Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ и семье
статья (младшая группа) на тему

Лохтина Татьяна Николаевна

В нашем учреждении воспитание детей осуществляется в тесном сотрудничестве  семьи. Так как на семью, и на дошкольное учреждение ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.

Некоторые дети испытывают трудности в овладении речи. В  основном это бывает у ослабленных постоянно болеющих детей. Нарушение речи наблюдается у детей, которые по каким- либо причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Как правило, такие детки нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения  грамотой, и при поступлении в школу-  для усвоения школьной программы.

Речь детей формируется в дошкольном детстве. Ребенок успешно овладевает речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знания среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется  нами  прежде всего в беседах и на консультациях с привлечением  логопеда, который рассказывает родителям о том, как предупредить и исправить некоторые недостатки звукопроизношения.

 

Так же мы советуем, какие книги следует читать детям раннего возраста, организовываем выставку книг, которые  было бы полезно прочитать ребенку дома.

В  беседах с родителями мы неоднократно подчеркиваем, что речь не передается по наследству, дети перенимают опыт речевого общения от окружающих. Поэтому так важно при разговоре  с ребенком следить за своим произношением, четко произносить слова и звуки. Не правильная речь родителей  отрицательно скажется на речи ребенка. Обращать  особое внимание родителей в общении с ребенком , особенно в раннем возрасте нельзя сюсюкать, это кроме вреда ребенку не даст.

У нас широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.

Наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневно проводим пальчиковую гимнастику с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Для детей раннего возраста упражнения артикуляционной гимнастики необходимо сопровождать игровым компонентом, чтобы повысить мотивацию ребенка к правильному выполнению движений. Например, мы можете вместе:

·        надувать щеки как хомячки,

·        вытягивать губы трубочкой как хоботок у бабочки,

·        фыркать как лошадка,

·        дуть на легкие шарики, бумажные полоски,

·        дуть на ватные шарики привязанные к картинки,

·        играть на детских музыкальных духовых инструментах и т. д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствуют профилактике заболеваний ЛОР- органов.

Если ваш ребенок неправильно произнес какой- либо звук, слово, не следует смеяться над ним, а наоборот похвалить за такие успехи. Исправлять ошибки нужно в тактичной форме и доброжелательном тоне. Нужно дать правильный образец его произношения. Например, Паша научился правильно произносить звук « р», но произнес его не всегда или  не во всех словах. « Мама я сегодня « холошо » себя вел в садике». В этом случае маме нужно сказать: « Паша как надо сказать: хорошо», и выделить голосом это слово.

В России широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи.  Исправление недостатков произношения звуков  в нашем детском саду осуществляется  специалистом- логопедом.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 448 с.

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

А. И. Максаков Пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2000.- 160 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ и семье

В нашем учреждении воспитание детей осуществляется в тесном сотрудничестве  семьи. Так как на семью, и на дошкольное учреждение ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.

Некоторые дети испытывают трудности в овладении речи. В  основном это бывает у ослабленных постоянно болеющих детей. Нарушение речи наблюдается у детей, которые по каким- либо причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Как правило, такие детки нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения  грамотой, и при поступлении в школу-  для усвоения школьной программы.

Речь детей формируется в дошкольном детстве. Ребенок успешно овладевает речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знания среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется  нами  прежде всего в беседах и на консультациях с привлечением  логопеда, который рассказывает родителям о том, как предупредить и исправить некоторые недостатки звукопроизношения.

Так же мы советуем, какие книги следует читать детям раннего возраста, организовываем выставку книг, которые  было бы полезно прочитать ребенку дома.

В  беседах с родителями мы неоднократно подчеркиваем, что речь не передается по наследству, дети перенимают опыт речевого общения от окружающих. Поэтому так важно при разговоре  с ребенком следить за своим произношением, четко произносить слова и звуки. Не правильная речь родителей  отрицательно скажется на речи ребенка. Обращать  особое внимание родителей в общении с ребенком , особенно в раннем возрасте нельзя сюсюкать, это кроме вреда ребенку не даст.

У нас широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.

Наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневно проводим пальчиковую гимнастику с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Для детей раннего возраста упражнения артикуляционной гимнастики необходимо сопровождать игровым компонентом, чтобы повысить мотивацию ребенка к правильному выполнению движений. Например, мы можете вместе:

  • надувать щеки как хомячки,
  • вытягивать губы трубочкой как хоботок у бабочки,
  • фыркать как лошадка,
  • дуть на легкие шарики, бумажные полоски,
  • дуть на ватные шарики привязанные к картинки,
  • играть на детских музыкальных духовых инструментах и т. д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствуют профилактике заболеваний ЛОР- органов.

Если ваш ребенок неправильно произнес какой- либо звук, слово, не следует смеяться над ним, а наоборот похвалить за такие успехи. Исправлять ошибки нужно в тактичной форме и доброжелательном тоне. Нужно дать правильный образец его произношения. Например, Паша научился правильно произносить звук « р», но произнес его не всегда или  не во всех словах. « Мама я сегодня « холошо » себя вел в садике». В этом случае маме нужно сказать: « Паша как надо сказать: хорошо», и выделить голосом это слово.

В России широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи.  Исправление недостатков произношения звуков  в нашем детском саду осуществляется  специалистом- логопедом.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 448 с.

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

А. И. Максаков Пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2000.- 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Обобщение опыта по теме "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста"

Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста...

Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"

   Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...