Элементы ТРИЗ в развитии речи детей раннего возраста Тема занятия: «Доктор Айболит»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Шурховецкая Ирина Александровна

Цель: Активизировать  восприятие, речь, мышление детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_v_razvitii_rechi_2.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы ТРИЗ

 в развитии речи детей раннего возраста

Тема занятия:  «Доктор Айболит»

Составила Старший воспитатель - Шурховецкая И.А.

Цель: Активизировать  восприятие, речь, мышление детей.

Материал и оборудование: Волшебный человечек, сундучок, краски, кисти, вода, подставки для кисточек, мольберт, куклы (доктор, девочка, мальчик), игрушечные собачка, зайчик, птичка на проволоке; шапочки дождя и солнца; зонт.

Ход занятия:

Воспитатель держит в руках Волшебного человечка и говорит за него.

Волшебный человечек:  здравствуйте, дети, как ваше здоровье? Если кого-то надо вылечить, в моём сундучке (показывает) всё для этого есть.

 Воспитатель ведёт беседу о работе доктора (какие инструменты лежат  в сундучке, кого он лечит и т.п.), активизируя высказывания детей наводящими вопросами.

Волшебный человечек:  Я знаю одну интересную историю и сейчас расскажу её вам. «Жил был на свете доктор. Он очень любил свою работу. Однажды доктор пришёл в детский сад, чтобы сделать детям прививки.  Дети все смелые были, они не боялись уколов.  Только одна девочка расплакалась и сказала:  Уходи, плохой доктор, ты сделал  мне больно». Доктор уходил из  детского сада  очень грустный. У дороги в траве прыгала маленькая птичка, она не могла летать, у неё было сломано крыло. Доктор поднял птичку, отнёс её домой и  начал лечить: перевязывал ей крылышко, давал лекарство. А когда птичка уже могла летать, выпустил её на волю. Взлетела птичка в небо, помахала крылышками и сказала: «Спасибо тебе, ты хороший доктор».  Он улыбнулся и помахал ей в ответ. И тут увидел, как к нему бежит мальчик и держит в руках собачку. У собачки была порезана лапка. Мальчик попросил доктора помочь ей. Доктор смазал ранку йодом, перевязал лапку, а мальчик дал витамины. Залаяла собачка: «Гав-гав, плохой ты доктор, зачем ты мне помазал лапку йодом, он щиплет». А мальчик сказал: «Извините нас, вы хороший доктор». Взял собачку на руки и ушёл.

 А доктор ещё долго думал: хороший он или плохой?»

 А вы, ребята, как  думаете: доктор хороший или плохой? Почему?

Дети высказывают своё мнение. Воспитатель помогает сделать вывод.

Физкультурная пауза:

(Проводится игра «Солнышко и дождик».)

Воспитатель надевает шапочку солнца и приглашает детей на «прогулку». Они ходят по группе («собирают ягоды», «рвут цветы», «плетут веночки»). По сигналу «дождик» (воспитатель надевает соответствующую шапочку) дети прячутся под зонтом. Игра повторяется два раза.

Воспитатель: Посмотрите, дети, зайка сидит, он весь мокрый. «Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок». Кашляет, чихает – простудился. Посоветуем ему сходить к нашему знакомому доктору.

Волшебный человечек:   Давайте вспомним историю, которую я вам рассказал.

Дети берут в руки кукол и вместе с волшебным человечком рассказывают историю ещё раз. На вопросы воспитателя, какой доктор – плохой или хороший, отвечают: «Доктор хороший, потому что он всем помогал. Это  Доктор Айболит».

Зайчик: Спасибо, ребята, я обязательно пойду к Доктору  Айболиту.

Воспитатель: Послушайте загадку.

Круглое, тёплое,

Красное, доброе,

Всем светит,

Всех греет,

Всех веселит,

Всем здоровье дарит!

 Правильно, это солнышко. А теперь давайте нарисуем отгадку.

Волшебный человечек достаёт из сундучка краски, кисточки, альбомные листы, подставки для кисточек.

Воспитатель: Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт кисточку, проводит ею по сухой краске, а за тем по бумаге).  Почему у меня ничего не получается? Что надо сделать? (ответы детей.) Давайте вместе добавим в краску воды. Какая краска была и какая стала? (ответы детей.)

Воспитатель раздаёт детям  всё необходимое для рисования и показывает приёмы изображения солнца.

Дети рисуют. Воспитатель с Волшебным человечком в руках наблюдает за их работой, если это необходимо, помогает, задаёт вопросы, например :  «Ира, какого цвета у тебя солнышко?» И т.д.

Когда работа закончена, педагог от имени Волшебного человечка хвалит рисунки детей и приглашает на прогулку: «Вы увидите, как я умею рисовать солнышко на дорожке мелом» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Отчёт по кружковой работы «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности»

Отчёт   по кружковой работы «Развитие речи детей раннего возраста с элементами  театрализованной деятельности»...

Дополнительное образование «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи: грамматического строя, связной речи, диал...

Статья "Развитие речи детей раннего возраста с использованием элементов сказкотерапии"

Статья посвящена  теме использования сказок в раннем детстве для развития речи, обогащения словарного запаса, проявления интереса к театрализованной деятельности.Воспитатель берёт в помощники ска...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...