Проект "Вода как источник жизни на земле"
проект (старшая, подготовительная группа)
Исследовательский проект «Вода- источник жизни на земле»
«Никогда не лейте зря воды потому,
что из – за её отсутствия в пустыне
погибает человек».
М. Цветаева
Вид проекта:
Позновательно-исследовательский.
Продолжительность проекта:
Средний 2013-2014 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda_kak_istochnik_zhizni_na_zemle.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Вода- источник жизни на земле»
«Никогда не лейте зря воды потому,
что из – за её отсутствия в пустыне
погибает человек».
М. Цветаева
Вид проекта:
Позновательно-исследовательский.
Продолжительность проекта:
Средний 2013-2014 учебный год.
Актуальность темы:
Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В 5-6 лет ребёнок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать».
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Как было сказано выше, данный проект осуществляется в рамках группы для детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- зрелость мотивации к учебной деятельности; сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями.
Условно детей с ЗПР можно разделить на две группы.
- К первой группе относятся дети с эмоционально – личностной незрелостью.
- Ко второй группе относятся дети с нарушениями познавательной деятельности.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Экспериментирование как специальное организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Используя технологию проектирования, педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и наконец, сотрудничество. Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку ребёнка.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий.
Для этого мы создаём условия. В группе оборудован уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации: тематические фотовыставки, выставки рисунков, дни открытых дверей мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей, в рамках проектной деятельности необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными, индивидуальными и психофизическими возможностями детей, характером воспитательно – образовательных задач, которые решает воспитатель.
Цель проекта:
- Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей.
- Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.
- Определение значимости воды для жизни всего живого на Земле.
Задачи проектной деятельности:
- Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
- Сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот.
- Сформировать у детей экологические знания, культуру и бережное отношение к природе.
- Сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде.
- Способствовать формированию представлений о простейших связях между явлениями в природе.
- Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека.
- Активизировать умственные способности детей.
- Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года.
- Создать условия для проведения практических опытов с водой.
- Воспитать гуманно – ценностное отношение к природе, любовь ко всему живому.
- Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга.
Предполагаемый результат:
- Повысился уровень мотивации к занятиям;
- Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
- Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
- У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
- Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
- Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
- Дети знают свойства воды.
Роль родителей в реализации проекта:
Консультации:
«Питьевая вода и здоровье ребенка»
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
«Занимательные опыты и эксперементы»
«Правила поведения на воде»
Консультация для воспитателя:
Консультация для воспитателей «Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников»
Консультация для воспитателей.
Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста
"Волшебница - вода".
«Игры с водой»
НОД по ознакомлением с водой:
«Знакомство детей с водой и ее свойствами»
«Где вода там жизнь»
«Путешествие в разные климатические зоны»
«Волшебница вода»
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Дидактические игры:
«Что вредно и полезно для природы (воды)»?
Лото «Кому нужна вода»?
«Где снежинки? »
«Загадочные человечки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вода-источник жизни на Земле"
Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...
Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"
Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...
Презентация "Вода - источник жизни на земле"
Презентация знакомит детей подготовительной группы с водой и ее свойствами....
проект "Вода-источник жизни на земле"
Проектная деятельность в старшей группе тема: "Подводный мир"...
Экологический проект: «Вода-источник жизни на земле».
Цель:Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты...
Проект "Вода- источник жизни на Земле"
Цель: Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты.Задачи: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле. Ознакомить дошкольников со свойствами в...
Вода - источник жизни на земле
Многие культуры сходятся во мнении, что жизнь зародилась в воде, а цивилизации, которым посчастливилось возникнуть рядом с ее источниками, являлись процветающими во всех смыслах....