«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания себя в окружающем мире»
статья (подготовительная группа) на тему

Василенко Татьяна Александровна

«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания  себя в окружающем мире»

Детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания  себя в окружающем мире»

                        Василенко Татьяна Александровна,

Воспитатель

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок»

                                  город Лянтор, Сургутский район  ХМАО Югра

                                 

 Дошкольный возраст это – время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать гражданина своей страны – личности гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально творческой. Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Воспитывая у нашей детворы любовь к этим местам, мы закладываем в них первые ростки большого патриотического чувства любви к Родине. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей малой родине и стране.

Необходимо создать условия для самопознания и самовыражения у детей  основ воспитания любви к своей семье, малой родине и стране. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

-формировать  простейшие способы понять и познать себя в социуме;

- формировать  коммуникативные навыки;

- формировать элементарные знания о правах человека;

- расширять представлений о малой родине, о России;

- повышать познавательной активности детей,

- обеспечивать возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей в различных видах деятельности.

Для решения поставленных задач был разработан план работы с детьми и родителями.

Тема

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

1. Я и мое имя

«Как я вижу свое имя»- рисунок.

Разучивание стихотворений с детьми.

"Что значит мое имя"- презентация имени ребенка.

  • Создание папки – передвижки «Тайна имени»

2 Я и моя семья

«Моя семья»- рисунок.

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Создание с детьми альбома «Моя семья»

Создание генеалогического древа, семейного герба.

3.Я и мой детский сад

Фоторепортаж одного дня из жизни ребенка в детском саду.

Интервью детей о жизни в детском саду.

День открытых дверей.

4. «Радуга дружбы»

Участие в праздниках «Крещение», «Масленица», «День народного единства».

Работа по ознакомлению детей с различными национальностями в мини-музее «Дружба народов».

Дидактическая игра «Опиши куклу в национальном костюме».

Индивидуальные консультации.

 

Я и мое имя. Цель: Дать детям представление о праве каждого человека на имя, значении имя, его происхождении. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

Детям в следующем году предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

Формы работы:  "Что значит мое имя"- презентация имени ребенка.

Создание папки – передвижки «Тайна имени», «Как я вижу свое имя»- рисунок, разучивание стихотворений с детьми.

Я и моя семья. Цель: Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях, самоопределение себя на генеалогическом дереве.

Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. знание своего генеалогического древа поможет  детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Формы работы:  Создание генеалогического древа, «Моя семья»- рисунок, чтение художественной литературы по теме «Моя семья», создание с детьми альбома «Моя семья».

Я и мой детский сад. Цель:  привить любовь и уважения к детскому саду, развивать ощущение сплоченности в группе; учить преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам;
воспитывать способность к взаимопомощи, взаимовыручке.

Формы работы:  фоторепортаж одного дня из жизни ребенка в детском саду, интервью детей о жизни в детском саду.

«Радуга дружбы». Цель: формировать  у детей нравственных основ личности, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности и  уважение к людям разных национальностей.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формы работы:  Участие в праздниках «Крещение», «Масленица», «День народного единства», работа по ознакомлению детей с различными национальностями в мини-музее «Дружба народов», дидактическая игра «Опиши куклу в национальном костюме», театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

Таким образом, каждая тема подкрепляется различными продуктивными видами деятельности  (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, театрализованные представления, коммуникативные игры и танцы и др.).

В результате проведенной работы  дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. 

У ребят сформированы волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. У воспитанников сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

Активная связь с родителями воспитанников дала свои результаты. Эта работа вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует сохранению вертикальных семейных связей. А это и есть первые ростки - патриотического воспитания.

Список литературы:

  1. А.Ф. Яфальян «Школа самовыражения»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ СВОЙСТВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Этот материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогам дополнительного образования.Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделить...

Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

Эффективный прием работы по формированию экологической культуры  через исследование окружающего мира с помощью сказки....

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира...

Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

Самоанализ мастер- класса   «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...

Влияние сверстников на формирование психологической культуры детей старшего возраста

Информация для педагогов и родителей о том, каким образом  сверстники могут  влиять на формирование психологической культуры у ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения...