Организация дежурства в средней группе
статья (средняя группа) на тему

Вишневская Галина Владимировна

Организация дежурства по столовой в средней группе. Цель: определить, насколько сформировано трудолюбие у ребенка во время дежурства. Данное исследование проводилось вместе с детьми. За ними было проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой. Участвовало 20 детей. В ходе этого исследования при организации работы дежурных определила, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dezhurstva.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дежурства по столовой в средней группе.

Цель: определить, насколько сформировано трудолюбие у ребенка во время дежурства.

Данное исследование проводилось вместе с детьми. За ними было проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой. Участвовало 20 детей.

В ходе этого исследования при организации работы дежурных определила, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело.

Мною было проведено наблюдение за свободной деятельностью детей с целью: выявить с каким видом деятельности наиболее взаимосвязана игра.

Наблюдение детей показало, что значительная часть детей (43%) в свободное время не играли в сюжетно-ролевые игры. Некоторые из них демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча, рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и пр. Многие дети, услышав предложение «поиграть» брали с полки коробки с настольными дидактическими играми.

Остальные дошкольники 57 % показали те или иные формы ролевой игры. Наиболее популярными (52% от всех зафиксированных сюжетов) оказались бытовые сюжеты: накрывание на стол и кормление, укладывание спать, купание кукол и др.

Часто (20%) встречались сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами. Около половины занимают агрессивные сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», погоня за преступниками, «охотники за приведениями» и пр. Чаще они проигрывались мальчиками. Подобные агрессивные сюжеты встречались в 12% случаев.

Следующие играли в домашних животных (примерно 10%). В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними.

Сюжеты, связанные с профессиям, встречались только в 8% случаев. Это были игры в ресторан, кафе, больницу, магазин и парикмахерскую. Остальные сюжеты встречались в единичных случаях и имели самый разнообразный характер (ГАИ, самолёт, танцы и т. п.) .

Это обуславливается тем, что труд и игра тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия. Первое отличие труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.

Второе отличие состоит в том, что процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.

Из анализа общественных ситуаций ролевой игры, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит «как доктор», учит «как учительница» и т. д., бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли.

Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива и при определенных условиях снова переходит в игру. Эта тенденция сохраняется и в среднем дошкольном возрасте. Например, при начальном этапе дежурства по столовой для мальчиков я вводила элемент игры — накрывание на стол осуществляют солдаты, которые заботятся о питании народа. Интерес к выполнению роли солдат приводит к тому, что дети теряют цель труда — дежурства по столовой, накрыть на стол: они просто ставят посуду, играют в солдат.

При ознакомлении детей с темой «Детский сад», я предложила некоторым девочкам и мальчикам взять роль младшего воспитателя, с чем они охотно согласились, но сначала провела следующие виды деятельности для мотивации:

Разговор о труде младшего воспитателя.

Рассматривание иллюстраций «Этикет в картинках».

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Разговор «Маленькие помощники».

Лепка «Красивый фартук для нашей няни».

Аппликация «Полотенце для нашей нянечки».

Дидактические игры: «Кто поможет», «Все готово для ребят».

Мимические изображения: изобразить нашу няню (грустную, радостную). Это позволило заинтересовать детей к данной профессии и роли дежурства в целом

Дежурство - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива.

В нашей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем, только по столовой втроём. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Начальный период - дети впервые принимают участие в дежурстве. В совместной деятельности приоритет был у нас - полностью включаться в трудовые операции, все делать вместе с детьми, показывать и корректировать. На этом этапе уборка ил накрытие на стол происходит медленно, поэтому я облегчала процесс.

Чтобы дети знали, кто должен дежурить, я вывешиваю на специальной доске соответствующие рисунки, и ребята видят сами, кто с ним дежурит. Здесь я старалась учитывать индивидуальные особенности детей.

Индивидуальный подход в трудовой деятельности является процессом и не только связан с задачами трудового воспитания. В свою очередь трудовое воспитание детей невозможно без продуманной системы индивидуального подхода, которая включает четкую постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию и проведение необходимой работы, обязательной подведение итогов сделанного – анализ результативности данного приема в данном случае.

В индивидуальном подходе, в трудовом воспитании нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для других при обучении последних трудовым навыкам, их положительные качества совершенствуются в коллективном труде.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт с семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома являются положительным фактором, способствующим профилактике нежелательных проявлений у них по отношению к труду.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности – очень характерные качества, которые показывают не только отношения ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо – готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других

Дежурные по столовой договариваются только на следующем этапе, кто за какими столами будет дежурить, на начальном же этапе это делаю я: вымыв руки и надев передники, дети стелют скатерти, ставят тарелки на столы, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. После еды относят на раздаточный стол посуду. Дежурят у нас по трое человек или по двое, в зависимости от посещаемости детей в группе. Каждый ребёнок накрывает на свой стол.

Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое – делать все быстро и аккуратно и второе – если товарищ от тебя отстал – помоги.

При организации работы дежурных приходится уделять внимание еще одному вопросу — сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды должны ли все убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?

Решая этот вопрос, я исходила из целесообразности работы тех и других. Так, выходя из-за стола, каждый из детей, задвинув стул, может захватить чашку с блюдцем, чтобы отнести на раздаточный стол. И в то же время, если каждый из них будет носить сначала глубокую тарелку, затем — мелкую, а в заключение — чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки.

И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда намного возрастет, что нежелательно, так как из-за этого задержится занятие или сократится сон дежурных.

Поэтому решила, что будет целесообразна такая организация уборки во время обеда, где каждый ребенок после еды убирает сначала свою тарелку, а глубокую тарелку убираем мы-воспитатели, чашку с блюдцем тоже ребёнок относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка.)

Следующий этап - это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, я уже стояла рядом и помогала им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому и степень включенности меня в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим - лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

Мною было продумано содержание труда дежурных, с тем чтобы они не носили формального характера, а были наполнены конкретными делами, необходимыми для коллектива, чтобы дети понимали значимость их труда.

Я обращаюсь к дежурным как к своим помощникам, одобряю их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задание ловко, экономными приемами. Так, перед приёмом пищи обращаюсь к детям: «Спасибо вам, молодцы!» или же: «Ну как, можно начинать кушать?» И после утвердительного ответа предлагаю: «Приглашайте ребят на завтрак».

Все это повышает ответственное отношение детей к делу. Они чувствуют, что их работа оценивается, что она нужна для коллектива, а моя положительная оценка поощряет их действия.

Приучаю детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будут готовиться к обеду».

Опираясь на дежурных, повышается их значимость для нормальной жизни группы, тогда у детей не пропадает интерес к работе, а растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых я предлагаю детям рассказать о том, «как мы дежурим».

Помимо разных познавательных задач, формирования речи, здесь решаются важные воспитательные задачи: учу детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относиться к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.

Анализируя отношение детей к дежурству, определила, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

В ходе этого исследования дала каждому дежурному отдельное задание, например: «Кирилл накроет на первый стол, Алина — на второй, а Вика на третий».

Выполняя свою работу, каждый из детей должен был наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях есть возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: разъясняется, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывается на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь раскладывать салфетки, а Ксюша поставит стаканчики. А сейчас, когда ты уже всё накрыл, помоги Диме. Видишь, он не успел. Сделай это вместе с ним, и тогда пойдете играть».

Я помогала детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролировала ее, иногда обращалась с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз? »

По окончании работы особенно подчеркивала умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.

Время от времени подчеркиваю растущие умения детей, обсуждаю с ними, что они еще могут делать; в беседе выделяю случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Приучаю детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги.

Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она оказывает нам большую помощь в обучении детей необходимым умениям.

На последнем этапе, когда дети дежурят по четвертому и даже пятому разу, я в совместной деятельности я буду отдавать приоритет дошкольникам. Я буду находиться не рядом, но близко, осуществлять визуальный контроль и по-прежнему буду готова напомнить, подсказать и помочь практически дежурным выполнять их обязанности. Хвалить детей за правильность выполнения рядовых операций, хорошее их качество. Когда уже все будет сделано, я подведу итог: "Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы! "

Большую работу провожу с родителями по трудовому воспитанию детей. Многие родители хотят развивать своих детей только интеллектуально и поэтому всё делают за своих детей: одевают, умывают, кормят с ложки и не задумываются над тем, что воспитывают ленивых потребителей, а ленивые люди не будут развиваться и интеллектуально. Для того, чтобы донести до родителей насколько важно трудовое воспитание с самого раннего детства я использую информационные доски, памятки для родителей в семью, беседы, консультации, родительские собрания, посвящённые этой теме. Радует то, что многие родители прислушиваются к советам, читают информацию и уже не торопятся утром побыстрей убежать, нервно раздевая ребенка, а дают возможность раздеться ему самому и сложить аккуратно вещи.

Таким образом, анализируя результаты, пришла к выводу, что дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б –9 детей, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 7 детей.

Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 4 ребёнка.

Можно сделать вывод, что у детей нашей группы трудолюбие проявляется на среднем уровне. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей они хотят посмотреть какие вы у нас умные, самостоятельные и трудолюбивые дети.

Дежурство в уголке природы. Сначала вспомним, что мы должны отметить в календаре природы.

 Дети: Время года, месяц, день недели, число, состояние погоды.

Воспитатель: Скажите, какое у нас время года?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько всего существует времен года?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте перечислим:

Дети перечисляют.

Воспитатель: А кто знает, какой сейчас осенний месяц?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, а знаете ли вы, сколько месяцев в году?

Ответы детей. -

Воспитатель: Скажите ребята, какой сегодня день недели? Вчера был понедельник, значит сегодня.

Воспитатель: Сколько всего дней в неделе? Давайте перечислим.

Воспитатель: Кто-нибудь знает, какое сегодня число?

Ответы детей.

Вот мы и определили с вами, что нужно отметить в календаре природы, осталось выбрать дежурных.

-Выбор дежурных. Работа с календарем природы.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что труд надо начинать с наблюдения.

Работа в уголке природы - это создание хороших условий для наших зеленых друзей, жизнь которых зависит от людей.

Сначала, давайте посмотрим, как себя чувствуют наши растения? Здоровы ли они? Давайте рассмотрим цветочки.

Посмотрим листья у цветка сухие, обвисшие? Сухих листьев нет, значит ему вполне достаточно и тепла и влаги. А этому цветку что-то не хватает? Ответы детей.

Земля сухая, этот цветок нуждается в помощи, нужно его полить.

Труд детей.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, я думаю, цветы вам очень будут благодарны за вашу заботу и уход за ними. За то, что вы такие заботливые и трудолюбивые ребята.

А теперь можем играться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Организация прогулки в средней группе"

Организация прогулки в средней группе....

Семинар " Организация дежурства в старшей группе"

Задачи по организации дежурстваФормировать у детей ответственность за порученное дело.Воспитывать стремление работать на пользу коллектива.Способствовать развитию навыка  систематического выполне...

Бережливые технологии «Оптимизация процесса организации дежурства в старшей группе»

Оптимизация процесса организации дежурства в старшей группе...

Дежурство в средней группе,

В среднем возрасте педагогу не следует торопиться с введением дежурства, целесообразно подождать, пока все дети группы освоят позицию субъекта и научаться самостоятельно выполнять трудовые процессы....

статья "Дежурства в средней группе"

в статье рассказывается как организовать дежурства в средней группе...

Дежурство в средней группе по столовой

Уже с дошкольного возраста каждый ребёнок принимает деятельное участие в общем труде, выполняя несложные, но нужные обязанности дежурного....

Алгоритм "Организация дежурства воспитанников в группах ДОУ"

Алгоритм "Организация дежурства воспитанников в группах ДОУ"...