Выступление на педсовете Развитие речи детей раннего возраста в НОД и в повседневной жизни.
консультация (младшая группа) на тему

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Развитие речи детей раннего возраста в НОД и в повседневной жизни.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают - ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока"), и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" я использую имена всех детей: "...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два". При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На наш взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического "поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваю: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей мы постарались создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого мы использовали совместные с детьми игры, рассматривание вместе сними книг, ежедневное чтение сказок и потешек.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на НОД и в повседневной жизни мы добились положительных результатов в работе по данной теме, дети предыдущих выпусков к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Можно отметить, что дети, которые пришли в детский сад только три месяца назад охотно играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.


Анкета для родителей

1. Много ли ребенок задает «почемучкиных» вопросов?

а) очень много, постоянно;

б) довольно много, но периодами;

в) мало.

2. Любит ли слушать, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

а) очень любит,

б) по-разному;

в) не любит стихов, не играет в слова.

5. Хочет ли ребенок учиться?

а) очень хочет;

б) не хочет.

6. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

7. Уверен ли ребенок в своих силах?

а) конечно, уверен;

б) когда как;

в) нет, не уверен.

Если в большенстве случаях вам пришлось выбрать ответ «в» — дело серьезное и надо принимать срочные меры в этом вам помогут упражнения и игры для развития речи.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни."

Использование колыбельных, пестушек, прибауток, потешек  для  развития речи у детей раннего возраста....

презентация для педсовета "Развитие речи детей раннего возраста"

В данной презентации представлен материал по развитию речи детей раннего возраста...

Выступление на педагогическом часе на тему: «Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни».

Актуальность. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем воз...

Текст выступления на педсовете"Развитие речи детей дошкольного возраста"

Текст выступления на педсовете"Развитие речи детей дошкольного возраста"...