"Этапы работы по развитию речи дошкольников"
консультация на тему

Фасхиева Светлана Фердусовна

Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы по развитию речи дошкольников.

Старший воспитатель МБДОУ №6 Фасхиева С.Ф.

     Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи. Так, система развития ребенка включает в себя следующие разделы:

  • Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Расширение словарного запаса;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование навыков письма;
  • Обучение чтению.

     Работа по развитию речи ведется не отдельно по каждому разделу, а во           взаимосвязи.

     Работа над звукопроизношением является основой первого раздела. Воспитание звуковой культурной речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударения, темпа, ритма и тембра голоса). Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.

    В рамках этого раздела педагог решает следующие речевые задачи.

    Первая-воспитание слухового внимания-умения определять на слух то или иное звучание и его направление, способность воспринимать данный темп и ритм. Дети должны узнавать изменения голоса по высоте и тембру, а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.

    Вторая задача-формирование фонематического слуха-способности четко отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова, акустические различия твердых и мягких согласных, правильность произношения звуков, повышение и понижение голоса др. Недостаточная сформированность слухового восприятия может быть причиной неправильного произношения звуков, слов и фраз.

    Научить ребенка слушать и слышать можно при помощи разнообразных игр. Например, «Отгадай, что звучит?», «Будь внимателен», «Угадай, кто кричит?».

    Третья задача-развитие артикуляционного аппарата, от которого зависит внятность и чистота речи. Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать:

  • Подвижность языка (упражнения на умения делать язык широким и узким, удержать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь рта и т.д.);
  • Подвижность губ (упражнения на умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
  • Умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

     Следующая задача-работа над речевым дыханием. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, тихо говорят, затрудняются в произношении длинных фраз, не договаривают слова, заканчивают фразу шепотом. Особые трудности они испытывают в школе, когда нужно отвечать у доски. Для работы над речевым дыханием необходимо:

  • Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох;
  • Воспитывать умение правильно, рационально использовать речевой выдох (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

    Также можно использовать упражнения «Ветряная мельница», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри».

    Необходимо проводить работу над воспитанием силы, высоты и тембра голоса. Можно использовать игры «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?», а также пение.

    Еще одной задачей является формирование произношения всех звуков родного языка. Замены и искажения, пропуски звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи будущего школьника. Недостатки звукопроизношения зачастую являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь признаком другого, более серьезного речевого нарушения (н.п. заикания).

    Следующая важная задача-работа над дикцией, т.е. формирование првильного произношения всех звуков родного языка, развития речевого дыхания, умения владеть своим голосом. Нечеткая дикция наблюдается чаще всего у детей с неустойчивым вниманием, легковозбудимых, неусидчивых. Помощником в данной работе может стать диктофон. Ребенок часто не слышит свою речь со стороны, считает, что говорит правильно, и очень удивляется, когда слышит свою смазанную речь в записи.

    Педагог должен следить, чтобы его речь соответствовала нормам орфоэпии русского литературного языка, и быть образцом для подражания. Если он сомневается в произношении того или иного слова или оборота, необходимо обратиться к словарю и различным пособиям. Дети должны слышать только грамотную речь.

    Педагог также должен следить за формированием правильного темпа речи. Дошкольники чаще всего говорят быстро, что отрицательно сказывается на внятности речи, теряются отдельные звуки и слоги, а иногда и слова, особенно при произношении длинных фраз. Работа над темпом речи осуществляется параллельно с развитием речи в целом. При этом педагог может воспользоваться диктофоном и песочными часами.

    В рамках работы над разделом необходимо обучать дошкольников интонационной выразительности речи, т.е. умению точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Работа в данном направлении ведется в основном путем подражания.

    Для систематического и последовательного проведения игр и упражнений по воспитанию звуковой культуры речи за основу следует взять работу над «живым» звуком слова.

    Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников можно связать с работой по дифференциации звуков: шипящих и свистящих, звонких и глухих, звуков Л и Р, твердых и мягких. Она предусматривает три дифференциации:

  • Изолированныз звуков (условно звук соотносится с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием);
  • Звуков в словах (подбираются картинки, игрушки, предметы, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и дети учатся отличать их);
  • Звуков в речи (подбираются словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцированными звуками).

    Можно рекомендовать следующие игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения и знакомства со звуками: «Я слышу этот звук» (дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук), «Закончи слово»(дети должны правильно назвать последний звук и произнести слово целиком), «Какой звук потерялся?» 9педагог произносит слово, пропуская заданный звук) и др.

    Второй раздел работы по развитию речи детей – формирование грамматического строя речи. В период подготовки к обучению грамоте в детском саду дошкольники знакомятся с предложением и словами. Они учатся составлять словосочетания, нераспространенные и распространенные предложения, членить предложения на слова, развивают умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи, уточнять лексические значения слов и др.

    В работе над предложением можно использовать условно-графические схемы: каждое слово – отдельная полоска или линия в тетради, предлоги – короткие полоски, знаки препинания тоже имеют свои знаки. С помощью полосок можно моделировать предложение, обозначать его начало и конец, количество слов и т.д.

    Формирование грамматического строя может строиться по следующим разделам. Первый – образование множественного числа существительных. Педагог называет имена существительных в единственном числе, а ребенок – во множественном. Для того чтобы лучше запомнились правильные грамматические формы, важно слова группировать по сходству окончаний, например, стол-столы, двор-дворы и т.д.

     Педагог обучает дошкольников согласованию существительных с числительными: он произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок – в сочетании с другими числительными, например, один стул-два стула и т.д.

      Работа над согласованием местоимений с существительными довольна проста. Педагог предлагает детям перечислить предметы, которые им принадлежат, например, моя кофта, мой галстук, мое украшение, мои книги.

      Дошкольники обучаются также практическому употреблению глаголов несовершенного и совершенного вида и составлению с ними предложений, например, мальчик делает самолет-мальчик сделает самолет.

      При согласовании прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода, а также при согласовании прилагательных с существительными множественного числа следует обратить внимание детей на то, что окончания будут различаться.

       Помочь ребенку усвоить смысловое значение предлогов – одна из задач педагога. Каждый педагог объясняет отдельно и демонстрирует наглядно с использованием игрушек, предметов или картинок. Можно использовать схематическое изображение того или иного предлога. Например, квадрат – это слово, а круг – это предлог. Если круг над квадратом – это изображение предлога «над», если внутри квадрата – предлог «в» и т.д.

        В работе над падежными конструкциями педагог акцентирует внимание детей на нужной грамматической форме. Вначале ребенок слушает, как говорит взрослый, и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Затем отрабатываются словосочетания и фразы, содержащие форму изучаемого падежа.

        Обучение грамоте невозможно без словарной работы, поэтому третьим разделом в работе по развитию речи является расширение словарного запаса.

Дети уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Важен словарный запас не сам по себе, а умение активно им пользоваться, правильно сочетать слова, образовывать новые т.д. Работа над обогащением словарного запаса должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Словарь дошкольников обогащается существительными, глаголами, прилагательными, числительными, наречиями, предлогами, местоимениями в процессе игр.

       Словарную работу можно вести в следующих направлениях:

  • Расширение словарного запаса на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
  • Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Ребенок расширяет словарный запас, узнает новые слова, пробует объединить их по темам, учится употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы при образовании коротких слов. Следует обращать его внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов, на то, что один и тот же предмет обладает сразу многими качествами. Например, лиса может быть хитрая, рыжая, пушистая и  т.д.

Полезны речевые игры, в ходе которых ребенок должен как можно больше подобрать признаков к предмету. Словарь обогащается и за счет образования прилагательных от имен существительных, например при помощи игр «Из чего сделаны?», «Чей хвост, чья голова?». Употребление наречий отрабатывается при помощи наводящих вопросов: далеко или близко, жарко или холодно. Обогащается словарь ребенка однокоренным, родственным словам, знакомству с антонимами, синонимами и т.д.

Четвертый раздел – формирование связной речи, которая неотделима от мира мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Развитие связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в целом. Этот процесс сопровождается обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя и воспитанием звуковой культуры речи.

Главная функция связной речи – коммуникативная – осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая форма имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой яркое представление коммуникативной функции языка. Главной ее особенностью является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

К особенностям монологической речи относятся развернутость и полнота высказываний. Она имеет несравнено более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации. Для монолога характерны внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Важны также неречевые средства (жесты, мимика, интонация).

Использование обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по данному направлению.

Формирование связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. С одной стороны, оно способствует освоению разных сторон речи, с другой – самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения дошкольника в овладении родным языком, его словарным запасом, звуковым и грамматическим строем.

Дети старшего возраста должны уметь составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, чтобы слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Существует несколько видов работ по формированию связной речи. Первый – пересказ литературных произведений – творческое воспроизведение литературного текста. Обучаясь пересказу, дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Цельность формы композиции и языка, высокая художественность произведений учат дошкольников строить рассказ четко и последовательно, не увлекаясь деталями и не упуская главного. Важно правильно подбирать произведения для пересказа, лучше использовать короткие рассказы К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, народные сказки и др.

Старшие дошкольники учатся связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов педагога, воспроизводить диалогическую речь, меняя интонации, использовать выразительные средства.

Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

  • Вводная беседа, рассматривание художественных иллюстрации;
  • Выразительное прочтение литературного произведения педагогом, выделение интонацией диалогов и наиболее интересных моментов текста;
  • Беседы о содержании и форме прочитанного произведения (вопросы по тексту);
  • Повторное чтение литературного произведения, установка на внимательное прослушивание содержания и его запоминание;
  • Пересказ произведения (обращается внимание на грамматически правильное построение предложения, связность и последовательность пересказа).

      Небольшой рассказ ребенок пересказывает целиком, большой можно разделить на части. Если возникнут затруднения при пересказе, дошкольнику можно задавать наводящие вопросы.

      Второй вид работы – рассказывание по картине. Для этого можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Задача педагога – научить детей видеть не только то,  что на ней изображено, но и то, что может оставаться « за кадром». Описывая картину, дошкольники чаще всего называют мелкие предметы, не замечая главного. Они не видят главных героев картины, не заостряют внимание на основном сюжете. Многие дети не знают, с чего начать повествование.

      Задача педагога обучить дошкольников правильно строить рассказ по картине. Работу следует начинать с рассматривания. С помощью наводящих вопросов дошкольник должен подчеркнуть самое главное, наметить сюжетную линию. Совместно с педагогом придумывается начало рассказа, а затем ребенок работает самостоятельно. Важно научить его замечать все: фон, пейзаж, состояние погоды, цветовое решение, эмоциональное состояние героев, во что они одеты, чем занимаются и т.д.

       В работе по составлению рассказов по пейзажным картинам большое значение придается упражнениям на подбор определений и сравнений. Важно правильно выбирать картины. Они должны быть большого размера, хорошего качества, красочные, достоверные, эстетически и художественно правильно оформленные.

       Развивать связную речь также можно при помощи рассказов из опыта ребенка. Основной темой для них может стать повседневная жизнь дошкольника, впечатления об увиденном, услышанном на прогулках, праздниках, в поездках. Ребенок самостоятельно строит рассказ, вспоминая наиболее интересные моменты. Педагог внимательно слушает, при необходимости задает вопросы и поправляет, если ребенок неправильно использует те или иные или согласовывает слова в предложениях.

       Следующий способ формирования связной речи – творческий рассказ. Дошкольник должен самостоятельно продумать содержание рассказа, логически выстроить и облечь в соответствующую словесную форму. Для этого требуются большой запас слов, композиционных навыков, умения выразительно передавать замысел, что достигается путем постоянных упражнений.

       Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Учитывая это, пятым разделом работы по развитию речи дошкольников является развитие мелкой моторики. Систематические упражнения наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой  моторики оказывает хорошее влияние на формирование речи, на подготовку руки дошкольника к письму.

       Хорошо развитая мелкая моторика будет способствовать успешному формированию навыков письма – совершенно новому для дошкольника виду деятельности. Чаще всего ребенок не умеет правильно сидеть за столом. Научить этому – одна из первоочередных задач педагога. Затем необходимо научить держать карандаш, раскрашивать рисунки цветными карандашами, рисовать по трафарету. Существуют такие интересные виды упражнений по развитию руки, как дописывание незаконченных букв (начинаем с О, З, С), обводка плавных линий, написанных букв, прописи, штриховка.

        Ребенок должен уметь ориентироваться на листе бумаги, различать листы в клеточку и в линейку, знать, где верх, низ, середина листа, рабочая строка, поля, начало и конец написания элемента. Очень полезны графические диктанты. У каждого дошкольника навыки письма формируются в разном темпе, поэтому обучение должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке, дети должны заниматься с удовольствием. Их нужно хвалить и поощрять за труд.

       Следующий раздел – обучение чтению. Традиционная система деятельности в данной сфере часто приводит к тому, что дети теряют интерес к чтению, не научившись еще читать. Поэтому важно на первом этапе заинтересовать ребенка. Нельзя заставлять его автоматически запоминать буквы и слоги. Ему это не интересно. Лучше играть с буквами. Игр можно придумать много.

      Таким образом, развитие речи предполагает постепенное и последовательное освоение ребенком разных ее компонентов. Все дошкольное детство – это в той или иной степени подготовка к вступлению ребенка в новую, более взрослую жизнь. И если он уверен в своих силах, логически размышляет и рассуждает, используя четкую, красивую. Грамматически правильно оформленную речь, ему легко идти дальше, узнавая с каждым днем все больше интересного и познавательного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В статье говорится об особенностях развития речи дошкольников в определённом возрасте...

Мастер-класс на тему: «Этапы работы по развитию речи дошкольников» для молодых педагогов

МАСТЕР - КЛАССна тему:«Этапы работы по развитию речи дошкольников»для молодых педагогов...

Этапы и особенности развития речи дошкольников.

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного воз...

Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...

Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.

В презентации представлены основные этапы орагнизационной  работы воспитателя,  старшего воспитателя или  методиста по речевому развитию в детском саду.  Представлен перечень...