Дежурство в средней группе,
консультация

В среднем возрасте педагогу не следует торопиться с введением дежурства, целесообразно подождать, пока все дети группы освоят позицию субъекта и научаться самостоятельно выполнять трудовые процессы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezhurstvo_v_sredney_gruppe.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

В среднем возрасте педагогу не следует торопиться с введением дежурства, целесообразно подождать, пока все дети группы освоят позицию субъекта и научаться самостоятельно выполнять трудовые процессы. Дежурные по столовой выполняют почти весь процесс сервировки стола без помощи взрослого: расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны. Вилки, пока применение их не станет для детей привычным (примерно после четырех лет), лучше подавать вместе с едой. Старшим детям весь комплект приборов полностью подается перед едой.

Большое значение для качественного выполнения обязанностей дежурного в этом возрасте имеет объем работы. В первой половине учебного года целесообразно ежедневно назначать столько дежурных, сколько в группе столов. Во второй половине года с обязанностями дежурных по столовой легко справляются двое детей.

Для четкой организации и эффективного методического сопровождения целесообразно оформить стенд «Наше дежурство». Расположить стенд лучше у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных.

 Детям средней группы о дежурстве напоминает воспитатель, а старшие дети сами твердо знают об очередности дежурства и без напоминания.

Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Его покрой должен соответствовать вкусам девочек и мальчиков.

В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь Ї октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Если же приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, можно подвести их к дежурству на занятии. Воспитатель разъясняет, как заботится, в детях няня, как она накрывает на стол, подает завтрак, подчеркивает значимость ее работы.

Опираясь на представления о труде няни, полученные в процессе таких и специально организованных наблюдений, воспитатель на занятии напоминает, как работает няня, и предлагает детям помочь ей.

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств Ї за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол или (во второй половине года, когда вводятся дежурства по подготовке к занятиям) готовит пособия, действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.). Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.

Детям пятого года жизни трудно понять обязательность выполнения во время дежурства предлагаемых дел. Поэтому воспитателю следует быть терпеливым к тем, кто еще не проявляет должного отношения к работе. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге, что дети должны помогать взрослым в их работе и т.д., опирается па положительные примеры поведения детей в труде; «Коля и Маша были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; или: «Сережа очень хорошо сегодня дежурил, все помнил сам, ни о чем не забыл. Няне помог, работал так же аккуратно и старательно, как няня». Можно опираться на авторитет родителей: «Как маме будет приятно узнать, что ее дочка Наташа дежурила сегодня как взрослая. «Вот помощница растет к предстоящей работе, педагог осуществляет необходимую помощь, с тем чтобы дети не чувствовали своей неумелости, чтобы у них росла уверенность в своих возможностях, появлялось желание снова дежурить.

Дети убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на тарелку сидящего с ним рядом, просит приподнять ложку, отнести чашку на раздаточный стол (если для этого созданы удобства). Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няняЇсложенные стопкой тарелки. Дети сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному. Надо показать детям прием складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Этому приему воспитатель учит детей, включаясь сам в работу: предлагает ребенку сначала вместе сложить скатерть, а потом под его контролем ребята действуют самостоятельно.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость таких дежурств воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, научились помогать ему в подготовке к занятию.

Вводя дежурство, воспитатель проверяет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов; показывает рамку, в которой появляются новые окошки (для дежурных по подготовке к занятиям). Число дежурных зависит от объема работы. В летнее время прибавляется работы на огороде, в цветнике, поэтому воспитатель может или увеличить количество дежурных, или организовать общую эпизодическую работу детей небольшими группами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дежурства в средней группе

Организация дежурства по столовой в средней группе. Цель: определить, насколько сформировано трудолюбие у ребенка во время дежурства. Данное исследование проводилось вместе с детьми. За ними было пров...

Конспект НОД в средней группе "Дежурство в уголке природы"

Конспект "Дежурство в уголке природы"...

«Дежурство в уголке природы» в средней группе №2.

Задачи:  Познакомить  детей с  особенностями  дежурства в уголке природы. Формировать ответственность к уходу за растениями....

Методическая разработка проведения режимного момента в средней группе «Подготовка к обеду, дежурство по столовой, обед»

Предлагаю вам методическую разработку проведения режимного момента для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Подготовка к обеду, дежурство по столовой, обед». Данный материал будет ...

статья "Дежурства в средней группе"

в статье рассказывается как организовать дежурства в средней группе...

Дежурство в средней группе по столовой

Уже с дошкольного возраста каждый ребёнок принимает деятельное участие в общем труде, выполняя несложные, но нужные обязанности дежурного....