Выступление на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Подготовила: воспитатель Мордвинова Ю.В.
МБДОУ «Детский сад № 35»
г. Саров, Нижегородская область
21 век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье вместе.
Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми, в подражании разговорной речи взрослых.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. И очень печально, что некоторые родители слишком поздно обращают на это внимание, в надежде, что само по себе всё пройдёт, ребенок как все научиться правильно говорить.
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Согласно Положению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования - речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте ребенок не только усваивает разговорный язык, но и все стороны речи: фонетическую, лексическую, грамматическую. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей раннего возраста занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие.
Формирование грамматического строя речи занимались Е.Н.Водовозова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Е.А. Флёрина.
Е.И. Тихеева утверждала, что развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Обосновала необходимость развития речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника. Сформулировала цель, задачи детского сада по этому разделу. Определила теоретические основы методики, разработала основные её разделы: развитие речи детей первого года жизни, словарь, занятия по живому слову.
Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Василий Александрович Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Значимость и актуальность исследования подтверждаются неослабевающим вниманием к ней со стороны современных психологов.
Развитие речи в детском саду осуществляется во всех видах деятельности детей.
Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, попевки, сказки. Они легко запоминаются детьми и способствуют расширению активного и пассивного словаря.
Поэтому я решила использовать воспитательные возможности театрализованной деятельности в развитии речи малышей. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь, а также развивает мелкую моторику.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления.
Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток.
В ходе театрализованной деятельности стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.
Проведя первичное диагностирование речи детей выявили:
- дети понимают обращенную к ним речь, выполняют необходимые действия по просьбе взрослых;
- понимают слова, обозначающие значение цвета, размера, действия,
- имеют достаточный пассивный запас понимаемых слов, обозначающих предметы обихода;
- речь детей в основном пассивна,
- слабо развиты умения выражать просьбу или желание короткими предложениями.
Поэтому поставила перед собой цель:
-Развитие активной речи детей раннего возраста посредством театрализованных игр.
Задачи:
- целенаправленно обогащать активный и пассивный словарь детей с помощью театрализованных игр;
- поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными;
- развивать речь малышей через желание к воспроизведению текста любимой сказки, с помощью договаривания отдельных слов и коротких предложений;
- формировать потребность детей в понимании речи с наглядным сопровождением
- содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра;
- вызывать эмоциональный отклик ребенка на театрализованную деятельность;
- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами.
Для того, чтобы работа принесла положительный результат подобрала методическое обеспечение для работы.
В группе преобразовала развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она обеспечивала творческое и речевое развитие детей на основе театрализованной деятельности. Для этого расположила близко к друг к другу книжный и театрализованный уголки.
В книжный уголок «поселила» знакомые детям книги, сказки, картинки.
В театрализованный уголок - ширму, магнитную доску, фланелеграф, предметы ряженья, шапочки, маски, декорации, и, разные виды театров: театр на магнитах, на фленелеграфе, театр «живая рука», пальчиковый театр, театр би-ба-бо, театр игрушек, персонажи авторского театра и др.
Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребёнок легко включался в игровую ситуацию.
Для решения поставленных задач всю работу разбила на этапы:
- 1 этап: формирование пассивного и активного словаря малышей
- 2 этап: работа над звукоподражанием
- 3 этап: воспроизведению текста любимых сказок, с помощью договаривания отдельных слов и коротких предложений
На 1 этапе формировала у детей умение слушать образную речь, запоминать разнообразные слова и речевые обороты.
Малыши очень полюбят потешки игрового характера, попевки, прибаутки, короткие стихотворные тексты. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети изображают движения действующих лиц или выполняют действия с игрушкой.
Я учила малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводила игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сама проговаривала и сама проделывала движения, а дети слушали и смотрели. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту, например, «Пошел котик на торжок», «Наша Катя маленька», «Водичка, водичка…» и др.
Использовала рассматривание мягких авторских книг, изготовленных мною из фетра, где в каждой страничке прячется игровая ситуация.
На 2 этапе особое внимание уделяла звукопроизношению, используя фигурки резинового театра, театра би-ба-бо, театра игрушек. Например, «Найди маму по голосу», «Кто как кричит», «Пойте вместе с нами», «Уложи Лялю спать» и т.д.
Театральные куклы не только радуют и занимают малышей, но и приходят на помощь детям не уверенным в себе. Помогают в общении, преодолеть замкнутость. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
На 3 этапе широко использовали все виды театров: пальчиковый, варежковый, кукольный, театр игрушек, театр на фланелеграфе или магнитный, где маленькие ребята были не только зрителями, но и активными помощниками, показывали действия, договаривали слова и отдельные фразы, предложения.
Мной были изготовлены авторские куколки для сказки «Курочка ряба». Эта короткая сказка богата движениями, где малыши имеют возможность помогать воспитателю, воспроизводить их (бил-бил - не разбил, упало и разбилось, плачет и т.д.), а также подталкивают детей договаривать за воспитателем короткие фразы.
В данную работу активно включили родителей. Для них была организована консультативная помощь, а также совместные мероприятия в театральной гостиной. Родители для своих детей раз в квартал показывали кукольные спектакли, ставили знакомые сказки «Теремок», «Репка», «Колобок».
Конечный мониторинг показал:
- значительно обогатился активный словарь детей;
- многие звукоподражательные слов дети стали заменять общеупотребительными, например «ав-ав – лает, мяу - кошка»;
- малыши договаривают отдельных слова и коротких предложений знакомых сказок;
- учатся выражать просьбу или желание короткими словами (дай, на, спать и т.д.).
Для себя наметила задачи на будущее:
- изготовить куклы-персонажи к сказке «Теремок»,
- данный опыт работы по «Развитию связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» опубликовать в средствах массовой информации,
- Совместно с родителями провести досуговую деятельность по сказке «Маша и медведь»
В заключении хочу отметить, что театрализованные игры не только помогают детям закрепить коммуникативные навыки, память, воображение, но являются активным стимулом развития всех сторон речи малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Проект...
Развитие устной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
Развитие устной речи детей раннего возраста....
Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности"
Данная статья повествует о том, как театрализованная деятельность неоспоримо положительно влияет на развитие речи детей с самого раннего возраста...
"Развитие речи детей раннего возраста посредствам театрализованной деятельности"
Из опыта работы с детьми раннего возраста по театрализации....
« Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
laquo;Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее». О.П.Радынова...
Статья. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.
В статье представлен опыт развития речи детей через использование театрализованной деятельности. Описана работа по созданию условий в группе и взаимодействию с родителями, дана характеристика разных в...