Театр и дети
проект по теме

Шайдуллина Расила Галимзяновна

Театр и дети.

Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них – основа национальной культуры. Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. И как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_i_deti.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Шайдуллина Расила Галимзяновна - воспитатель

                                                     Чернышева Валентина Леонидовна - воспитатель

                                                     Пискарёва Елена Маратовна  - учитель-логопед  

Театр и дети

       Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них – основа национальной культуры. Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. И как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью!

      Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

      Мы своих воспитанников учим к общению с книгой с раннего детства. В русском фольклоре существует множество сказок, которые интересны и доступны для понимания наших детей: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Кошкин дом». Необходимо воспитывать в ребенке понимание того, что чтение – это не только получение информации, развитие памяти, формирование грамотной устной речи. Прежде всего, чтение книг учит сопереживанию, развивает воображение, расширяет кругозор, формирует вкус, способствует общению. Хорошая книга – это еще и настоящее удовольствие – от языка автора, от узнавания перипетий сюжета, от знакомства с новыми персонажами. Для того чтобы чтение стало не только способом удовольствия детей, но и их эстетической, общекультурной потребностью, необходимо привлечь самые разнообразные средства.

      Одна из таких средств - театральная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и  наша задача – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

      Посредством организации театральной деятельности, мы решаем многие актуальные проблемы и в первую очередь развитие всех сторон речи и её коррекция.

    Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной.

    Для более успешного преодоления имеющихся нарушений речи и огромным стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Деятельности, которая способствует раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.). Театрализованная деятельность пользуются у детей нашей группы неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе. Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию связной  речи (монолог, диалог).  Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи) Театрализованная деятельность организуется, как правило, во второй половине дня. Она включает в себя обязательную речевую разминку: дыхательные упражнения ( «Задуй свечу», «Насос» и т.д.), артикуляционные упражнения для мышц губ, языка («Вкусное варенье», «Грибок», «Заборчик», «Хоботок») и т. д., фонетические (выделить голосом звук, произнести звук с вопросительной интонацией, громко – тихо) и дикционные упражнения (считалки, скороговорки, чистоговорки). Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Эта работа повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями. У детей с ОНР наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Поэтому проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.

      Так же с помощью  театральной деятельности, мы решаем другие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:

  • художественное образование и воспитание детей;
  • формирование эстетического вкуса;
  • нравственное воспитание;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии;
  • создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру;
  • создание атмосферы творческого переживания и перевоплощения, импровизации;
  • предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности.

      Театрализованная  деятельность  – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Формируется уважительное отношение друг к другу, познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

         В процессе творческой деятельности дети учатся выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

        В работе по театрализованной деятельности используем метод проектов. Он позволяет развивать у детей творческое познавательное мышление, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.   Совместно с детьми, воспитателями групп, родителями реализовали проект: «Театр и мы». Целью данного проекта является формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

       Мы – педагоги  выступаем в роли режиссера и сценариста, многие сценарии к сказкам-спектаклям, развлечениям, театрализованных игр обрабатываем по своему усмотрению, подбираем песни и музыкальное сопровождение, учитывая возрастные особенности детей и уровень их нервно-психологического развития.

       Для того чтобы процесс художественно-эстетического развития наших воспитанников  средствами театрализованной деятельности проходил успешно, решили совместно с родителями  создать  необходимые  определенные условия.

В группе оборудован театральный уголок. Дети совместно с нами - педагогами готовят декорации для драматизации сказок, рисуют афиши и пригласительные билеты. Мы с детьми пополнили наш театральный уголок театром на магнитах, теневыми фигурами, новыми костюмами. С детьми из цветного картона сделали настольный театр, полумаски сказочных животных.  Родители и мы - педагоги связали для кукольного театра сказочных героев.

        Как известно, совместная деятельность детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, что оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Совместная деятельность – это увлекательное и интересное времяпрепровождение, которое сблизит детей и родителей.

     К реализации  проекта подключили родителей наших воспитанников, которые изъявили желание посетить один из театров вместе с детьми, где родители выступили  не как пассивные наблюдатели педагогического процесс, а его активными участниками. Ведь самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Дети сами пробудили интерес родителей эмоционально окрашенными рассказами о посещении театра, наша фотовыставка и заснятый видео материал, который был представлен родителям, произвели на них должное впечатление.

       Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.

      Прилагаем  усилия для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки. Для реализаций этих направлений используем: беседы с родителями; консультации для родителей по темам: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»; «Здравствуй, театр!»; «Театр дома»; «Театр для малышей»; «Формирование у детей способностей к творческому самовыражению и импровизации в процессе театрально – игровой деятельности».

       Нашу работу строим на следующих принципах: импровизационности; гуманности; систематизации знаний; учета индивидуальных способностей каждого ребенка.    

      В заключении хочется  отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Использованная литература:

 1.А.В. Щеткин [«Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.]

 2.А.И. Буренина [ «Ритмическая мозаика», Санкт – Петербург 2000].

 3.Е.П. Букарина [«Наши талантливые малыши» (сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников) Ярославль «Академия Развития» 2006.]

 4. Е.М. Гельфан [ «Игры и упражнения для маленьких и больших», Москва 1961.]

 5. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина [«СА – ФИ – ДАНСЕ», Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.]

 6.М.Б. Зацепина [«Культурно – досуговая деятельность в детском саду» Издательство «Мозаика – Синтез» Москва 2005.]

 7. Н.В. Зарецкая [«Музыкальные сценарии для детского сада по мотивам сказок» Москва «Школьная пресса» 2005.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра. Для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра.Для детей старшего дошкольного возраста     Воспитатель: Клет...

Правила поведения в театре для детей. Если ты идёшь в театр

Ты, конечно, любишь ходить в театр и часто бываешь там не только с родителями, но и со своими одноклассниками. Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но...

Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей группе: "Играем в театр"

Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей  группе: "Играем в театр...

Сценарий викторины ко дню Театра для детей старшего дошкольного возраста "Азбука театра"

Вашему вниманию предлагается сценарий викторины ко дню Театра....

Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?

Полезная рекомендациядля родителей - чем полезен теневой театр, как радует детей эта забава, как удержать интерес детей теневого театра не на один раз...Как можно сделать своими руками теневой театр и...

В рамках проекта "Театр для детей" консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома».

Консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома». «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр   великий русский поэт...