Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"
проект (подготовительная группа) по теме

Коробейникова Татьяна Ильинична

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.

Задачи проекта:

  • Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человека
  • Привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях
  • Формирование элементарных научных знаний
  • Формирование эстетической оценки воды в природе (красота озер, сверкающего снега ,капель росы и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovatelskoy_raboty.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Вода – источник жизни»

Цель проекта:

  • Уточнить представления детей о значимости воды для всего живого на земле
  • Развивать исследовательские умения детей
  • Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление
  • Воспитывать любовь к родному краю

Задачи проекта:

  • Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человека
  • Привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях
  • Формирование элементарных научных знаний
  • Формирование эстетической оценки воды в природе (красота озер, сверкающего снега ,капель росы и т.д.)

Гипотеза:

Рациональное использование воды человеком будет способствовать увеличению запасов пресной воды.

Объект исследования:

В качестве объекта исследования была выбрана вода – как источник жизни на земле, что обусловлено рядом причин.

Загрязняющие вещества в основном от производственной деятельности человека оказывают большое влияние на водные пространства. Своей деятельностью люди стали наносить непоправимый ущерб. Человек слишком много берет и слишком мало делает для охраны водных пространств. Поэтому необходимо воспитывать у детей осознанное бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Учить экономичному использованию воды, в быту. Экологически грамотному поведению возле водоемов.

Вода самое удивительное и единственное  вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода переходит из одного состояния в другое, совершается круговорот воды в природе.

В то же время детей всегда занимали игры с водой: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать ее по различным емкостям, ловить рыбу, пускать кораблики. Эти игры приносят радость. Воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, развитие мелкой моторики, зрительной памяти. В то же время дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки  сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету и величине, выделять лишние и уметь объяснять свой выбор. То есть проводить исследовательскую работу.

Исходя из всего этого, мной была выбрана тема: «Вода – источник жизни».

Подготовительный этап.

В ходе работы над проектом использовали следующие материалы и оборудование:

  • Материалы для проведения опытов, цветные картинки с изображением водоемов, подбор загадок о воде (в разных состояниях), плакат с изображением воды на земле

Формы работы  детей:

  • Представление рассказов на тему: «Путешествие капельки» (с использованием опорных рисунков)
  • Проведение практических опытов
  • Отгадывание загадок
  • Подбор материала для газеты (домашнее задание)
  • Самоанализ  детьми работы на занятии с помощью карточек «Экологический светофор»
  • Анкетирование (выявление знаний детей о пользе воды)
  • Исследовательская работа.

Формы работы  родителей:

  • Оформление плакатов на тему: «Где в природе есть вода»
  • Проведение исследовательской работы с водой вместе с детьми в домашних условиях

После ознакомления детей, родителей, воспитателей с темой проекта «Вода – источник жизни на земле» было проведено анкетирование детей. На вопрос «Для чего нужна вода?», ответы детей были разделены на три группы:

  • Потребительская (дети отвечали: пить, стирать, мыть руки, варить суп …)
  • Смешанная – наряду со значением для человека, указывалось значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы люди пили; чтобы животные пили; рыбки плавали…)
  • Природоцентрическая – указывает только значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы поливать цветы, чтобы птички пили)

Исследовательский этап

На основе анкетирования были сделаны выводы, что преобладала потребительская группа, и это было понятно. Знаний у детей было мало, а повседневный опыт детей и личный интерес отражались в ответах: пьет чай, моет руки, поит животных, поливает растения. И поэтому мы решили начать с того, чтобы выяснить «Где и кому в детском саду нужна вода?» Посоветовавшись с детьми, начали поиск – путешествие по группе. Перед нами стояла задача: выяснить, где живут капельки и какую они приносят пользу. Дети ходили по группе и останавливались в определенных зонах: уголок природы, возле аквариума, около мойки в подсобном помещении, в игровом уголке, в туалетной комнате, в умывальной комнате, у стола, на котором стоит графин с водой. Дети рассказывали о значении воды и приклеивали бумажные капельки. Затем отправились в путешествие – поиск по всему детскому саду и выяснили, где еще нужна вода: на кухне, в прачечной, для обитателей живого уголка …

Дети слушали взрослых, сами делали выводы: о том, что вода необходима для жизни в детском саду. Также они привели пример: что когда случилась авария с водопроводом, детский сад не работал.

В группе оформили уголок художественной деятельности: где совершили путешествие по картинам художников, изобразивших воду в разных состояниях. Сочинили и написали сказки на тему «Путешествие капельки», а к ним нарисовали рисунки.

Значительное место было отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства, изобразительной деятельности, словесно - литературному творчеству (рисованию иллюстраций к рассказам, запись рассказов о воде с их последующим оформлением в альбом).  Работу над проектом осуществляли вместе с семьёй.  Были организованы индивидуальные консультации по теме: «Какая вода нам нужна». Были проведены беседы с родителями по темам: «Вода в жизни человек», «Вода нужна всем».

Привлекали родителей к изготовлению материалов для опытов, консультировала по организации опытов в домашних условиях. Рекомендовала просмотр вместе с детьми телепередач на природоведческую тему.

Совместная работа с родителями помогла закрепить знания детей о воде.

В результате кропотливой работы по формированию жизненной позиции, оказалось, что дети изменили свое отношение к воде, научились сравнивать, обобщать, выражать свои чувства, рассказывать об узнанном другим детям. Когда проходила конференция «Шаг за шагом» в детском саду детям других групп были показаны досуг и развлечение.

 Опыты.

         Чтобы пробудить в ребенке любознательность, желание узнать больше, были проведены элементарные опыты. В результате беседы с детьми, появилась идея о создании газеты, вместе выбрали название «Капелька». Детям было дано домашнее задание, чтобы они вместе с родителями подобрали материал для газеты. Родителей заинтересовала идея о создании газеты, они выполнили домашнее задание, а некоторые принесли небольшие сочинения «Об использовании воды в домашних условиях». Для разнообразия работы использовались физминутки. Например: 

«Дождик»

Дождик капнул на ладошку,

 (поочередное поднимание рук вверх)

На цветы  (круговое движение правой и левой рукой)

Льется, льется – ой-ей-ей! (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте).

Проводились игры с водой. Например: «Спиралька».

Действия: Из тонкой проволоки свернуть небольшую спираль, слегка смазать ее маслом  и опустить в воду. Пипеткой или соломинкой капнуть мыльный раствор – спиралька начнет вращаться.

В ходе цикла занятий использовались карточки «Экологический светофор». На правильный ответ ребенок показывал зеленый кружок, неверный ответ – красный кружок; слушали произведения музыкальной фонетики «Коллекция звуков».

Заключительный этап

Исследовательский проект «Вода – источник жизни на Земле» проходит интересно, что обусловлено полученными знаниями детей. Дети стали экономичнее, бережнее расходовать воду не только в детском саду, но и дома. Например: В.Лукьяненко: «Когда я чищу зубы, то закрываю кран, а для полоскания воду пью из стаканчика. А еще я сделал замечание папе, что машину нельзя мыть возле озера».

Дети узнали много нового о свойствах воды в ходе экспериментальной деятельности.

Итог работы с дошкольниками:

  • сформирована система знаний на основе форм и методов работы
  • приобретены элементарные умения
  •  оценивание состояния воды, доступной их возрастному пониманию
  • Оценивание своих поступков и поступков других людей по отношению к воде
  • Дети соблюдают правила поведения возле водоемов, а также дети готовы сами участвовать  в охране и защите водных ресурсов, в опытническо-исследовательской работе.

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.

Использованная литература:

  1. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры»
  2. Н.А.Рыжова «Вода - волшебница»
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №7,11 – 2003, №7 – 2005, №8 – 2006
  4. Журнал «Ребенок в детском саду» №3,6 – 2005.