Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»
консультация на тему
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям неживой природы.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование «радуги» и т. д.
При организации опытов необходимо соблюдать следующие требования:
опыт проводится в специально организованных условиях;
познавательная задача четко сформулирована и её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных;
опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда;
постановке и проведении опытов дети были активными участниками;
в ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи;
при обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей в неживой природе.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
o специально-организованное обучение в форме НОД;
o совместная деятельность взрослого с детьми;
o свободная самостоятельная деятельность детей.
Экспериментальная непосредственно-образовательная деятельность должна строиться на совместном творчестве педагога и детей. Она стимулируют познавательную и творческую активность детей.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.
Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности.
Формы работы опытно-экспериментальной деятельности:
o непосредственно-образовательная деятельность;
o плановые эксперименты;
o дидактические игры;
o беседы;
o наблюдение и труд;
o работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.
Случайные не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса и проводятся на участке или в «уголке природы». Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете или объекте.
Для работы с детьми в экспериментальной деятельности используются разные методы и наиболее эффективны следующие.
1. Методы, повышающие познавательную активность.
Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний: элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например, проведение опыта и зарисовка его результата.
3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования: повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т. е. всё, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.
Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный и доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-253483-1368454082.jpg)
Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".
Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-428032-1396114766.jpg)
Консультация "Как организовать опытно- экспериментальную деятельность в детском саду".
Экспериментальная деятельность в детском садуКонсультация«Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/14/picture-1011909-1518608580.jpg)
Консультация для воспитателей, родителей "Театральная деятельность в детском саду"
Построение предметно-пространственной среды для занятия театральной деятельностью....
Консультация для воспитателей "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
Из опытп работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/04/picture-1141651-1556981670.jpg)
Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1304522-1611052207.jpg)
Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/07/picture-895772-1667810754.jpg)
Консультация для воспитателей «Организация театрализованной деятельности в детском саду».
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной...