к различным областям знаний

 Виды проектов

  • Исследовательские (проверка некоего предположения  с использованием наблюдения, эксперимента)
  • Творческие (подготовка праздников, театральных представлений и др.)
  • Приключенческие, игровые проекты (имитация деловых и социальных отношений  в проблемных или учебных ситуациях)
  • Информационные (сбор и анализ информации о каком – либо объекте, явлении)
  • Практико–ориентированные (получение материально – представленного результата).

Общая схема организации проектной деятельности

  • Определение темы, актуальной и интересной для детей
  • Мотивирующее начало проекта, понимаемое как  создание проблемной ситуации
  • Формулировка цели, поиск форм реализации проекта, подготовка к  работе над проектом
  • Реализация проекта («информационный запрос», практическая деятельность)
  • Презентация проекта    

                 

Основной целью проектного метода в ДОУ  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Взаимодействие педагога с детьми в ходе проекта

Этапы
проекта

               Деятельность педагога

         Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4.Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс "Технология проблемного обучения в организации образовательного процесса"

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя &nda...

Методическая разработка Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития речи старших дошкольников

Гуманизация дошкольного образования, осуществляемая в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, предусматривает дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной работы с...

Учебно-методический материал «Использование технологии проблемного обучения в средней группе детского сада».

Методический материал о том как использовать технологию проблемного обучения в средней группе детского сада...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ)

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ) ...

«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»

Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...

Методические рекомендации «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Методические рекомендации «Технология проблемного обученияв развитии познавательнойактивности дошкольников»...