"Коммуникативно-речевое развитие"
методическая разработка на тему

Фасхиева Светлана Фердусовна

Проведение педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_rech_2014g.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Педагогический совет на тему:

«Коммуникативно-речевое развитие»».

 

Дата проведения:  24.02.2014 г.

Вид педсовета: тематический

Форма проведения: интеллектуально-творческая игра.

Цель:  повышение компетентности педагогов  в организации воспитательно-образовательной работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников.

 Предварительная работа:

1.     Оформление информационного листа о планируемом педсовете.

2.     Тематический контроль «Эффективность воспитательно-образовательной работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников».

3.     Подготовка памяток для педагогов «Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность», «Формы работы по реализации образовательной области «Коммуникация».

 

Повестка дня.

1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.

Ответственный: заведующий МБДОУ № 6 Никонова Т.А.

2.Выступление заведующего на тему: «Проблема формирования коммуникативно-речевой активности в современной практике работы дошкольных учреждений».

Ответственный: заведующий МБДОУ № 6 Никонова Т.А.

3.Справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников».

Ответственный: старший воспитатель Фасхиева С.Ф.

4.Интеллектуально-творческая игра «От разнообразия форм к качеству образования».

Ответственный: старший воспитатель Фасхиева С.Ф.

5. Отзывы воспитателей по взаимопосещению предметно-развивающей среды по коммуникации.

Ответственный: воспитатели

6. Презентация памяток «Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность», «Формы работы по образовательной области «Коммуникация».

Ответственный: воспитатели

7. Вынесение решения педагогического совета.

Ответственный: заведующий МБДОУ № 6 Никонова Т.А.

Ход педсовета:

  «Проблема формирования коммуникативно-речевой активности в современной практике работы дошкольных учреждений».

                                                      Заведующий МБДОУ  №6 Никонова Т.А.


«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». Ушакова О.С.

 

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем: 

            Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

            Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

            Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

            Употребление нелитературных слов и выражений.

            Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

            Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

            Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

            Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

            Плохая дикция.

Результаты наблюдений за общением детей при организации НОД показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников: 

            пересказывать литературные произведения;

            составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы;

            создавать разные виды творческих рассказов;

            освоить формы речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование);

            сочинять рассказы по картине, и серии сюжетных картинок.

Низкий уровень сформированности коммуникативных умений у дошкольников не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействие с окружающим миром. Поэтому при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.

Проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения.

Интеллектуально-творческая игра

 «От разнообразия форм к качеству образования».

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательную кругосветную регату по необычному океану. Он называется Коммуникация. Путешествие будет очень трудным. Капитаны, ваши команды готовы? У вас у каждого есть своя бригантина. Представьте свои команды. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Так говорят опытные мореходы.

Представление первой команды.

Представление второй команды.

Для того чтобы поднять якоря и отправиться необходимо выполнить первое задание.

1 задание.

1.К какому направлению относится остров «Коммуникация»?

2.Какие острова-соседи имеются у «Коммуникации»?

 2 задание.

1.Назовите цели острова «Коммуникация». Овладение конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

2.Перечислите задачи острова «Коммуникация». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи;

3 задание.

Какие основные направления острова «Коммуникация» вы знаете?

1.Развитие словаря: освоение значений слов; уместное употребление слов в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3.Формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.

4.Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).

5.Развитие коммуникативных навыков у дошкольников: умение сотрудничать; слушать и слышать; умение воспринимать  и понимать (перерабатывать) информацию;  говорить самому.

Конкурс капитанов

1.Объяснить фразеологизмы.

Как сельдей в бочке

Хоть косой коси

Лезть на рожон

Во всю ивановскую

2.Закончите крылатое выражение, взятое из сказок

Поди туда (не знаю куда)

Скоро сказка сказывается (да не скоро дело делается)

4 задание.

Перечислите и раскройте методы развития речи

Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованноенаблюдение (изобразительная деятельность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинкам)

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: дидактические игры; игры-драматизации; инсценировки; дидактические упражнения; пластические этюды; хороводные игры.

5 задание.

В процессе, какой деятельности решаются образовательные задачи острова «Коммуникация»?

6 задание.

Расскажите о двух видах организации рабочего пространства и позиции участников при разной форме организации НОД.

 

Партнерская форма  организации НОД

Школьно-урочная форма организации НОД

Взрослый – партнер,

рядом с детьми (вместе), в круге.

Взрослый – учитель,
отделен от детей (над/против)

Разрешено свободное размещение детей

За детьми жестко закреплены рабочие места

Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

Запрещено перемещение детей

Разрешено свободное общение (рабочий гул)

Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины

Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.

Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается  для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком)

7 задание.

Мы приближаемся с вами к острову. Он называется Остров слов. Но его окружают высокие рифы из очень странных слов. И только преодолев эти рифы можно высадиться на этом острове. А высадиться необходимо, чтобы пополнить запас воды и продовольствия.

«Слоган (англ.) — рекламный девиз, который в сжатом виде передает рекламное сообщение, часть долговременной коммуникационной платформы бренда».

Шорт-лист (англ. «короткий список») — это список предварительно отобранных из всех представленных соискателей для окончательного выбора победителя. Этот термин используется в области литературы: «объявлен шорт-лист премии "Букер"».

 «Кофе-брейк (англ. Coffee break — кофейный перерыв) — короткий перерыв (15-40 мин.) во время научной конференции для приема пищи и неформального общения. Обычно представляет собой стол с чашками, банками растворимого кофе, емкостями с горячей водой, конфетами, сахаром, сливками и печеньем. Как и во время фуршета, кофе-брейк не подразумевает фиксированных мест, участники сами себе наливают кофе и едят стоя».

Ресепшн в нашем сегодняшнем понимании — это место, куда прежде всего попадает или куда прежде всего обращается клиент, заходящий или обращающийся в любое учреждение от парикмахерской до ресторана, хотя изначально это слово относилось только к службе регистрации постояльцев в гостиницах.

Волонтёр (фр. volontaire, от лат. voluntarius) — лицо, осуществляющее добровольную деятельность на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. В исходном значении — лицо, добровольно поступившее на военную службу.

Хедлайнер — от англ. headliner, head-liner — это автор заголовков; герой заголовков, гвоздь программы, ведущий исполнитель.

«Дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений... Дресс-код компании считается продолжением корпоративной культуры фирмы и важной частью её бренда».

Дедлайн (от англ. deadline) — это крайний срок (дата и/или время), к которому должна быть выполнена задача.

                                                  8 задание.

Вот мы и на острове, но что это?! Без паники - нас окружили пираты. Они требуют, чтобы мы заполнили какие-то загадочные таблицы. Справитесь?

 

Формы организации детей на острове «Коммуникация»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность дошкольников

  Ситуативный разговор с детьми

  Беседа

  Сочинение загадок

  Проблемные ситуации

  Игры (сюжетно-ролевые, театрализованные режиссерские)

  Продуктивная деятельность

  Использование различных видов театра

  Ситуации общения

  Словесные игры на прогулке

  Наблюдения на прогулке

 

      Чтение

      Обсуждение

      Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок)

      Беседа

      Игры с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно-ролевые  и др.

      Викторина

      Инсценирование, драмматизация

      Ситуации общения

      Наблюдения на прогулке

      Труд

      Игры на прогулке

      Чтение на прогулке

      Беседа после чтения

      Экскурсии

      Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта, в процессе режимных моментов и др.)

      Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц

      Сочинение и отгадывание загадок

      Исследовательская деятельность

      Конструирование

      Создание коллекций

      Проектная деятельность

Игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)

Рассматривание

Продуктивная деятельность

Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.)

Хороводные игры с пением

Игровое общение

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

 

 9 задание.

Перечислите материально техническое обеспечение образовательного процесса для формирования коммуникативно-речевой активности дошкольников

 Материально техническое обеспечение

      в группах созданы речевые центры, в которых имеются  художественные произведения, народные и авторские сказки советских и зарубежных писателей;

      иллюстративный материал к знакомым произведениям, временам года;

      наборы сюжетных картинок по разным темам;

      альбомы с  семейными фотографиями, иллюстративным материалом;

      схемы и модели, набор картин для составления описательных и творческих рассказов;

      альбомы для словотворчества;

      картотеки загадок, потешек, скороговорок;

      картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков;

      материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений;

      дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков;

      дидактические игры на ориентировку в звуковой и буквенной системе языка;

      ширмы, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, различные виды театров (кукольный, настольный).

 Подведение итогов путешествия.

Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:

 Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций

 социального,  государственного заказа.    

 Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.

 Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве  средства его развития.

 Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

 Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка  на относительные показатели детской успешности.

 Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.

 Заканчивается наше путешествие.

 

Решение педсовета:

1. Систему работы МБДОУ №6  по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников признать удовлетворительной.

2. Продолжить работу по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников, исправить ошибки, выявленные в ходе тематической проверки в срок.

Ответственный: воспитатели, Фасхиева С.Ф.

Срок: постоянно.

3. Рекомендовать воспитателям дошкольных групп для повышения качества воспитательно-образовательной работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников использовать различные варианты опорных схем для развития связной речи.

Ответственный: воспитатели дошкольных групп.

Срок: постоянно.

4.Обеспечить интеграцию образовательной области «Коммуникация» при организации НОД по физическому и художественно-эстетическому развитию.

Ответственные: инструктор по физической культуре Рогулина О.Г., музыкальный руководитель Морева Л.М., воспитатель по татарскому языку Рахманова Г.З.

Срок: постоянно.

5.Для повышения качества дошкольного образования педагогам ДОУ обеспечить построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Ответственные: педагоги МБДОУ №6.

Срок: постоянно.

Памятка для педагогов

Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность (НОД)?

 

I. Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.
2. Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное НОД.
4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других НОД ах.

II. Определение целей и задач

Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД.

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

·         узнавание нового материала,

·         воспроизведение,

·         творческий подход к заданию.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

·         подводящие детей к воспроизведению материала,

·         способствующие осмыслению материала,

·         способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» НОД

Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить.  При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего возраста  или подготовительной группы.
Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

·         что контролировать,

·         как контролировать,

·         как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.
После того как воспитатель провел НОД  необходимо провести самоанализ  так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.

 

Памятка для педагогов

 

Формы работы с детьми при организации НОД по образовательной области «Коммуникация»

1.Свободное общение на разные темы.

2.Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

3.Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

4.Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

5.Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства выразительности).

6.Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений.

7.Подвижные (в том числе народныеигры с диалогом.

8.Дидактические словесные (в том числе народныеигры.

9.Викторины.

10.Проектная деятельность, н-р, «Напиши письмо Деду Морозу»; «Книжка-малышка».

«Коммуникация»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно обр. деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

 Беседа после чтения

 Рассматривание

 Игровая ситуация

 Дидактическая игра

 Интегративная деятельность

 Чтение

 Беседа о прочитанном

 Игра-драматизация

 Показ настольного театра

 Разучивание стихотворений

 Театрализованная игра

 Режиссерская игра

 Проектная деятельность

 Интегративная деятельность

 Решение проблемных ситуаций

 Разговор с детьми

 Создание коллекций

 Игра

 Ситуация общения в процессе режимных моментов

 Дидактическая игра

 Чтение (в том числе на прогулке)

 Словесная игра на прогулке

 Наблюдение на прогулке

 Труд

 Игра на прогулке

 Ситуативный разговор

 Беседа

 Беседа после чтения

 экскурсия

 Интегративная деятельность

 Разговор с детьми

 Разучивание стихов, потешек

 Сочинение загадок

 Проектная деятельность

 Разновозрастное общение

 Создание коллекций

 Сюжетно-ролевая игра

 Подвижная игра с текстом

 Игровое общение

 Все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

 Хороводная игра с пением

 Игра-драматизация

 Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка

 Дидактическая игра

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвитие речи, алалия (моторная, сенсорная, смешанная))

. Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвити...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»

в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...

Военно-спортивная игра "Зарница" .Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в игру-соревнование....

Алгоритм разработки квест-игры по познавательному, социально-коммуникативному, речевому, физическому развитию

Алгоритм разработки квест-игры по познавательному, социально-коммуникативному, речевому, физическому развитию...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....