Исследовательский проект «Я родился и живу на Югорской земле»
проект на тему

  • Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_rodilsya_i_zhivu_na_zemle_yugorskoy.docx53.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

             

«Я родился и живу на Югорской земле»

 (исследовательский проект)

                                                 

 

           

                                 

Выполнила  воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Кипко –Кулага С.Г.

                                                         

                                            г.  Покачи  2014 г.

      «Я родился и живу на Югорской земле»

                     Паспорт проекта

1. Вид проекта: познавательно -информационный

2. Тип проекта:

  • краткосрочный,
  • групповой,
  • творчески-поисковый

3. Автор проекта: воспитатель

4. Участники проекта: дети старшей группы детского сада «Рябинушка»

Воспитатель,воспитанники,музыкальный рукаводитель , родители воспитанников

5. Актуальность проекта:  

Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.

6. Аннотация проекта:

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Метод проекта наиболее приемлем, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

7. Проблема проекта:

В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в старшей группе, расширить представления о своей малой Родине – Югре.

8. Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае. Воспитание любви к малой родине, интереса к родному краю и искусству
народов Севера.            

9.Задачи проекта:

Расширить представления о родном крае, его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями  своего города

2.        Развивать творческие способности  детей на местном материале, познакомить с народными промыслами.

3.        Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.

4. Дать представление о растительном и животном мире Югры.

5. Развивать эстетический вкус, творческую активность.

10. Ресурсное обеспечение:

  • Книги
  • Журналы
  • Художественные произведения
  • Иллюстрации, фотографии, коллажи с фотографиями или рисунками семей хантов;  
  • Фотографии и альбомы украшения одежды с орнаментом народов ханты и манси,
  • Куклы в национальных костюмах;

11. Предполагаемый результат:

Знает животный и растительный мир своего посёлка, района. Проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям. Любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими. Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении.

План реализации проекта в старшей группе

«Я родился и живу на Югорской земле»

        Организационно – подготовительный

1. Создание условий для самостоятельной и совместной деятельности:

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

-  выставка детских работ, альбом «Моя семья».

-  рассматривание альбомов о Югре, беседы, иллюстрации с одеждой и орнаментами народов ханты и манси, чтение легенды А.М. Конькова «Откуда северное сияние пошло», дидактические игры «Продолжи и укрась орнамент», «Дорисуй»;

-  подготовка календарно – тематического плана (Приложение 1)

2. Основной

Работа с детьми

Образовательная область

Формы и методы работы

Социализация

Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду», «Изготовь нарты»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Викторины «Достопримечательности северного края», «Растительный и животный мир», «Конкурс знатоков родного края»

Познание

Составление генеалогического дерева.

Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Путешествие по Югре», рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено

Коммуникация

Составление творческих рассказов «Мой любимый город»

Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Моя дружная семья»

Чтение художественной литературы

Знакомство с творчеством А.М.Конькова, с его легендой «Откуда северное сияние пошло», со стихами поэтов о югре

Художественное творчество

Знакомство с альбом  иллюстраций одежды и орнаментами народов ханты и манси Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной», «Продолжи и укрась орнамент», «Дорисуй», «Закладка в книгу с использованием орнамента народов ханты», «Украшение хантыйским орнаментом одежды»,

Физическая культура

Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Северные олени», «Мы поедем, мы помчимся», «Загони оленей», «Чум», «Оленья упряжка», «Соберём бисер»

Работа с родителями воспитанников

Формы и методы работы

Беседы с родителями о важности данной проблемы

Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной»

Изготовление семейных альбомов

Привлечение родителей к пополнению группы предметами хантыйского быта

Консультации «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте посёлка», «Куда пойти с ребенком в выходной день»

3.Заключительный

Обобщение результатов работы

Анализ деятельности

Презентация опыта работы

Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Результат работы проекта:

  • Создано развивающее пространство с региональной направленностью

Ребёнок:

  • Знает животный и растительный мир своего посёлка, района.
  • Проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям, достопримечательностями  Югры.
  • Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и           непредвиденные явления в природном окружении.
  • Привлекает внимание взрослых и детей к интересным общественным  явлениям, стремиться к исследованию объектов живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи.

                                                                                                                  Приложение 1                                      

 Конспект непосредственно  образовательной деятельности для детей

(для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию)

«ДЕТИ СЕВЕРА»

ЦЕЛЬ: Расширить представления детей о нашей стране; развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя; воспитывать у них интерес к своей Родине, дружеские чувства к детям северных народов, желание больше узнать об их жизни; поднять эмоциональный настрой детей.

МАТЕРИАЛ: Кукла в национальной одежде Севера, картина «Дети Ceвepa»  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов о жизни детей в других уголках России. Рассматривание кукол в национальных костюмах 

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: ханты, ненцы, манси

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Ребята, сегодня я вам буду рассказывать о нашей большой и дружной стране. Как она

называется?

(Ответы детей)

-На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, что Россия - самая большая страна.

- В ней много разных городов, сел, деревень. Там живет много взрослых и детей. И

сегодня к нам в гости приехала девочка. Посмотрите, как она одета. Как вы думаете,

откуда она приехала?

-Дети рассматриваю куклу, одетую в национальный костюм жителей Севера.

(Ответы детей: с далекого Севера, с тундры)

Почему вы думаете, что она живет на Севере?

(Ответы детей.)

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем о тундре.

( С помощью взрослого дети рассказывают то, что узнали на предыдущем занятии.)

Обобщить высказывания детей:

-Мы с вами живем на Севере, в городе - Покачи; Дальше нашего города находится

тундра, там тоже живут люди — ханты, ненцы, манси. Эту девочку зовут Олеся. Она живет в хантыйской деревне.

-Скажите, пожалуйста, как одета Олеся и почему?

(Ответы детей)

-Правильно, Олеся одета в теплую одежду, потому что на Севере очень холодно, долгая

зима и короткое лето. Давайте рассмотрим картину, на которой нарисовано, как живут дети северных народов. (Рассматривание картины «Дети Севера).

-Что вы видите на картине?

(Ответы детей)

-На картине нарисовано катание детей на оленях. Быстро мчатся олени по глубокому

снегу, детям совсем не страшно, с ними взрослый. Детям весело, они получают большое

удовольствие от такого катания на оленях. Им совсем не страшен мороз, все тепло одеты

в меховые шубы и шапки.

Предложить детям внимательнее рассмотреть оленей и рассказать о них.

-Какие они?

-Какие у них рога?

(Ответы детей)

— Как они бегают?

(Ответы детей)

-Почему вы думаете, что олени бегают быстро?

(Ответы детей)

-Кто управляет оленями?

(Ответы детей)

-Вам бы хотелось побывать в хантыйской деревне, познакомиться с детьми, которые там

живут? Почему?

(Ответы детей.)

-Ребята, а сейчас Олеся нас научит играть в северную народную игру, которая

называется «У оленя дом большой».

Взрослый от имени куклы рассказывает правила и играет с детьми.

«У оленя дом большой — ладони сложены над головой в форме крыши.

Он сидит, глядит в окно — руки сложены перед лицом в форме окна.

Зайка по лесу бежит — дети изображают бегущего зайца.

В дверь к нему стучит: тук, тук — кулаком изображают, будто стучат.

Дверь открой — одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.

Там в лесу охотник злой — рукой показывают за спину.

Зайка, зайка, не зевай — обеими руками манят к себе.

Лапу мне давай — подают друг — другу руки».

В начале игра проводится в медленном темпе, чтобы дети могли запомнить слова и

произносить их в соответствии с движениями. Затем темп игры убыстряется.

Олеся прощается с детьми, обещает прийти в следующий раз и научить детей играть в новую игру, в которую играют северные дети.

Конспект непосредственно  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

«Ханты и манси – жители Севера»

ЦЕЛЬ: знакомить детей с народностями ханты и манси.

ЗАДАЧИ: Дать представление о разновидности жилищ этих народов. Активизировать словарь (глинобитная печь, поселение, земляной дом, нары, амбарчик, чувал).

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Географическая карта России. Реквизит для установки

чума. Иллюстрации с изображением чума, хантыйских построек.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель.

Ребята, в какой части России мы живём? (На Севере.) Покажите на карте. Что вы

можете рассказать о Севере? (Рассказы детей.) Назовите коренных жителей Севера, о

которых мы говорили на предыдущих занятиях. (Ненцы) Что вы можете рассказать о

ненцах? (рассказы детей)

Кроме ненцев, на Севере живут и такие народы, как ханты и манси. Основные занятия хантов - оленеводство рыболовство и охота, А у манси основные  занятия -рыболовство и охота. Оленеводством они почти не занимаются, используют оленей только как транспорт.

(Показывает иллюстрацию с изображением чума) Что это? (Чум) Кто живёт в таком

доме? (Ненцы) Почему они живут именно в чуме? (Они часто кочуют вместе с оленями, а  чум  легко разобрать, перевезти в другое место и потам опять установить)

Ханты-оленеводы тоже живут в чуме. Что вы можете рассказать о чуме? (Ответы

детей) Чум ханты устанавливают почти так же, как ненцы. И ставят шесты для чума

женщины.

Вспомним, как устанавливается чум.

Дети с помощью воспитателя устанавливают большой чум, комментируют свои действия

Дети. Сначала выбираем и расчищаем место для чума. В середину будущей постройки

кладём железный лист для сооружения очага. Затем с каждой стороны листа раскладываем доски - это пол. Дальше стелим циновки и кладём на них оленьи шкуры - это постель.

Воспитатель. У хантов на постель кладут ещё и длинные подушки с узорами.

Дети. Затем ставятся два основных шеста.

Воспитатель. Какая загадка есть у ненцев об основных шестах? Дети. Два

друга сто друзей держат.

Воспитатель. К основным шестам по кругу прислоняют много других шестов -каркас

чума готов. Теперь накрываем шесты покрывалом из оленьих шкур - нюком. Этим у хантов занимаются мужчины. На покрывале есть специальные «уши», в которые ханты вдевают хорей и с его помощью поднимают покрывало до верхушки чума. Затем натянутое на шестах покрывало опутывается для прочности верёвками.

Наш чум готов. Но это чум ненцев, а не хантов. Почему? Потому что если у ненцев

дверью служит часть шока, которая при входе и выходе просто откидывается, то ханты дверь делают из дерева и обшивают кожей оленя и берестой. Её подвешивают на двух верёвках и открывают, поднимая вверх. (Показывает иллюстрации)

Ещё рядом с чумом хантов всегда стоит глинобитная печь, в которой они и зимой

и летом пекут хлеб.

Итак, кто живёт в чуме? Чем отличается чум хантов от чума ненцев? Что стоит рядом с чумом хантов? (Ответы детей)

A сейчас давайте вспомним игрv «Чум». Проводится северная народная подвижная игра.

Воспитатель. Ханты-оленеводы живут, как и ненцы, в чуме. А где живут хантыйские и

"мансийские рыбаки и охотники? (Предположения детей.) Охотники и рыбаки зимой живут в домах. Летом и осенью, когда начинается сезон охоты и рыбалки, они образуют

временные поселения. Как вы думаете, где находятся такие временные поселения. (Предположения детей) Рыбаки свои поселения устраивают около водоёмов, где есть

рыба, а охотники - ближе к лесу или прямо в лесу, где много дичи, в своих поселениях. они строят вот такие жилища. (Показывает иллюстрации) Этот дом вырыт в земле, сверху видна только крыша. Полом в таком доме служит земля, а кроватью - деревянные настилы, нары. В углу у двери стоит очаг - чувал. Его широкая труба выводит дым наружу. Внизу у чувала находится зев, там разводят огонь. Над огнём на перекладине подвешивают котёл. О чувале у хантов есть загадка.

В углу избы с четырьмя углами

Стоит женщина в шубе из стерляжьей кожи.

Если замёрзнешь,

Она согреться поможет.

Чувал хорошо обогревает дом, но только пока в нём горят дрова. На поселениях у хантов и манси есть ещё хозяйственные постройки - навесы и подставки для сетей, амбарчики, в

которых хранятся продукты и орудия труда. (Показывает иллюстрации)

Итак,  как называется место, где рыбаки и охотники живут временно, в сезон охоты и

рыбалки? (Поселение) Где находится поселение охотников? (Около леса или в лесу.) А рыбаков? (У реки)

Рисование «Поселение рыбаков».

Конспект непосредственно  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

«ЗНАКОМСТВО С ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДОЙ

ХАНТОВ И МАНСИ»

ЦЕЛЬ: Познакомить с одеждой и обувью коренных народов Севера.

ЗАДАЧИ: Уточнять представления детей о женской одежде хантов и манси. Активизировать словарь (ернас, кокетка, складки, халат, нагрудное украшение, накосники, лoжные косы, нуй, сах, чижи).

МАТЕРИАЛ. Кукла Маснэ в национальном костюме хантов. Иллюстрация с

изображением накосников. Карточки с изображением женской одежды хантов.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о национальной одежде хантов и манси. Ханты и  манси — родственные народы, поэтому одежда у них похожа.

В гости к нам пришла хантыйская Девочка Маснэ в национальном костюме. (Выставляет куклу) Посмотрите, на Маснэ очень красивое праздничное платье – ернас. Такие платья женщины шьют дорого шелка и украшают его полосками из ткани другого цвета. Посмотрите внимательно на платье.. Что вы можете о нем сказать? (Ответы детей)

У платья спереди и сзади есть кокетка. на спине под  кокеткой заложены крупные складки. Ворот застёгивается на пуговицы. Манжеты длинных рукавов украшены узором из пуговиц или бисера. Подол платья окантован полоской ткани.

Поверх платья женщины надевают халаты из однородной тонкой ткани. Халаты расшивают цветным бисером, украшают аппликацией, множеством пуговиц.

Весной и осенью хантыйские и мансийские женщины носят пальто из сукна -нуй сах.

На чью одежду похож нуй сах? ( На ненецкую). Как у ненцев называется такое пальто? (Летняя ягушка) Как у хантов называется такое пш>ьто? (Нуй сах).

Различие между летней ягушкой и нуй сахом состоит в том, что ненки украшают

пальто только полосками и орнаментом из сукна другого цвета, а хантыйки и мансийки пальто украшают ещё и бисером.

Чем подпоясан нуй саху Маснэ? (Поясом.) А женщины-пенки носят пояс?  

(Не носят.) Часто хантыйки и мансийки носят вышитый бисером пояс, к которому пришиты монеты и пуговицы. Поясом они особо дорожат и передают его по наследству дочерям.

Посмотрите на Маснэ. На шее и груди девочки - нагрудное украшение, которое плетется из бисера. Хантыйские и мансийские женщины, как и ненецкие, украшают себя накосниками с ложными косами. (Показывает иллюстрации.)  

Скажите, что на голове у девочки? (Платок.) Верно. Хантыйские и мансийские женщины без платков не ходят. Платки они любят большие, с кистями и шьют их сами.

А сейчас Маснэ предлагает вам поиграть.

Проводится игра «Поймай мяч и ответь».

 Дети встают в круг.

 Воспитатель поочерёдно кидает мяч каждому ребёнку и задаёт вопрос о деталях женской одежды ненцев, хантов и манси. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы,

Воспитатель. Пока мы играли, Маснэ переоделась. Что вы можете сказать об этой одежде? (Это зимняя тёплая одежда, она сшита из оленьих шкур.) Верно. Сейчас мы познакомимся с зимней одеждой женщин-хантыек, но сначала скажите, как называется зимняя одежда женщин-ненок? (Ягушка.) Правильно. А зимняя одежда хантыек называется сах. Сах и ягушка очень похожи. Сах тоже шьётся из оленьих шкур мехом наружу или вовнутрь; у него есть воротник, разрез спереди и завязки.

Сах, как и ягушку, украшают орнаментом из темного и белого оленьего меха, отделывают цветным сукном. Но посмотрите на орнаменты саха и ягутпки. Чем они различаяются?

(У ягушки элементы орнамента широкие, с тупыми углами, узор как бы растянут, а у сах

элементы орнамента узкие, с острыми углами, узор как бы сжат.}

Итак, как называется зимняя одежда у женщин-ненок? А у хантыйских в

мансийских женщин? Чем похожа эта одежда? В чём различия? (Ответы детей.)

Теперь посмотрите на обувь Маснэ. Как она называется? (Кисы) Что вы можете о

них сказать? (Ответы детей.)

Кисы хантов и манси тоже похожи на кисы ненцев. Их шьют из шкурок с оленьих

ног мехом наружу. В них для тепла кладут травяную стельку. В сильные морозы, прежде

чем обуться, на ноги надевают меховые чулки мехом вовнутрь, только у хантов и манси

такие чулки называются чижи, а не тобаки, как у ненцев. На женской обуви хантов орнамент располагается на подъёме ноги.

Дети, Маснэ предлагает вам собрать из деталей женский костюм хантов и манси.

Проводится дидактическая игра «Собери костюм». Дети собирают женские

национальные костюмы ненцев, хантов и манси из перемешанных деталей разрезных

картинок.

Конспект непосредственно  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

«ПЛАТЬЕ ДЛЯ КУКЛЫ - ХАНТЫЙКИ»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о жизни и быте народов Севера, углубить эти знания; 

ЗАДАЧИ: прививать интерес, любовь к искусству народов Севера, уважение к людям искусства; продолжать знакомить с искусством: составление орнаментов на платье; закрепить приемы и способы рисования орнамента; учить располагать орнамент в определенной последовательности;

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

•        рассказ, вопросы;

•        показ орнаментов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

•        коренные жители — ненцы,

•        мастерицы,

•        орнамент.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

•        экскурсия в музей;

•        беседа «Знакомство с искусством Севера»;

•        общий рисунок «Наш Cевep»;

•        рассматривание узора из бисера, бересты, меха;

•        рассматривание орнаментов, национальных костюмов.

МАТЕРИАЛ:

•        кукла, одетая в национальный костюм хантыйки;

•        орнаменты, вышитые бисером;

•        хантыйские костюмы на девочек;

•        магнитофон, аудиозапись с национальными мелодиями;

краски, кисти, подставки под кисти, палитры, салфетки, баночки с водой,

тонированный силуэт платья на каждого ребенка.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Ребята, помните на прошлом занятии, мы познакомились с жизнью,

бытом и обрядами, обычаями, легендами местных жителей ненцев и хантов. Сегодня мы с вами поговорим о... А кто это к нам пришел".

Девочка – певунья Миснэ (кукла, одетая в национальный костюм хантыйки):

«Вузя вота» — это по-нашему — Здравствуйте! Узнали меня? Я певунья Миснэ. Пришла к вам по делу. Скоро у нас в стойбище будет праздник, именуемый "Хейро", что означает—праздник Солнца. На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много девочек собралось приехать к нам, а наряды-то все поизносились. Отправили меня в магазин за нарядами. Да вот беда: не продают в наших магазинах такие платья. Ведь не всякое платье наденет девочка-хантыйка. Дали мне в дорогу вот эти наряды, чтобы я не ошиблась.

Показ национальных женских костюмов

Девочка: Среди коренных жителей — ненцев и хантов есть такие мастерицы, которые вышивают на платьях узоры из бисера разных цветов. Эти узоры, вышитые бисером

называются орнаментами. Среди них есть такие как: «Оленья тропа», «Рога оленя»,

«Красные рога оленя». Посмотрите, какие красивые орнаменты на этих платьях! Они все

одинаковые или чем-то отличаются?

ДЕТИ: Они разные по цвету.

ДЕВОЧКА: Верно, они разные по цвету. И каждый цвет имеет свое значение:

Синий цвет — это небо,

Желтый цвет — это солнце,

Красный цвет — огонь,

Белый цвет — свет, чистота,

Черный цвет — чум, дым.

Детям предлагается рассмотреть орнаменты, вышитые бисером.

ДЕВОЧКА: Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить платье для девочки хантыйки. Наверное, не все знают их. Потому в магазинах нет таких платьев. Пока найду, уже праздник подойдет, не успеем мы платья сшить. Может, вы сможете помочь?

ДЕТИ: Да, мы поможем.

ДЕВОЧКА: Тогда распишете, пожалуйста, платья красивыми орнаментами! Покажите, как будете рисовать прямые линии, чтобы нарисовать рога оленя. Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получилась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо. («Показ сухой кистью на образце).

Посмотрите. на орнаменте есть еще маленькие рожки. Как их можно нарисовать? Правильно, концом кисти. Если на вашем орнаменте будет много аккуратных маленьких рожек то узор от этого станет еще краше. Девочки-хантыйки очень любят мелкие элементы в узоре. Ни одна девочка-хантыйка не наденет платье, если на орнаменте не будет мелких элементов, поэтому постарайтесь нарисовать мелкие элементы в орнаменте. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы

Другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие.

А теперь внимательно посмотрите на орнаменты и постарайтесь придумать свой.

Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в орнаменте они смотрелись красиво. Платья могут быть украшены разными линиями, составляющими разнообразные орнаменты.

В ходе самостоятельной работы педагог наводящими вопросами помогает определить красивые сочетания цветов, напоминает, как пользоваться кисточкой и красками. По окончании  работы все рисунки вывешиваются на доске. Рассматривая совместно с детьми изготовленные орнаменты на платьях, педагог обращает внимание на то, как

один и тот же орнамент, украшенный линиями, в зависимости от цвета смотрится по-разному.

В конце занятия все платья дарятся девочке-хантыйке. Девочка благодарит и приглашает  всех на праздник «Хейро». Воспитатель включает аудиозапись с национальной музыкой и предлагает детям исполнить национальный танец. После исполнения танца девочка прощается: «До свидания, Элу-Лум!» и уходит.

Конспект развлечения

«ВОРОНИЙ ДЕНЬ». 7 апреля.

Воспитатель: Я расскажу вам о празднике «Вороний день».

Ворона для народа ханты всегда была первой птицей, прилетевшей к нам после долгой зимы. И везде ожидали, кто первым увидит ворону. По ее прилету и поведению, гадали, какой будет весна.

Ребенок: Хантыйский древний праздник «Ворна хатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона- первый признак.

У птицы просят мудрости ,добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети- множество забав

Приносит им весенний первый праздник.

Накануне праздника, т.е 6 апреля вечером, мать говорила детям: «Ложитесь спать пораньше, потому что надо рано вставать. Кто раньше встанет, пусть сбегает на улицу или ближайший лесок в поисках яиц. Вдруг ворона, летая, что-нибудь принесла в клюве и обронила».

 Игра «утка и утята»

В этой игре выбирается водящая - «Утка», а все остальные дети - утята. На стулья садятся друг против друга две девочки, ноги вытягивают вперед. Носки соединяют, получается» мостик».

«Утка» зовет своих утят поскорее перебраться на тот берег. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой мамой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот кто заденет, выходит из игры, остальные переходят на другой берег.

«Утка» снова строит своих утят, и они снова перешагивают через «Мостик», высота которого превосходит первый мостик (девочки скрещивают ноги и соединяют их) И так до тех пор, пока на другой берег не перейдут все утята.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками: « И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна». К вороньему дню готовятся заранее. Мамы и бабушки заготавливают летом рыбу (солят, вялят, сушат, делают рыбий жир «варку»), заготавливают ягоды, варят варенье.

 Игра «Отгадай ягоду».

Девочке и мальчику завязывают глаза. На столе или на земле лежат разные ягоды. Они пробуют ягоды и по вкусу определяют, какая это ягода. Кто больше отгадает название ягод тот и побеждает.

Осенью заготавливают уток, гусей. Все это хранят до весны к празднику Вороньего дня.

Загадки о птицах.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

По ночам она летает

Вкусных мышек промышляет

Днем на кочке сидит,

Закрытыми глазами спит. (Сова).

Птицы белоснежные

Дружные, верные.

Осенью с нами прощаются,

Весною опять возвращаются. (Лебеди).

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

 Конкурс рисунков на лучшее ханты платье

Женщины зажигают свечи, начинают освещать дом. Для этого у них всегда есть специальные принадлежности, это особый обряд. Потом собираются гости, накрываются столы. Столы ставят в освященный угол дома, там, где свечи. Кладут своим домашним богам небольшие лоскутки ткани, завязывая в них монетки, следя за тем, чтобы монетки были серебряные, а не медные.

Разделяются на две половины: мужчины и женщины. Мужскую еду женщинам есть не полагается. За столом звучат пожелания друг другу всех земных благ и детям и взрослым и, конечно, самое главное, чтобы в будущем встретится снова в этот же день на этом же месте. О вороне женщины слагают легенды, складывают песни. Поют эти песни тихо, убаюкивая младенца в люльках. Считается, что с прилетом вороны, начинается весна, пробуждается земля, продолжается жизнь.

Конкурс стихов Р. Ругина ( от каждой команды выбирается один чтец) Жюри подводят итоги конкурса

Воспитатель: И закончить нашу встречу я бы хотела строками из стихотворения Р.Ругина: С той поры, когда в родном селенье Стал я понимать людскую речь, Врезалось мне в память наставленье: Нашу землю вечную беречь

 Приложение

Дополнительный материал к проекту

 

Конспект занятия по коллективной

аппликации «Утиное озеро»

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми картинки, иллюстрации с изображением птиц, обитающих в нашем крае. В ходе бесед выявить повадки, места обитания, их характерные особенности.

Пение песен и чтение стихов о птицах. Наблюдение за птицами на прогулках.

Материал. Лист ватмана с изображением голубого озера, трафареты уток, цветная бумага, темный карандаш и фломастеры, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

Программное содержание:

Вызвать интерес к птицам нашего края. Учить видеть их характерные особенности.

Познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство полностью заполняется кусочками бумаги неправильной формы.

Закреплять умение пользоваться кистью, клеем, тряпочкой.

Воспитывать умение коллективно выполнять работу, составлять общую композицию.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята есть перелетные птицы, которые прилетают к нам осенью и зимуют с нами. Вы знаете таких птиц, которых мы часто видим зимой, но не встречаем летом? (Снегири, свиристели, клесты, и т.д.). По- вашему, что страшнее для птиц зимой - холод или голод? А почему оседлые птицы остаются у нас на зиму? Чем они питаются?

Каких перелетных птиц, улетающих от нас осенью и возвращающихся весной, вы знаете? (Гуси, журавли, ласточки, грачи, лебеди, скворцы, стрижи, соловьи, утки, кулики и т.д.).

Как вы думаете, почему птицы осенью нас покидают? Чем питаются перелетные птицы? Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края? Как вы думаете, какие весенние перемены в природе позволяют птицам вернуться в родные края? Чем занимаются птицы после перелета?

О какой птице пойдет речь в этой загадке:

Кто с утра кричит: «кря-кря»

И купается не зря?     (Утка).

Вдоль по речке, по водице,

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.     (Утка с утятами).

Воспитатель. Сегодня, вы будете выполнять коллективную аппликацию «Утиное озеро». Посмотрите, как выглядит утка на иллюстрации, на утку (муляж в натуральную величину), которая стоит  на столе, подойдите ближе, обратите внимание на форму головы, туловища, шеи, их соотношение, цвет оперения.  (Дети отмечают, что у утки овальное туловище с небольшим хвостом, короткая  шея, лапки – перепонки, голова с клювом, похожим на лопатку).

Порядок выполнения работы:

1. Нарвать мелкими кусочками коричневую бумагу.

Пальчиковая гимнастика: «Птички»

Эта птичка - соловей,                         (Дети загибают по одному пальчику на

Эта птичка – воробей,                         обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.                    (Машут сложенными накрест руками)

Птички, птички, по домам.                 (Машут обеими руками, как крыльями.)

2. Взять трафарет утки и перевести на обратную сторону цветного картона.

3. Вырезать утку по контуру.

4. Расположить  на клеенке.

5. Наклеить поочередно кусочки коричневой бумаги на силуэт утки.

6. Вырезать дополнительные элементы: крылышко, перепонки – лапки, клюв- для детей, которые без труда выполняют эту работу, остальные дорисовывают эти элементы фломастерами.

Подвижная игра «Уточки»

Координация речи и движений, развитие моторики

Уточки летели,                      (Бегут по кругу, машут руками, изображая

Все люди глядели.                 полет птиц.)

Уточки садились,                  (Приседают, руки опускают за спиной,  как

Все люди дивились.               бы складывают крылья.)

Сели, посидели.

Взвились, полетели.              (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Полетели, полетели,

Песенки запели.

7.  Расположить утку на озере и наклеить.

По окончании работы коллективная аппликация выставляется на выставку.

Занятие лучше организовать за сдвинутыми столами, чтобы ребята имели возможность общаться друг с другом, объяснять, отвечать, на вопросы, договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...

Исследовательский проект "Жизнь и гибель динозавров на планете Земля"

Исследовательский проект "Как увидеть время?"Вхождение в проект.  Проблема, её актуальностьЧасы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами п...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ГДЕ РОДИЛСЯ ОГУРЕЦ»

формирование экологических представлений  детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель проекта: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Земля – наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собираю...

ИНЖЕНЕРНАЯ КНИГА «Модернизированная поливочная станция» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Почва – живая земля

Цель проекта. Развитие конструктивных творческих способностей детей средствами конструирования через работу над проектом «Капельная поливочная станция»....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....