"Развитие речи детей раннего возраста посредствам театрализованной деятельности"
статья по развитию речи

Оксана Владимировна Шмакова

Из опыта работы с детьми раннего возраста по театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta_posredstvom_teatra.doc847.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку — одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

Речь детей на третьем году жизни развивается очень бурно: существенно возрастает словарь. И ведущая роль в развитии речи детей, конечно, принадлежит воспитателю, в процессе непосредственного общения с взрослыми. Вот почему так важно сопровождать всю жизнь малышей речевыми общениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего.

В течение дня я нахожу время для индивидуального общения с детьми. Для этого использую не только специально организованные мероприятия, но и бытовые моменты, прогулки, другие виды деятельности.

Но чтобы ребенок проявил активность, самостоятельность в освоении языка - требуется высокая культура речи окружающих людей, богатая языковая среда, разнообразная деятельность, поэтому большую роль играет работа с родителями. Тема развития речи звучит и на родительских собраниях, проводим анкетирование, что заставляет задуматься взрослых        о собственной речи и развитии речи ребенка, обсуждается на медикопедагогических совещаниях, индивидуальных беседах, информационных листах.

В своей педагогической деятельности я стараюсь обеспечивать полноценное общение ребенка с взрослыми и друг с другом:

- много говорю сама;

- вовлекаю детей в разговор;

- внимательно выслушиваю каждого ребенка;

- помогаю вступить в речевой контакт со взрослыми и сверстниками (при этом стараюсь поправить произношение ребенка).

В общении с ребенком мне помогает театр, его «живые» сказочные герои, которые не только доставляют малышу огромную радость, но и приобщают к художественной литературе, к театральному искусству и общение становится интересным, развивающим, познавательным.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное. Слушая их с детства, человек накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание сказочных уроков начиналось с раннего возраста.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит литературные, сказочные сюжеты.

Именно это активизирует мышление, память, фантазию, воображение и конечно совершенствует речь. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог. В процессе собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Именно в процессе театрализованной деятельности можно отработать и закрепить все полученные речевые умения и навыки.

С первых дней пребывания малышей в детском саду я применяю героев разных видов театра (на протяжении всего дня), обыгрывая ситуации, провожу театрализованные развлечения, представления, игры - инсценировки.

(В приемной приветливо встречает Курочка ряба, зарядку делаем с Хрюшей, на занятия приходит зайка, показывает театр и рассказывает сказку бабушка Расказушка, моем ручки с Мойдодыром, кушаем с Машенькой, засыпаем с Мишуткой, играем со всеми сказочными героями.

Театрализованные развлечения в этом возрасте занимают особое место. Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся сами принимать в нем участие, повторяя за воспитателем и слова, и действия. К концу года, накопив определенный опыт, малыши самостоятельно участвуют

в кукольном театре.

     Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства.

С первой же        встречи важно вызвать эмоционально положительный отклик в         душе

малыша, побудить его к активному восприятию. Поэтому:

- провожу спектакль по уже знакомой сказке;

- знакомлю с каждым героем той или иной сказки отдельно;

- привлекаю малышей к инсценированию;

- даю возможность проявить самостоятельность каждому ребенку;

- поэтапно выполнять роли: сначала действие потом слова или наоборот (детям сложно делать одновременно);

- повторяем понравившиеся моменты спектакля;

- беседуем по спектаклю (какие герои участвовали, что делали?);

- использую индивидуальный подход к каждому ребенку.

(более активному ребенку предлагаю роль подвижного героя, а пассивному - спокойного героя, или наоборот.)

Для того чтобы вызвать у малышей интерес к театру, я провожу театральные занятия:

- последовательно знакомлю детей с видами театра;

- знакомлю с героями той или иной сказки;

- работаем над диалогами, репликами (формирую умение строить предложения, добиваясь правильного, четкого произношения);

- просмотр представления в исполнении воспитателя или старших дошкольников;

- работаем над речью, мимикой, интонацией, поведением героев;

- показывание спектакля несколько раз.

Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром, в котором он не может войти сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться с взрослыми в художественно-игровой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения.

Театрализованная деятельность является моделью творческого общения. А само общение выступает как творчество.

Театральные куклы не только радуют и занимают малышей, но и приходят на помощь детям не уверенным в себе. Помогают в общении, преодолеть замкнутость. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.

Предлагаю вашему вниманию несколько видов театра, которые я использую в своей педагогической деятельности, развивая речь и творческие способности малышей.

  1. Самый распространенный — это театр игрушек.

Игрушка и встречает малыша, и провожает, может даже пообщаться, при заучивании потешек и стишков игрушки «исполняют» роли действующих лиц. Так получается короткая инсценировка - диалог. Такой театр разыгрываю с помощью мягких, деревянных, резиновых игрушек. В нашей группе имеется два полных комплекта Дороновой Т.Н., состоящих из 17 игрушек из пластизоля. Такой комплект оказывает огромную помощь, как в театрализованной деятельности, так и в игровой, на занятиях.

  1.  Если в театре игрушек дети в основном выступают в роли зрителей, то театр Бибабо (театр петрушек), создает обстановку по-настоящему театрального представления. Куклы производят на малышей сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля, они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают их. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.
  2. Вызывает интерес у детей и теневой театр. Распространенный вид театра инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Поскольку этот театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, участие нескольких воспитателей, — это и определяет выбор репертуара.
  3. Театр картинок (фланелеграф).

Распространенный вид театра. Используются нарисованные или вырезанные образы героев и декорации.

  1. Настольный театр.

Это традиционный вид театра, доступный в использовании. Дети его очень любят, помогают расставлять, играют.

  1. Театр стенд - книжка.
  1. Магнитный театр.
  1. Матрешечный театр.

Новый вид театра. Театр - сюрприз, открывая одного героя, появляются другие герои этой сказки.

  1. Перчаточный театр.

Дети воспринимают этот театр как забаву, вызывает у малышей положительные эмоции: оживление, радость, смех.

  1. Ученые доказали, что формирование речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Для этого хорошо подходит пальчиковый театр.

а) вязанный

б) деревянный

в) из бисера - новый вид театра, ребятишки с любопытством разглядывают персонажей, прощупывая каждую бусинку.

  1. Театр кружек.

Такой театр легко изготовить. Управлять таким театром несложно.

  1. Театр ложек.
  1. Театр - валенок.

Новый вид театра, необычный, вызывает у ребятишек всплеск эмоций. От одного вида валенка они начинают высказываться, делиться мнениями.

  1. Театр «Забавные носки».

     Из обычных носок, картона, пуговиц, бусин и обрезков тканей получаются очень забавные персонажи для кукольного театра. Малыши с удовольствием разыгрывают небольшие сценки - диалоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности"

Данная статья повествует о том, как театрализованная деятельность неоспоримо положительно влияет на развитие речи детей с самого раннего возраста...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

« Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

laquo;Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее».  О.П.Радынова...

СТАТЬЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен опыт развития речи детей через использование театрализованной деятельности. Описана работа по созданию условий в группе и взаимодействию с родителями, дана характеристика разных в...