Портфолио, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
консультация на тему

Лекция для педагогов на курсах повышения квалификации на тему: «Портфолио, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция для педагогов на курсах повышения квалификации на тему:

«Портфолио, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»

Портфолио педагога — это один из методов опенки профессиона¬лизма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие уме¬ния педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педаго¬гом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творче¬ской, социальной, коммуникативной.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс орга-низации и технологию работы с продуктами учебно-познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оцен¬ки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.

Портфолио педагога — индивидуальная папка, в которой зафик-сированы личные профессиональные достижения в образователь¬ной деятельности, результаты обучения, РОС питания и развития воспитанников, вклад педагога в развитии системы образования.

Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наибо¬лее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потреб¬ности, свое видение окружающей действительности, свое представ¬ление о том, что должен содержать портфолио. Однако необходимо помнить, что представляемые материалы должны демонстрировать эффективность и устойчивость результатов работы, оригиналь¬ность, творчество, умение автора обобщать и делать выводы.

Виды и примерное содержание портфолио рассматривались выше. Остановимся подробнее на некоторых из них.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ПОРТФОЛИО

В период подготовки к аттестации на 1, 2 или высшую квалифика-ционную категорию целесообразно предложить педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педа¬гогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и адми¬нистрацией. Педагог вправе включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, твор¬чество, коммуникативную культуру. Однако, следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестаци¬онный период, не зависимо от того, проводится аттестация плано¬во (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.

Этапы работы:

1.Определение структуры портфолио.

2.Определение времени работы над портфолио, места хранения, периодичности заполнения.

3.Сбор материалов.

Презентация портфолио. Основная цель презентации - в корот-кое время представить результаты проделанной работы за опреде¬ленный период. Время, в ходе которого необходимо обосновать заявленные материалы и подтвердить свою профессиональную компетентность, ограничено в пределах 10—25 минут. Члены экспертной группы могут задать вопросы, по существу ПРЕДСТАВЛЕННЫХ в портфолио материалов. Аттестуемый отвечает на вопросы, иллю¬стрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфо¬лио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

5.Оценка портфолио. Экспертиза проводится в строгом соответствии с требованиями к квалификационной категории. Необходимо обратить внимание на соответствие представленного материала требованиям, предъявляемым к педагогам заявленной квалификационной категории; полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, а также положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности.

При оценке портфолио обращается внимание на наиболее инте¬ресные по тематике и проблематике формы работы. Немаловажным моментом является степень участия аттестуемого в мероприятиях: активная (автор, выступающий, консультант) либо пассивная (слу¬шатель, наблюдатель). При проведении экспертизы инновацион¬ной и экспериментальной деятельности аттестуемого указывает¬ся, использованы ли результаты его работы в деятельности ДОУ, на уровне города, области. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оцениваются их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ. города и области.

Рекомендации по работе с портфолио

1.В портфолио может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной

деятельности данного педагога. В предложенном выше содержании представлен открытый перечень, из которого педагог может выби-

рать те или иные пункты для определения состава своего личного портфолио.

2.Образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящихв него, не существует и не может существовать. Портфолио

должен отражать субъективную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения задач, тактика и страте¬гия поведения педагога могут существенно отличаться.

3.Каждый отдельный материал должен датироваться.

4.В аттестационное портфолио должны быть включены материа¬лы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации.

5.Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профес¬сионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обо¬снованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

Портфолио - новый инструмент оценки квалификацию педагога

Электронное портфолио содержит те же сведения, что и бумажное. Этот формат менее привычен, но в нем можно хранить большой объем информации в систематизированном виде.Электронное портфолио позвол...

Оценка динамики индивидуального развития воспитанников, как одно из составляющих качества инклюзивного образования

    Идея инклюзивного образования – это «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взросл...