Выступление на педагогическом совете на тему: «Характеристика деятельности воспитателя-режиссёра»
консультация на тему

Чмель Инесса Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете на тему: «Характеристика деятельности воспитателя-режиссёра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«Характеристика деятельности воспитателя-режиссёра»

                      Подготовила

                                        воспитатель Чмель И.В.

Организуя театрализованную деятельность в ДОУ, воспитатель выполняет педагогическую, организаторскую  и художественно-постановочную функции постановщика спектакля. Репертуарная палитра режиссера театрализованной деятельности в дошкольном учреждении соответственно детская..Драматургическим материалом могут служить сказка, отрывки из пьес детских писателей, сценарий по произведениям детской литературы, представленный в сборниках или периодической педагогической печати, самостоятельно разработанная инсценировка.

     Функции воспитателя режиссера распределяются в следующей последовательности:

  • Педагогичекская
  • организаторская
  • Художественно - постановочная

Неслучайно процесс постановки спектакля рассматривается как педагогически целенаправленная организация театрализованной деятельности дошкольников, которая обеспечивает их интеллектуальное ,социальное и эстетическое развитие. Подготовка любого театрального действия с детьми имеет четкий план и находиться под обязательным контролем. В процессе репетиций выполняется важная педагогическая работа по воспитанию дошкольников посредством коллективной творческой деятельности. Педагог-режиссер исходит из триединства позиций театрализованной деятельности: игровой, художественной и коллективной.

                 Этапы режиссерско-педагогической работы

Подготовка спектакля или представления с детьми- процесс, в  котором режиссёр решает педагогические, организационные и художественные задачи. Поэтому важны последовательность, сменяемость и длительность этапов воплощения этих задач.

Режиссёрско-педагогическая работа воспитателя по организации и постановки спектакля с детьми состоит из 5 этапов 1)На первом прогностическо-подготовительном – педагог выбирает репертуар, разрабатывает постановочное и репетиционное планирование, распределяет роли. На втором – репетиционном – знакомит актеров с текстом, организует репетиции, разучивает с ними роли. На организационном этапе воспитатель-режиссер готовит декорации, реквизит, подбирает муз. Сопровождение. Четвертый этап предусматривает показ спектакля. На заключительном- рефлексивно-итоговом – воспитатель обсуждает с детьми постановку, организует фотовыставку, стремиться поддержать их интерес к театру.

   

Принципы постановки спектакля с дошкольниками:

  • Плановость и учет режимного процесса в ДОУ;
  • Соответствие возрасту дошкольников;
  • Адекватность постановочных задач условиям ДОУ;
  • Возрастная доступность драматургического постановочного материала дошкольникам;
  • Полный охват всех детей группы участием в подготовке спектакля;
  • Переменность позиций участников спектакля, выступающих в качестве зрителей и исполнителей ролей;
  • Последовательность от простого к сложному;
  • Организация театрального пространства для репетиций(сцена-зрительный зал);
  • Непрерывность организационно-репетиционного педагогического процесса;
  • Этюдно-игровая организация репетиций.

 Специфика работы с детским театральным коллективом в дошкольном учреждении обусловлено требованиями режимного процесса, плановостью воспитательного процесса. Педагогическими традициями театрализации утренников и праздников. Спектакль с детьми создается в течении нескольких недель или месяцев, а показывается один или несколько раз. Именно однократность детского спектакля, неповторимость и органичность игры дошкольников отличает его от профессионального представления.

      Режиссер отвечает за то, чтобы все компоненты спектакля как формы сценического действия на момент показа были качественно подготовлены, не один из технических, психологических или организационных моментов не мог прервать спектакль, создать трудности для исполнителей или зрителей.

       Спектакли в дошкольном учреждении организуются:

  • Как самостоятельные премьеры детской театральной студии;
  • В составе детских праздников;
  • В композициях тематических и сезонных праздников;
  • В составе педагогического театра, интегрирующего театральное сотворчество и воспитанников;
  • В процессе театрализованной деятельности дошкольников в группе и др.

   

Компоненты и выразительные средства детского спектакля

Детский спектакль – цель и содержание деятельности постановщика. Режиссерскими компетенциями педагога обеспечиваются такие компоненты постановки, как драматургия, реализация сверхзадачи, организация театрального пространства спектакля и непосредственной коммуникации актеров и зрителей. Можно выделить наиболее важные компоненты и выразительные средства детского спектакля, которые должны быть обеспечены режиссером в условиях ДОУ.

    В качестве драматургической основы детского спектакля педагоги- режиссеры обычно используют пьесы, написанные специально для детского театра. Их недостаточность восполняется литературными сценариями и инсценировками произведений детской литературы. Выбор репертуара напрямую зависит от замысла воспитателя, исполнительских возможностей детей и психолого- педагогического запроса того или иного коллектива. Поэтом режиссер должен владеть умениями разработки инсценировки литературного произведения, сценария по известному литературному или сказочному сюжету. Полный текст инсценировки или сценария педагога, по существу, представляет собой конспективный план замысла постановки спектакля.

      Целостность и композиционная стройность спектакля достигаются, когда все определяющие компоненты подчинены самому главному – сверхзадаче спектакля.

      Режиссер должен найти емкие, точные и простые определения, доступно объясняющие детям – участникам спектакля – смысл сценического действия, его логику и значимость. Например, в работе над постановкой «Волк и семеро козлят» педагог ставит перед дошкольниками задачу4 показать в спектакле всем детям – зрителям – важность и необходимость послушания, выполнения обещаний, дружеской взаимопомощи. А в репетиционной работе над сказкой «Три поросенка» режиссер - педагог рассказывает детям о ценности терпения и труда.

      Режиссер- педагог театрализованной деятельности должен находить доступные для детского понимания комментарии, объяснения всей цепочки действий, событий, помогать «играть» и репетировать роль, использовать импровизационную природу коллективной театральной игры.

     Театр начинается там, где с помощью предметов обозначается театральное пространство, где очерчены границы сцены и зрительного зала как условие возникновения игрового пространства спектакля. Однако это не означает, что сцена- это всегда подиум или некая возвышающаяся площадка. По усмотрению режиссера местом действия может стать цента зала, а зрительские кресла расставлены по кругу. Существуют разновидности комнатного театра, кафе-театра. Спектакль можно играть и в спортивном зале, и в музее, в зимнем саду, на прогулочной площадке, главное, чтобы замыслом режиссера было создано это театральное пространство.

      Организация непосредственной коммуникации актеров и зрителей осложняется тем, что зрительская аудитория подобных спектаклей состоит в основном из людей, близко знающих артистов: родителей, воспитателей и детей. Обе стороны активно проявляют эмоциональное отношения, которое, как правило, выражается положительными эмоциями волнения, удивления, восторга, радости, удовольствия. Эта контактная сиюминутность общения, опосредованного спектаклем, незаменима, позволяет по обе стороны рампы многое понять и оценить как участникам, так и зрителям. Важно, чтобы маленькие актеры были готовы к общению со зрителями. Как правило, это отрабатывается на репетициях, также требующих от детей определенного настроя. В качестве примера в приложении 2 представлены упражнения для формирования готовности к репетиции старших дошкольников.

     В педагогическом смысле детский спектакль- это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте».

Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте»....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...

Выступление на педагогическом совете по теме Проектная деятельность в ДОУ

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информац...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Личностные и профессиональные качества педагога и их влияние на педагогическую деятельность»

...Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии пе...