Проект "Вода как источник жизни на земле"
проект (старшая, подготовительная группа)

Любовь Юрьевна Баранова

Исследовательский проект  «Вода- источник жизни на земле»

«Никогда не лейте зря воды потому,

что из – за её отсутствия в пустыне

погибает человек».

М. Цветаева

 

Вид проекта:

Позновательно-исследовательский.

Продолжительность проекта:

Средний 2013-2014 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda_kak_istochnik_zhizni_na_zemle.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект  «Вода- источник жизни на земле»

«Никогда не лейте зря воды потому,

что из – за её отсутствия в пустыне

погибает человек».

М. Цветаева

 

Вид проекта:

Позновательно-исследовательский.

Продолжительность проекта:

Средний 2013-2014 учебный год.

                                    Актуальность темы:

Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью. Постепенно познавательная направленность переходит в  познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной  деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на  получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его  познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной  деятельности.

В 5-6 лет ребёнок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям  всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик  познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать».

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной   на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Как было сказано выше, данный проект осуществляется в рамках группы для детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • зрелость мотивации к учебной деятельности; сниженная работоспособность к приему  и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями.

Условно детей с ЗПР можно разделить на две группы.

  • К первой группе относятся дети с эмоционально – личностной незрелостью.
  • Ко второй группе относятся дети с нарушениями познавательной деятельности.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Экспериментирование как специальное организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие   учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами  математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Используя технологию проектирования, педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и наконец, сотрудничество.  Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку ребёнка.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий.

 Для этого мы создаём условия. В группе оборудован уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым.

            Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно  решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между  родителями и педагогами.  И родители должны осознавать, что они воспитывают   своих детей собственным примером.

            Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Каждая минута общения с ребёнком обогащает   его, формирует его личность.

            В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через   различные виды наглядной агитации: тематические фотовыставки, выставки рисунков, дни открытых дверей мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

            Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить  ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.  И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя,  ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших  успехов.

            Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей, в рамках проектной деятельности необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными, индивидуальными и психофизическими возможностями детей, характером воспитательно – образовательных задач, которые решает воспитатель.

                                  Цель проекта:

  • Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей.
  • Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.
  • Определение  значимости воды для жизни всего живого на Земле.

                      Задачи проектной деятельности:

  •  Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • Сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот.
  • Сформировать у детей экологические знания, культуру и бережное отношение к природе.
  • Сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде.
  • Способствовать   формированию   представлений   о простейших связях между явлениями в природе.
  • Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека.
  • Активизировать умственные способности детей.
  • Дать элементарные представления о свойствах  и состояниях воды в разное время года.
  •  Создать условия для проведения практических опытов с водой.
  • Воспитать гуманно – ценностное отношение к природе, любовь ко всему живому.
  • Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы  взаимозависимы друг от друга.

 

                           Предполагаемый результат:

  • Повысился уровень мотивации к занятиям;
  • Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
  • Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
  • Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное,  и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
  • У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
  • Дети   осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
  • Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
  • Дети знают свойства воды.

                    Роль родителей в реализации проекта: 

Консультации:

«Питьевая вода и здоровье ребенка»

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

«Занимательные опыты и эксперементы»

«Правила поведения на воде»

                         Консультация для воспитателя:

Консультация для воспитателей «Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников»

Консультация для воспитателей.

 Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста

"Волшебница - вода".

«Игры с водой»

                          НОД по ознакомлением с водой:

 «Знакомство детей с водой и ее свойствами»

«Где вода там жизнь»

«Путешествие в разные климатические зоны»

«Волшебница вода»

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

                         Дидактические игры:

«Что вредно и полезно для природы (воды)»?

Лото «Кому нужна вода»?

«Где снежинки? »

«Загадочные человечки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вода-источник жизни на Земле"

Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...

Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...

Презентация "Вода - источник жизни на земле"

Презентация знакомит детей подготовительной группы с водой и ее свойствами....

проект "Вода-источник жизни на земле"

Проектная деятельность в старшей группе тема: "Подводный мир"...

Экологический проект: «Вода-источник жизни на земле».

Цель:Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты...

Проект "Вода- источник жизни на Земле"

Цель: Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты.Задачи: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле. Ознакомить дошкольников со свойствами в...

Вода - источник жизни на земле

Многие культуры сходятся во мнении, что жизнь зародилась в воде, а цивилизации, которым посчастливилось возникнуть рядом с ее источниками, являлись процветающими во всех смыслах....