Космос
проект (старшая группа) на тему

Королёва Ольга Дмитриевна

Конспекты занятий с детьми на неделю, посвященную дню косманавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komos._proekt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1.

Ребята, сегодня я вам расскажу о космосе. Космос – это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

         Планета, на которой мы живем, называется – Земля. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Суша – это огромные пространства зеленого цвета. Белые пятна – это облака, снег и лед. Земля, как волчок, вращается вокруг оси. А что такое ось? Ось – это прямая линия, которая проходит через центр Земли и две точки на ее поверхности. Эти точки называются полюсами: Северный полюс – там, где Северный Ледовитый океан, а Южный – там, где материк Антарктида. Когда Земля вращается, она поворачивается к Солнцу разными сторонами. На той стороне, которая освещается Солнцем, день, а на другой в это время – ночь. Земля не только вращается, но и движется вокруг Солнца. Полный оборот она совершает за год. Когда к Солнцу обращена северная половина, то здесь лето, а в южном полушарии зима. Через 3 месяца в северном полушарии наступит осень, а в это время в южном полушарии будет весна. Один год делится на 12 месяцев или 365 дней.

Солнце – это гигантский шар из светящегося газа. Солнце дает Земле тепло и свет, необходимые для жизни людей, растений и животных. Без Солнца на Земле не было бы жизни . Земля – это единственная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Задание: «Мозаика из бумаги».

Содержание: нарисовать рисунок, разорвать цветную бумагу на маленькие кусочки, приклеить их к картону, чтобы получился запланированный рисунок.

Занятие № 2.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое звезды.

Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это огромные огненные шары. А маленькими они нам кажутся, потому, что находятся очень далеко от нас. Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре: одни более горячие, другие менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие – голубые и белые, потом желтые и красные.

В темную ночь, особенно безлунную, на небе сияет огромное количество звезд. Люди заметили, что если некоторые звезды мысленно соединить линиями, то можно получить интересные изображения. Их стали запоминать, давать и имена и называли созвездиями. Так появились Большая и Малая Медведицы, Весы, Дева, Кассиопея и т.д.

Если мысленно продолжить линию соединяющую две крайние звезды ковша Большой Медведицы, то на этой прямой находится не очень яркая, но заметная звездочка. Это знаменитая Полярная звезда. А знаменитая, потому, что по этой звезде можно ночью определить направление на север. Если встать лицом к этой звезде, то позади будет юг, слева – запад, справа – восток.

Созвездие, которое называется Большая Медведица, весь год видно на нашем небе. Семь ярких звезд похожи на ковш с длинной ручкой. Почему же созвездие называется Большая Медведица? Древние греки видели это созвездие в северной части неба, а так как они думали, что на севере живут только медведи, они и назвали это скопление звезд большой Медведицей.

Осенью на звездном небе бывает хорошо видна широкая мерцающая полоса, это Млечный путь, древние греки называли его «Небесной дорогой». С помощью телескопов астрономы обнаружили, что Млечный путь состоит из огромного количества очень далеких от нас звезд.

Задание: «Рисунок крупой».

Содержание: на картоне нарисовать рисунок, приклеить крупу так, чтобы получился запланированный рисунок.

Занятие № 3.

Сегодня мы будем беседовать о спутнике Земли, Луне. В разные ночи Луна освещается Солнцем по-разному, и видна как освещенный круг (полнолуние), или как серп, тогда мы говорим, что это месяц светит. Если серп похож на букву «Р» без вертикальной палочки, то это – «растущая» или «молодая» Луна, а если серп повернут в другую сторону, как буква «С», то это «старая» Луна.

Воздействие Луны острее всего «чувствует» океан. А поскольку Земля вращается вокруг своей оси, то когда океан ближе к Луне, вода отступает от берега, обнажая дно, наступает отлив. Когда же океан удаляется от Луны – вода у берега поднимается, происходит прилив.

Луна – это безжизненный мир, без воздуха, без воды, без растений и животных. Ее поверхность покрыта пылью, на ней миллионы впадин, которые образовались, когда куски камней из космоса, называемые метеоритами, падали на Луну.

В ясную безлунную ночь в августе на небе можно увидеть «падающие звезды», ученые их называют метеорами. Они влетают из космоса в нашу атмосферу с огромной скоростью, раскаляются и сгорают в течение нескольких мгновений. Некоторые, увидев метеор, спешат загадать желание.

С неба падают не только метеоры, но и достаточно большие метеориты – каменные или железные тела, влетающие на Землю из космоса. По небу проносится яркий огненный шар, а через несколько секунд раздаются похожие на взрывы удары. 30 июня 1908 года в сибирской тайге, около реки Подкаменная Тунгуска произошло падение метеорита, который назвали Тунгусским. Через 20 лет начались поиски этого небесного тела. Было обнаружено, что в районе падения лес от взрыва повален веером от центра, а большая часть леса сгорела. Было много экспедиций в этот район, но какого-то большого осколка они не нашли до сих пор.

Задание: «Вкладыш».

Содержание: вставить недостающие фрагменты (вкладыши) в картинку.

Занятие № 4.

Вокруг нашей звезды – Солнца – вращаются планеты, которые тоже имеют форму шара. Но, в отличие от Солнца, они состоят не только из газов, но также из жидкостей и твердых частиц. Самые близкие к Солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все эти планеты твердые и каменистые.

Меркурий очень похож на Луну.

Венера окутана ядовитыми облаками, ближайшая к нам со стороны Солнца планета. Древние римляне назвали ее так в честь богини любви – Венеры. Увидеть Венеру можно утром, когда звезды уже не видны, а Солнце еще не взошло.

Марс – это планета, покрытая оранжево-красным песком, назвали его так в древности в честь бога войны – Марса. Если бы мы прилетели на Марс, то увидели бы там на небе две небольшие планеты, вращающиеся вокруг него, как Луна вокруг Земли. Это спутники Марса – Фобос и Деймос.

Дальше от Солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – это гигантские планеты, состоящие из жидкостей и газов.

Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Он такой большой, что Земля может поместиться внутри него 1300 раз. Если посмотреть ночью на Юпитер в телескоп, то легко можно увидеть самые большие спутники Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. А всего у Юпитера шестнадцать спутников.

Сатурн, вторая по величине планета, очень красивая, потому что она окружена кольцом из мелких частиц. Если бы мы оказались на Сатурне ночью, на черном небе мы бы увидели сияющую дугу – от горизонта до горизонта.

Самой отдаленной планетой является крошечный, состоящий из камня и льда Плутон. Это самая маленькая планета и самая холодная, так как солнечные лучи едва достигают ее.

Между Марсом и Юпитером летают малые планеты – астероиды. Их размеры – от нескольких километров до сотен метров. Когда обнаруживают на небе новую малую планету, ей присваивают свое имя. Чаще всего астероиды называют в честь знаменитых людей.

Кометы состоят из «головы» и «хвоста». Голова очень большая – ее поперечник составляет десятки и сотни тысяч километров. Когда комета приближается к Солнцу, то от нагревания из головы вырываются газы, которые образуют хвост.

Задание: «Собери картинку».

Содержание: из данных фрагментов собрать картинку.

Занятие № 5.

        Первым ученым, который начал наблюдать небо из зрительных труб (телескопов), был Галилео Галилей, живший триста лет назад. Телескопы – это приборы для наблюдения небесных тел, с их помощью мы можем увидеть очень удаленные от нас предметы.

        Мир звезд стал доступнее человеку после 4 октября 1957 года, когда в нашей стране был запущен первый спутник. А сейчас в космосе летают тысячи спутников.

Первый космонавт Земли – Юрий Алексеевич Гагарин совершил один оборот вокруг Земли на корабле «Восток» за 108 минут. Для длительной работы в космосе используют станции «Салют» и «Мир», в которых живут и работают космонавты.

Космические аппараты исследуют не только Землю, но и Луну. Много интересного рассказали луноходы, которые управлялись с Земли. Станция «Луна 16» доставила лунный грунт на Землю. Первым человеком, ступившим на Луну, был американский астронавт Нейл Армстронг.

Космонавты ощущают состояние невесомости постоянно. Они «плавают» внутри космического корабля, могут передвигаться одинаково хорошо по его полу и потолку. Они могут даже выйти в открытый космос и «плавать» там, рядом с кораблем, привязавшись к нему канатом.

Загадки:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп).

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном).

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная … (луна).

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски … (космонавт).

Стихотворение «Космонавт».

Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать.

Мне бы надо, очень надо

К двум Медведицам слетать.

Если силы наберу,

Заверну и на луну,

И к веселым марсианам

Непременно загляну!

Задание: аппликация «Ракеты и кометы».

Содержание: разрываем цветную бумагу на кусочки, наклеиваем на фон – «ночное небо»; «голову» вырезаем из бумажного квадратика; из прямоугольника делаем корпус ракеты; из квадрата вырезаем круг и делаем иллюминатор; имитируем огонь, разрываем на полоски цветную бумагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...