Семинар-практикум Тема: «Этапы работы по развитию речи дошкольников"
учебно-методический материал по теме

Семинар - практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар - практикум91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Семинар-практикум  

Тема: «Этапы работы по развитию речи

дошкольников»

Автор – составитель:

Шабунина Валентина Владимировна

воспитатель  

Санкт-Петербург

2015

Семинар – практикум

Тема: «Этапы работы по развитию речи

дошкольников»

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребёнка.

Развитие чёткой, грамотной речи, которая является залогом успешного обучения ребёнка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи. Так, система развития речи ребёнка включает в себя следующие разделы:

  • работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;
  • формирование грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование навыков письма;
  • обучение чтению.

Работа по развитию речи ведётся не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.

Работа над звукопроизношением является основой первого раздела.

Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударения, темпа, ритма и тембра голоса). Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.

В рамках этого раздела педагог решает следующие речевые задачи. Первая – воспитание слухового внимания – умения определять на слух то или иное звучание и его направление, способность воспринимать данный темп и ритм. Дети должны узнавать изменения голоса по высоте и тембру, а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.

Вторая задача – формирование фонематического слуха – способности чётко отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова, акустические различия твёрдых и мягких согласных, правильность произношения звуков, повышение и понижение голоса и др. Недостаточная сформированность слухового восприятия может быть причиной неправильного произношения звуков, слов и фраз.

Научить ребёнка слушать и слышать можно при помощи разнообразных игр. Например, «Отгадай, что звучит?» (педагог воспроизводит за ширмой звук того или иного музыкального инструмента, а ребёнок должен отгадать, что звучит), «Будь внимателен» (педагог шёпотом просит выполнить задание), «Угадай, кто кричит?» (педагог за ширмой воспроизводит крик животного или птицы, а ребёнок должен отгадать, кто это) и др.

Третья задача – развитие артикуляционного аппарата, от которого зависит внятность и чистота речи. Если у ребёнка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать:

  • подвижность языка (упражнения на умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь и т.д.);
  • подвижность губ (упражнения на умение вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
  • умение удерживать нижнюю челюсть в определённом положении, что важно для произношения звуков.

Следующая задача – работа над речевым дыханием. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, тихо говорят, затрудняются в произнесении длинных фраз, не договаривают слова, заканчивают фразу шёпотом. Особые трудности они испытывают в школе, когда нужно отвечать у доски. Для работы над речевым дыханием необходимо:

  • вырабатывать свободный, плавный, удлинённый выдох;
  • воспитывать умение правильно, рационально использовать речевой выдох (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Также педагог может использовать такие упражнения, как «Ветряная мельница» (ребёнок дует на маленькую мельницу или вертушку), «Буря в стакане» (ребёнок дует в трубочку в стакане с водой), «Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью специальной трубочки) и др.

В рамках раздела педагогу необходимо проводить работу над воспитанием силы, высоты и тембра голоса. Для этого можно использовать упражнения и игры, например, «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?», а также пение (тихо – громко) и др.

Ещё одной задачей является формирование произношения всех звуков родного языка. Замены и искажения, пропуски звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи будущего школьника. Недостатки звукопроизношения зачастую являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь признаком другого, более серьёзного речевого нарушения (дизартрии, ринолалии, заикания и др.)

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи связанной с органическим поражением центральной и периферической нервной системой.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ринолалия – это носовой оттенок голоса, обусловленный излишним или недостаточным резонированием носовой полости в процессе речи. Она бывает вызвана дефектами в строении и функционировании речевого аппарата (rhinos – по гречески – нос, lalia – речь, то есть «носовая речь»).

Следующая важная задача – работа над дикцией, т.е. формирование правильного произношения всех звуков родного языка, развитие речевого дыхания, умения владеть своим голосом. Нечёткая дикция наблюдается чаще у детей с неустойчивым вниманием, легковозбудимых, неусидчивых. Помощником в данной работе может стать диктофон. Ребёнок часто не слышит свою речь со стороны, считает, что говорит правильно, и очень удивляется, когда слышит свою смазанную речь в записи.

Педагог должен следить, чтобы его речь соответствовала нормам орфоэпии русского литературного языка, и быть образцом для подражания. Если он сомневается в произношении того или иного слова или оборота, необходимо обратиться к словарю и различным пособиям. Дети должны слышать только грамотную речь взрослого.

Педагог также должен следить за формирование правильного темпа речи. Дошкольники чаще всего говорят быстро, что отрицательно сказывается на внятности речи, теряются отдельные звуки и слоги, а иногда и слова, особенно при произнесении длинных фраз. Работа над темпом речи осуществляется параллельно с развитием чёткой речи в целом. При этом педагог может воспользоваться диктофоном и песочными часами.

В рамках работы над разделом необходимо обучить дошкольников интонационной выразительности речи, т.е. умению точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Работа в данном направлении ведётся в основном путём подражания.

Для систематического и последовательного проведения игр и упражнений по воспитанию звуковой культуры речи за основу следует взять работу над «живым» звуком слова.

Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников можно связать с работой по дифференциации звуков: шипящих и свистящих, звонких и глухих, звуков [л] и [р], твёрдых и мягких. Она предусматривает три вида дифференциации:

  • изолированных звуков (условно звук соотносится с определённым звуком, издаваемым животным, предметом, действием);
  • звуков в словах (подбираются игрушки, картинки, предметы, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и дети учатся отличать их); звуков в речи (подбираются словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками).

Можно рекомендовать следующие игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения и знакомства со звуками: «Я слышу этот звук» (дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук), «Закончи слово» (дети должны правильно назвать последний звук и произнести всё слово целиком), «Какой звук потерялся?» (педагог произносит слово, пропуская заданный звук) и др.

Второй раздел работы по развитию речи детей – формирование грамматического строя речи. В период подготовки к обучению грамоте в детском саду дошкольники знакомятся с предложением и словами. Они учатся составлять словосочетания, нераспространённые и распространённые предложения, членить предложения на слова, уточнять лексические значения слов, развивают умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи и др.

В работе над предложением можно использовать условно-графические схемы: каждое слово – отдельная полоска или линяя в тетради, предлоги – короткие полоски, знаки препинания тоже имеют свои знаки. С помощью полосок можно моделировать предложение, обозначать его начало и конец, количество слов и т.д.

Формирование грамматического строя может строиться по следующим разделам. Первый – образование множественного числа существительных. Педагог называет имена существительные в единственном числе, а ребёнок – во множественном. Для того чтобы лучше запомнились правильные грамматические формы, важно слова группировать по сходству окончаний, например, стол – столы, двор – дворы и т.д.

Педагог обучает дошкольников согласованию существительных с числительными: он произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок – в сочетании с другими числительными, например, один стул – два стула и т.д.

Работа над согласованием местоимений с существительными довольно проста. Педагог предлагает детям перечислить предметы, которые им принадлежат, например, моя кофта, мой галстук, моё украшение, мои книги.

Дошкольники обучаются также практическому употреблению глаголов несовершенного и совершенного вида и составляют с ними предложения, например,  мальчик, делает самолёт – мальчик сделает самолёт.

При согласовании прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода, а также при согласовании прилагательных с существительными множественного числа следует обратить внимание детей на то, что окончания будут различаться.

Помочь ребёнку усвоить смысловое значение предлогов – одна из задач педагога. Каждый предлог объясняется отдельно и демонстрируется наглядно с использованием игрушек, предметов или картинок. Можно использовать схематичное изображение того или иного предлога. Например, квадрат – это слово, а круг – это предлог. Если круг над квадратом – это изображение предлога «над», если внутри квадрата – предлог «в» и т.д.

В ходе изучения предлогов внимание детей обращается на то. Что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания. Например: под столом, под берёзой, под солнцем, под кроватью. Это пространственные предлоги, их значение можно объяснить наглядно. Но есть и другие предлоги, значение которых объяснить труднее. Их нужно обыгрывать, используя картинки и предметы. Например, ребёнку задаются вопросы: с чем он любит пить чай, о чём он мечтает, из чего можно сделать игрушки и т.д. Только при условии усвоения смыслового значения каждого предлога ребёнок сможет правильно употреблять их в речи.

В работе над падежными конструкциями педагог акцентирует внимание детей на нужной грамматической форме. Вначале ребёнок слушает, как говорит взрослый, и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Затем отрабатываются словосочетания и фразы, содержащие форму изучаемого падежа.

Этапы обучения детей падежным формам существительных:

  • закрепление формы существительных женского рода единственного числа творительного падежа в значение орудийности (пилой, косой, лопатой);
  • существительных мужского рода (топором, ножом, карандашом);
  • образование падежных конструкций со словами женского и мужского рода;
  • введение в рассказ словосочетания, акцентирование внимания на правильном использовании знакомых детям форм слов.

Обучение грамоте невозможно без словарной работы, поэтому третьем разделом в работе по развитию речи является расширение словарного запаса. Дети уточняют значения слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотносят их с предметами и явлениями окружающего мира. Важен словарный запас не сам по себе, а умение активно им пользоваться, правильно сочетать слова, образовывать новые и т.д. Работа над обогащением словарного запаса должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Словарь дошкольников обогащается существительными, глаголами, прилагательными, числительными, наречиями, предлогами, местоимениями преимущественно в процессе игр.

Словарную работу можно вести в следующих направлениях:

  • расширение словарного запаса на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
  • введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • введение слов обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Ребёнок расширяет словарный запас, узнаёт новые слова, пробует объединить их по темам, учится употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы при образовании коротких слов. Следует обращать его внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов, на то, что один и тот же предмет обладает сразу многими качествами. Например, лиса может быть хитрая, рыжая, пушистая и т.д.

Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету. Словарь обогащается и за счёт образования прилагательных от имен существительных, например при помощи игр «Из чего сделаны?», «Чей хвост, чья голова?». Употребление наречий отрабатывается при помощи наводящих вопросов: далеко или близко, жарко или холодно. Обогащается словарь ребёнка и благодаря однокоренным, родственным словам, знакомству с антонимами, синонимами, паронимами и т.д.

Работу над словарём можно проводить в рамках специально организованной образовательной деятельности, а также в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений.

Лексические темы, используемые для обогащения словарного запаса дошкольников:

  • «Человек»
  • «Игрушки»
  • «Профессии»
  • «Времена года. Части суток»
  • «Овощи. Фрукты (сад, огород)»
  • «Продукты»
  • «Грибы»
  • «Ягоды (лесные, садовые)»
  • «Деревья. Кустарники»
  • «Одежда. Обувь. Головные уборы»
  • «Квартира. Мебель»
  • «Кухня. Посуда»
  • «Домашние животные и их детёныши»
  • «Дикие животные  и их детёныши»
  • «Птенцы и их птенцы» и др.

Четвёртый раздел – формирование связной речи, которая неотделима от мира мыслей, в ней отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. Развитие связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в целом. Этот процесс сопровождается обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя и воспитанием звуковой культуры речи.

Главная функция связной речи – коммуникативная – осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая форма имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной её особенностью является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

К особенностям монологической речи относятся развёрнутость и полнота высказываний. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации. Для монолога характерны внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Важны также неречевые средства (жесты, мимика, интонация).

Использование обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по данному направлению.

Формирование связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. С одной стороны. Оно способствует освоению разных сторон речи, с другой – самостоятельному использованию ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения дошкольника в овладении родным языком, его словарным запасом, звуковым и грамматическим строем.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, чтобы слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Существует несколько видов работ по формированию связной речи. Первый – пересказ литературных произведений – творческое воспроизведение литературного текста. Обучаясь пересказу, дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Цельность формы композиции и языка, высокая художественность произведений учат дошкольников строить рассказ чётко и последовательно, не увлекаясь деталями и не упуская главного. Важно правильно подбирать произведения для пересказа, лучше использовать короткие рассказы К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, народные сказки и др.

Старшие дошкольники учатся связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов педагога, воспроизводить диалогическую речь, меняя интонации, использовать выразительные средства.

Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

  • вводная беседа, рассматривание художественных иллюстраций;
  • выразительное прочтение литературного произведения педагогом, выделение интонацией диалогов и наиболее интересных моментов текста;
  • беседа о содержании и форме прочитанного произведения (вопросы по тексту);
  • повторное чтение литературного произведения, установка на внимательное прослушивание содержания и его запоминание;
  • пересказ произведения (обращается внимание на грамматически правильное построение предложения, связность и последовательность пересказа).

Небольшой рассказ ребёнок пересказывает целиком, большой можно разделить на части. Если возникнут трудности при пересказе, дошкольнику можно задавать наводящие вопросы.

Второй этап – рассказывание по картине. Для этого можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Задача педагога – научить детей видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может оставаться «за кадром». Описывая картину, дошкольники чаще всего называют мелкие предметы, не замечая главного. Они не видят главных героев картины, не заостряют внимание на основном сюжете. Многие дети не знают, с чего начать повествование.

Для этого можно использовать как предметные, так и сюжетные картинки. Задача педагога – научить детей видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может оставаться «за кадром». Описывая картину, дошкольники чаще всего называют мелкие предметы, не замечая главного. Они не видят главных героев картины, не заостряют внимание на основном сюжете.

Задача педагога обучить дошкольников строить рассказ по картине. Работу следует начинать с рассматривания. С помощью наводящих вопросов дошкольник должен подчеркнуть самое главное, наметить сюжетную линию. Совместно с педагогом придумывается начало рассказа, а затем ребёнок работает самостоятельно. Важно научить его замечать всё: фон, пейзаж, состояние погоды, цветовое решение, эмоциональное состояние героев, во что они одеты, чем занимаются и т.д.

В работе по составлению рассказов по пейзажным картинам большое значение придаётся упражнениям на подбор определений и сравнений. Важно правильно выбирать картины. Они должны быть большого размера, хорошего качества, красочные, достоверные, эстетически и художественно правильно оформленные.

Развивать связную речь также можно при помощи рассказов из опыта ребёнка. Основной темой для них может стать повседневная жизнь дошкольника, впечатления об увиденном, услышанном на прогулках, праздниках, в поездах. Ребёнок самостоятельно строит рассказ, вспоминая наиболее интересные моменты. Педагог внимательно слушает, при необходимости задаёт вопросы и поправляет, если ребёнок неправильно использует те или иные обороты или согласовывает слова в предложениях.

Следующий способ формирования связной речи – творческий рассказ. Дошкольник должен самостоятельно продумать содержание рассказа, логически выстроить и облечь в соответствующую словесную форму. Для этого потребуется большой запас слов, композиционных навыков, умения выразительно передавать замысел, что достигается путём постоянных упражнений.

Варианты творческих рассказов:

  • придумывание продолжения и завершения рассказа;
  • составление рассказа или сказки по плану;
  • придумывание рассказа по теме предложенной педагогом (без плана);
  • составление рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему;
  • описательные рассказы о природе.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Учитывая это, пятым разделом работы по развитию речи дошкольников является развитие мелкой моторики. Тренировать пальцы рук можно уже полугодовалому ребёнку. Очень полезен массаж, сгибание и разгибание пальчиков. Систематические упражнения наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики оказывает хорошее влияние на формирование речи, на подготовку руки дошкольника к письму. Можно предложить следующие виды упражнений для детей: две-три минуты сгибать и разгибать пальчики, катать шарики, нанизывать бусы на леску, застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и др.

Хорошо развитая моторика будет способствовать успешному формированию навыков письма совершенно новому для дошкольника виду деятельности. Напротив, слабо развитые мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки приводят к тому, что дошкольник испытывает целый ряд трудностей. Чаще всего ребёнок не умеет правильно сидеть за столом. Научить этому – одна из первоначальных задач педагога. Затем необходимо научить держать карандаш, раскрашивать рисунки цветными карандашами, рисовать по трафарету. Существуют такие интересные виды упражнений по развитию руки, как дописывание незаконченной буквы (начинаем с О, З, С), обводка плавных линий, написанных букв, прописи, штриховка.

Ребёнок должен уметь ориентироваться на листе бумаги, различать листы в клеточку и в линейку, знать, где верх, низ, середина листа, рабочая строка, поля, начало и конец написания элемента. Очень полезны графические диктанты. У каждого дошкольника навыки письма формируются в разном темпе, поэтому обучение должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке, дети должны заниматься с удовольствием. Их нужно хвалить и поощрять за труд.

Следующий раздел – обучение чтению. Традиционная система деятельности в данной сфере часто приводит к тому, что дети теряют интерес к чтению, не научившись ещё читать. Поэтому важно на первом этапе заинтересовать ребёнка. Нельзя заставлять его автоматически запоминать буквы и слоги. Ему это не интересно. Лучше играть с буквами. Игр можно придумать много. Например, игра «Угадай-ка»: на столе выкладывается не меньше пяти букв, убрав одну из них, дошкольник отгадывает, какая исчезла, и возвращает её на место. В игре «Прочитайте слова» ребёнку нужно дописать часть буквы, которую стёрла шалунья резинка. Можно обводить указательным пальцем ведущей руки буквы, вырезанные из мелкой наждачной бумаги. Ребёнок легче запоминает образы и элементы букв.

Первые свои книги дошкольник должен выбирать сам. Очень важен первый поход с родителями в книжный магазин, который должен быть представлен ребёнку как значительное событие в жизни. Нужно беседовать с ребёнком о той или иной книге, рассматривать вместе рисунки, иллюстрации. Обратить его внимание на мастерство художника. Важно пробудить интерес к книге, не заставлять читать, а заинтересовать познавательным содержанием, занимательным сюжетом и т.д.

Таким образом, развитие речи предполагает постепенное и последовательное освоение ребёнком разных её компонентов. Ускорение этого процесса как родителями, так педагогами может привести к различным речевым нарушениям. Всё дошкольное детство – это в той или иной степени подготовка к вступлению ребёнка в новую, более взрослую жизнь. И если он уверен в своих силах, логически размышляет и рассуждает, используя чёткую, красивую, грамматически правильную оформленную речь, ему легко идти дальше, узнавая с каждым днём всё больше интересного и познавательного.

Речевые и познавательные игры

Игра «Придумай небылицу»

Цель: обучение сочинению небылиц, развитие связной речи, фантазии.

Описание игры:

Педагог: Небылица – это выдумка, то, чего не бывает в жизни. Они часто встречаются в сказках. Иногда их придумывают, чтобы развлечь себя и окружающих. Послушайте, какую я придумала небылицу. Шла я сегодня на работу ночью, ярко светило солнце, шёл дождь. Сороки на деревьях кричали: «Му-му-му». Я увидела зайчика и белочку, они поливали цветы на грядке. Видела попугая, он спросил меня, куда я иду?

Дети слушают, а потом называют небылицы. Педагог предлагает им придумать такие же рассказы самостоятельно.

Игра «Скажи наоборот»

Цели: знакомство дошкольников со словами – антонимами, развитие скорости реакции.

Описание игры:

        Дети и взрослый садятся в круг на стулья. Взрослый кидает мяч ребёнку и говорит: «горячий», а ребёнок должен сказать: «Холодный». Затем дошкольник кидает мяч другому играющему и говорит любые другие слова, которые имеют противоположный смысл. Если дети затрудняются, они кидают мяч взрослому.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цели: формирование умения подбирать определения к предмету, развитие воображения.

Описание игры:

        Взрослый называет какой-либо предмет, а дети должны придумать как можно больше к нему признаков. Например, дом – высокий, каменный, жилой, деревянный, многоэтажный, кирпичный, большой и т.д.

Игра «Отгадай, кто это?»

Цели: развитие мышления, систематизация представлений о значении слов.

Описание игры:

        Ребёнок задумывает слово. Не называя, описывает его качества и характерные признаки. Другие дошкольники должны догадаться, что это за предмет. Например, он белый, сладкий, его кладут в чай. Ответ: сахар.

Игра «Разные значения»

Цели: формирование умения различать несколько значений слова, мыслить логично, делать правильные умозаключения.

Описание игры:

Педагог: Есть слова, которые могут обозначать сразу несколько предметов. Я буду называть вам эти слова, а вы вспоминать предметы, которые можно назвать этим словом. Например, иголка бывает швейной, иголки у ежа и др.

Игра «Где я был?»

Цели: развитие логического мышления, воображения, формирование умения правильного использования существительных в родительном и винительном падеже.

Описание игры:

Педагог: Я вчера была в одном месте и видела много кукол, мячей, машинок, пирамидок, кубиков, конструкторов, собачек, матрёшек. Где я была? Ответ: в магазине игрушек.

Игра «Превращения»

Цель. Развитие умения выделять существенные признаки предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).

Оборудование. Картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло). 

Описание игры.

        Взрослый даёт задание назвать, во что превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), бутылка без горлышка (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (в стул).

        Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы работы по развитию речи дошкольников"

Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников...

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В статье говорится об особенностях развития речи дошкольников в определённом возрасте...

Мастер-класс на тему: «Этапы работы по развитию речи дошкольников» для молодых педагогов

МАСТЕР - КЛАССна тему:«Этапы работы по развитию речи дошкольников»для молодых педагогов...

Этапы и особенности развития речи дошкольников.

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного воз...

Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...

Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.

В презентации представлены основные этапы орагнизационной  работы воспитателя,  старшего воспитателя или  методиста по речевому развитию в детском саду.  Представлен перечень...