"Роль театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста".
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В статье рассмотрены  особенности театрализованных игр в деятельности дошкольников. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

"Роль театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста".

План:

1. Введение. Игра - средство всестороннего развития ребенка.

2. Театрализованная игра, как один из видов деятельности дошкольников.

3. Особенности театрализованных игр.

4. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

5. Оформлении при постановке театрализации.

7. Заключение.

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,

когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека как деятеля

и работника может быть представлена

 в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу..."

А.С.Макаренко

1. Введение. Игра - средство всестороннего развития ребенка.

        Человек формируется в деятельности. Чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра исполняет роль доброй, умной наставницы - труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку-игру. Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому - игры - важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений. Это  происходит естественно и не заметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, принципом  "удовольствия", на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные воспитательные задачи, возможности. Для детей - это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.

        Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку. инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведениям. Одним из видов таких творческих игр является драматизация - или театрализованная игра.

2. Театрализованная игра, как один из видов деятельности дошкольников.

        Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.  Так в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, поскольку текст произведения, как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку... В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

        Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике  и интонации речью и т.п.) Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка - дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учиться действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков  учась на их ошибках.

        Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних, дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль. В других, дети действуют как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение , героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Иногда дети выступают, как настоящие артисты - кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки (бибабо), где используются куклы перчаточного типа и куклы, устроенные по принципу марионетки. Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук),следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы; научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

        Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это также развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

        Заучивание роли, отдельных фраз, прекрасно тренирует произвольную память.  Как известно, совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач, естественно, возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.

Вместо привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например, такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае, можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей - угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь.

        Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

        Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.

        В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

        Игра - драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

        Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. Необходимо формировать у детей представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр, дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

3. Особенности театрализованных игр.

        Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

        В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры - импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

        В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность, как "сценарист" и "режиссер" управляет артистами. "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

4. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

        Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной  постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех -пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре - драматизации.

        Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

        Задачи и содержание работы состоят в формировании интереса к театрализованным играм, складывающимся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включится в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей , здоровается и прощается. В ходе занятий, вечеров и развлечений, он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

        Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры - драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр- драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:

-игра - имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись - потянулись, воробушки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши, запрыгали на месте)

- игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

- игра имитация образов хорошо известных знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожек).

- игра - импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки" и т.п.)

-однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В.Берестов "Большая кукла", А.Барто "Снег, снег..." и т.п.)

- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З.Александрова "Елочка", К.Ушинский "Петушок с семьей", Павлова "На машине")

- ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя")

-инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса")

-однотемная игра - драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстом ("Под грибом" В.Сутеев, К.Чуковский "Цыпленок").

        У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини - постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили - бом", А.Барто "Игрушки", Сутеев "Цыпленок и утенок") Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослыми импровизациях на заданные темы.

        Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

        Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

        Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

        Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.

        Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников (исполняющих аналогичные ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление),; от создания в игре - драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы.

        В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм.  Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре , в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

        Расширение театрально - игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры - драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр - драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам 2-х-3-х частных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси - лебеди", "Красная шапочка"); игры - драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых" - постановка спектакля по произведению.

        Содержательную основу составляют образно - игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например, "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.)

        Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.  Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам. (С.Маршак "Сказка о глупом мышонке", К.Чуковский "Путаница").

        Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С Михалков "Котята", Л.Зубкова "Мы делили апельсин").

        Усложняются театрально - игровое умения дошкольников. Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обращение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - "артистов".

        Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены. (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумаю, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками, мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

        Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

        Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включается в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

        Пятая группа умений, направлена на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

        Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.  Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

         Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре, как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким - либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально - игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы.

        Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

        Новым аспектом совместной деятельности детей и взрослого становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный),  кукольный, театр зверей, клоунада и пр. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе, юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться  русские народные сказки - басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л.Толстого, И.Крылова, Г.Х. Андерсена, М.Зощенко, Н.Носова). У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя, как "умного, доброго советчика".

        Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной интонационной и языковой выразительности.

        Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер - сценарист, что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

        Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя - костюмера, т.е. способностью обозначить "место сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы - заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

        Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планированной игры, по ее ходу (переход из игрового плана, в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

5.  Оформлении при постановке театрализации.

        Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.

        Изготовление декораций - труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали. Для оформления спектакля не нужно стремиться точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробности. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное впечатление достигается одной - двумя характерными предметами, определяющими место действия. Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.

        Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т.п.

        В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали (пуговки, бантики, складочки), их все равно не будет видно. Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.д.

        Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элемент рабочей одежды), пояс (элементы национального убора) и т.д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

        Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение. Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей. Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно-тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов развивают образное мышление ребят.

6. Заключение.

        В дошкольном возрасте впервые проявляются потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивируемой основе. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрыто значение  театрализованной деятельности в развитии дошкольников  в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО....

Роль театрализованных игр в жизни детей дошкольного возраста

Роль  театрализованных игр в жизни детей дошкольного возраста.  Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является т...

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дошкольный возраст – уникальный ...

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация. В статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное мест...