организация процесса восприятия музыки
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений дошкольников.

В этом докладе предпринята попытка объяснить необходимость использования в педагогическом процессе ДОУ вариативных технологий организации восприятия музыки дошкольниками.

  Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на вечерах досуга и праздниках. Педагог традиционно посвящает часть музыкального занятия слушанию музыки, используя для его организации определенные методы и приемы. К слушанию музыки обращается и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию музыкальных произведений. Слушают музыку дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.

Анализ учебных пособий по методике музыкального воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.) убеждает нас в важности разработки и презентации вариативных педагогических технологий организации процесса восприятия музыки дошкольниками. Это связано с тем, что сегодня возможности музыки в целостном развитии и воспитании ребенка-дошкольника существенно расширены. Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии, и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома.

  Предлагаемые исследователями методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками требуют сегодня, на наш взгляд, определенной систематизации действий педагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка.       Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются в обновлении.

Конкретизируем возможности процесса восприятия музыки в целостном развитии ребенка-дошкольника, т.е. назовем аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми:

• эмоциональное развитие;

• социализация и культурация, ( интериоризация- переход извне внутрь -накопленных в истории культуры знаний, ценностей, идеалов;(М.С. Каган)

• развитие основных, познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;

• особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.

  На каких же принципах базируются предлагаемые вариативные педагогические технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками?

1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.

3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.

7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.

8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания.

9. Принцип систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.

10. Принцип продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.

11. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников.

Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста обусловлен логикой четырех последовательных этапов:

1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;

2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще раз;

4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной.

  Напомним, что в условиях вариативности технологий организации восприятия музыки детьми данный алгоритм может дополняться подэтапами, новыми этапами, не нарушающими общий ход музыкального восприятия, каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приемами, отличаться разнообразием этих приемов с учетом музыкального опыта ребенка, его индивидуальных особенностей. Рассмотрим некоторые вариативные технологии организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, апробированные в практике дошкольного образования и позволившие получить высокие развивающие результаты.

  Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.

Цель: развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе восприятия музыки.

Этапы технологии:

1 этап — организация развивающей среды в группе.

2 этап — накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности (рисовании и аппликации); активизация творческого воображения.

3 этап — самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предполагается организация слушания музыки, после чего дети смогут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании и аппликации).

Деятельность педагога на 1-м этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать проигрыватель или магнитофон,

музыкальный центр, кассеты или грампластинки с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям,

хорошо иллюстрированные детские книги, могут быть также иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин, подобранные воспитателем. После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.

  На 2-м этапе педагог осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки, активизирует творческое воображение детей с помощью специальных игр и упражнений. Осуществляется данная работа в определенной логике.

  Вводная часть. Разминка. Игры и упражнения (2—3), направленные на активизацию творческого воображения детей.

Основная часть. Организация процесса восприятия детьми музыкальных произведений (1 — 2), беседа о них, проведение различных музыкальных дидактических игр.

  Заключительная часть. Проведение нескольких игр (2 — 3) на развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности (рисовании).

  Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 — 2 раза в неделю в течение всего учебного года совместно с музыкальным руководителем. По результатам работы (за один месяц) необходимо провести промежуточную диагностику, используя метод наблюдения и диагностики творческого воображения.

  Наблюдение проводится на музыкальных занятиях, в процессе слушания музыки по следующим критериям:

• интерес к слушанию музыки, сосредоточенность;

• готовность самостоятельно определять характер музыкального произведения, опираясь на изменения доминирующих средств музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику и т.д.), впечатления и эмоции, которые она вызвала у них;

• стремление передать характер услышанного музыкального произведения, своеобразие музыкального образа в движении, действиях под музыку;

• самостоятельность детей в процессе слушания музыки, организация восприятия музыкальных произведений по их собственной инициативе.

Работа на заключительном этапе технологии осуществляется в форме интегрированных музыкально-изобразительных занятий.

  Необходимое оборудование: музыкальный центр, СD-диски с записью музыки, бумага, фломастеры, краски, мелки, карандаши, кисточки (по количеству детей).

  В ходе занятия детям предлагается прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Особенно подчеркивается то, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаковых. Тем самым делается попытка активизировать творческое воображение каждого ребенка. После этого дети слушают музыкальное произведение, название которого не сообщается, чтобы не ограничивать детское воображение.

  После слушания детям предлагается нарисовать то, что им «рассказала» музыка. В процессе рисования музыкальное произведение воспроизводится еще 2 — 3 раза для активизации и развития фантазии. По окончании рисования дети комментируют свои рисунки.

  Тем, кто испытывает определенные затруднения, воспитатель оказывает педагогическую поддержку .

Использование музыки в развитии творческого воображения детей 5-го года

жизни.

Конспект занятия на музыку М. П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»)

  Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи:

1. Обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах».

2. Активизация детской фантазии и вербальных реакций (высказываний) детей по поводу музыки.

3. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Атрибуты: качественная аудиозапись музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» (например, в исполнении С. Рихтера), магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришел, такой желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой?

Правильно, это птенчик! Чей же это детеныш, как вы думаете? Это птенец курочки, цыпленок. Давайте посмотрим на картину, она называется «Птичий двор», чьих птенцов мы там с вами увидим?

Кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов? Где вы их видели, расскажите,

пожалуйста, нам очень интересно. Ой, что-то наш птенец хочет рассказать, только он пока не может говорить громко, он ведь еще совсем маленький и он один, а нас вон как много.       Давайте прислушаемся...

  Наш птенец рассказал, что он очень скучает по своим еще не вылупившимся братикам и сестренкам. Как вы думаете, ребятки, а где живут невылупившиеся птенцы?

  Композитор Модест Петрович Мусоргский не только знал, где живут невылупившиеся птенцы, но и сочинил про них целую историю, да не простую, а музыкальную. Хотите ее послушать? (Обращается к игрушечному птенцу.) А ты, наш пушистенький птенчик, хочешь послушать?

  Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, представим себе, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроение. (Слушание музыки.)

  Вам понравилась музыка, ребятки? О чем она рассказала? Как вам кажется, что делают эти невылупившиеся птенцы?

  Правильно, наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, танец их немного неуклюж, ведь они еще совсем крохотные! А музыка, под которую они танцуют, так и называется: «Балет невылупившихся птенцов». Итак, что вы представили себе, пока звучала музыка? (Воспитателъ подсказывает детям, указывая на яйцо.) Да! Это танец яиц, или птенцов, которые еще не вылупились! Но характеры у них уже разные. Посмотрите-ка друг на друга, вы ведь тоже все разные, непохожие. А как мы с вами узнали, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем, и пусть каждый представит своего птенца в яйце, а потом расскажет нам про него свою историю. Вот и наш птенец тоже хочет рассказать про свою сестренку или братишку.

(Повторное слушание музыки. Затем дети рассказывают про своих придуманных птенцов, а воспитатель задает уточняющие вопросы, активизируя фантазию ребенка.)

  Воспитатель. Наш птенец очень рад, ведь благодаря музыке и вашим рассказам у него столько братьев и сестренок появилось. А теперь, чтобы наш гость еще больше обрадовался, давайте нарисуем для него невылупившихся птенцов, каждый нарисует своего птенца, и мы устроим выставку ваших работ, а птенца оставим наедине со своими родственниками. Всем будет хорошо и весело.

  Вы рисуйте, а музыка будет помогать вам, она подскажет, как разукрасить птенцов, какие подобрать для них цвета. Может быть, кто-то из вас нарисует не одного, а двух или даже трех птенцов. Пожалуйста, начинайте рисовать, а я включу музыку, вот так негромко, пусть звучит и помогает вам рисовать. А наш птенец будет наблюдать за вашей работой и постарается выбрать себе самого красивого братика или сестренку, а с ними и самого лучшего художника-фантазера.

  (Дети рисуют под музыку, которая звучит несколько раз, так как произведение непродолжительно по звучанию. Лучше использовать ее как фон в начале и в конце рисования.)

  Молодцы ребятки! Какие красивые рисунки у вас получились! (Анализ детских работ.)

Воспитатель (обращаясь к игрушечному птенцу). Ты доволен, птенец? Ведь у тебя появились братик и сестренка. А кто у нас самый лучший фантазер в группе? Согласна с тобой, все ребята молодцы, все очень постарались. А теперь соберем рисунки, расположим их на стенде и посадим нашего птенца рядышком, пусть любуется.

  Для самостоятельной деятельности детей можно предложить танец-импровизацию «Балет невылупившихся птенцов» или коллективную лепку.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

"Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный ру...