Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни 2023 год
консультация

Хазеева Гульназ Миндерафиковна

Актуальность Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и  в повседневной жизни.

Актуальность Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Цель. Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития детей раннего возраста в системе работы по ознакомлению их с окружающим миром и развитию речи. 

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

 Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;  поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков;  детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;  преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому,  решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая  деятельность  должна быть:

 во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

 во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

 В работе по развитию речи детей раннего возраста  используются следующие формы совместной деятельности: наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего общения; разговор с самим с собой; параллельный разговор; провокация или искусственная непонимание ребенка; игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают - ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока"), и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" я использую имена всех детей: "...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два". При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического "поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

 Для развития словаря также  используется  приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение,  спрашиваю: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих. Важно, чтобы ребёнок  стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается  и отражается в речи. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье воспитателю - в детском саду. Очень важным является то, как общаются с ребенком. Ведь с годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Следует понимать, как правильно всестороннее развивать, воспитывать ребенка, общаться с ним. Какие действенные формы, методы, средства, приемы при этом использовать.

 Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами,  например с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

 Для достижения хороших результатов по развитию речи детей необходимо создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого используются совместные с детьми игры, рассматривание вместе с ними книг, ежедневное чтение сказок и потешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете Развитие речи детей раннего возраста в НОД и в повседневной жизни.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Элементы ТРИЗ в развитии речи детей раннего возраста Тема занятия: «Доктор Айболит»

Цель: Активизировать  восприятие, речь, мышление детей....

Выступление на педагогическом часе на тему: «Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни».

Актуальность. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем воз...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....