Консультация для родителей: «Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».
учебно-методический материал (старшая группа)

Кононова Марина Александровна

Консультация для родителей:

«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».

В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными   речевыми   нарушениями, мне   как      музыкальному руководителю работающему с данной   категорией детей приходится искать   различные   новыетехнологии, методы и приѐмы работы. Ведь дети логопаты имеют не только речевые нарушения, но и, как правило, у них страдает общая и мелкая моторика, нарушено чувство ритма.  Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребѐнка, формируется личность человека. В настоящее время заметно усилился интерес к интегрированному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребѐнком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребѐнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Затем музыкально – речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран. В своей работе по музыкальному воспитанию детей я использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков. Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма – являются характерными и для речи.

Основные задачи музыкально - речевых игр:

1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:

эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуковысотный и динамический

слух; чувство ритма;

2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального

произведения.

3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и еѐ грамматический

строй.

4. Улучшать дикцию детей.

5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.

7. Укреплять голосовой аппарат.

8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей

речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Музыкально - речевые игры.

 Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми.

Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки,

считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,

на лугу», «Чики – чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по

саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь – дон, динь – дон!

Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.

 Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два (в терцию).

Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают еѐ в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Речевые игры со звучащими жестами.

Снег.

Как на горке – снег, снег,                     поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.                   приседают на корточки, два шлепка по

                                                                                      коленям

И на ѐлке – снег, снег,                             поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ѐлкой – снег, снег.                    приседают на корточки, два шлепка по

                                                                                      коленям

А под снегом спит медведь.                притопы, покачивания корпуса с ноги на

                                                                                         ногу

Тише, тише – не шуметь!                             произносят шёпотом, указательный

                                                                                     палец к губам

Речевые игры с шумовыми и ударными музыкальными

инструментами (деревянные ложки и погремушки).

Вот пришли весѐлые матрѐшки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень.

Он принѐс ребятам погремушки. Трень – трень.

Погремушки зазвенели – трень – трень – трень! Трень –трень – трень!

Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!

Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!

Будет весело играть наш оркестр целый день!

 

Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.

 

«Жил да был один налим»

(народная потешка)

 

Жил да был один налим,                        - Плавные движения сложенными ладошками,

                                                                           имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним.                     -  Ладони раздвинуты; движение ладонями

              порознь.                       

Прилетали к ним три утки                     - Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

По четыре раза в сутки

И учили их считать:                              - Сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять.                 - Загибают пальчики, начиная с большого.

 

«Пчела»

(В.Н. Нищева)

Прилетела к нам вчера                                        - Машут ладошками

Полосатая пчела.

А за нею шмель шмелѐк                                     - На каждое название насекомого загибают

И весѐлый мотылѐк,                                            - один пальчик.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                                            - Делают кружочки из пальчиков и подносят

                                                                                 их к глазам.

Пожужжали, полетали,                                        - Машут ладошками.

От усталости упали.                                            -Роняют ладони на стол или вдоль туловища.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».

В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными   речевыми   нарушениями, мне   как      музыкальному руководителю работающему с данной   категорией детей приходится искать   различные   новыетехнологии, методы и приѐмы работы. Ведь дети логопаты имеют не только речевые нарушения, но и, как правило, у них страдает общая и мелкая моторика, нарушено чувство ритма.  Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребѐнка, формируется личность человека. В настоящее время заметно усилился интерес к интегрированному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребѐнком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребѐнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Затем музыкально – речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран. В своей работе по музыкальному воспитанию детей я использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков. Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма – являются характерными и для речи.

Основные задачи музыкально - речевых игр:

1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:

эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуковысотный и динамический

слух; чувство ритма;

2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального

произведения.

3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и еѐ грамматический

строй.

4. Улучшать дикцию детей.

5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.

7. Укреплять голосовой аппарат.

8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей

речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Музыкально - речевые игры.

 Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми.

Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки,

считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,

на лугу», «Чики – чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по

саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь – дон, динь – дон!

Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.

 Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два (в терцию).

Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают еѐ в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Речевые игры со звучащими жестами.

Снег.

Как на горке – снег, снег,                     поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.                   приседают на корточки, два шлепка по

                                                                                      коленям

И на ѐлке – снег, снег,                             поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ѐлкой – снег, снег.                    приседают на корточки, два шлепка по

                                                                                      коленям

А под снегом спит медведь.                притопы, покачивания корпуса с ноги на

                                                                                         ногу

Тише, тише – не шуметь!                             произносят шёпотом, указательный 

                                                                                     палец к губам

Речевые игры с шумовыми и ударными музыкальными

инструментами (деревянные ложки и погремушки).

Вот пришли весѐлые матрѐшки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень.

Он принѐс ребятам погремушки. Трень – трень.

Погремушки зазвенели – трень – трень – трень! Трень –трень – трень!

Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!

Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!

Будет весело играть наш оркестр целый день!

Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.

«Жил да был один налим»

(народная потешка)

Жил да был один налим,           - Плавные движения сложенными ладошками,

                                                                 имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним.         -  Ладони раздвинуты; движение ладонями

              порознь.                        

Прилетали к ним три утки           - Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

По четыре раза в сутки

И учили их считать:                              - Сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять.                 - Загибают пальчики, начиная с большого.

«Пчела»

(В.Н. Нищева)

Прилетела к нам вчера                                        - Машут ладошками

Полосатая пчела.

А за нею шмель шмелѐк                     - На каждое название насекомого загибают

И весѐлый мотылѐк,                                            - один пальчик.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                           - Делают кружочки из пальчиков и подносят 

                                                                                 их к глазам.

Пожужжали, полетали,                                   - Машут ладошками.

От усталости упали.                          -Роняют ладони на стол или вдоль туловища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

Речевое творчество как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников

Развитие коммуникативных навыков посредством речевого творчества...

Проект «Лимерик – как одно из средств развития связного высказывания у старших дошкольников»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.  Позволяет  интересно организовать работу по  развитие словесного творчества детей через  использование ТРИЗтехнологии...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....

Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»

В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....

Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя иг...