Главные вкладки

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
    методическая разработка на тему

    Петракова Юлия Петровна

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mo_doklad_sent_15.docx21.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»

    Подготовила воспитатель

     высшей квалификационной

     категории Петракова Ю.П.

    Сентябрь 2015год.

    Мастер-класс

     «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»

    Цель мастер – класса: представить педагогам эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки и презентации.

    Задачи:

    1. Обучить участников и аудиторию предложенным опытам с использованием одной из стихий – вода.

    2. Доказать универсальность использованного приема с помощью сказки со знаменитым героем и использованием презентации, развивая при этом воображение и фантазию детей, логическое мышление.

    3. Благодаря сочетанию различных методических приемов (эксперимент, мимические упражнения, презентация) и объединению их сказкой показать простоту и доступность в обучении и развитии детей.

    Методическое обеспечение и оборудование: 3 емкости с водой, 6 емкостей с песком, заготовки кувшинок, пластиковые прозрачные стаканы на каждого участника, виноградинки, минеральная вода, банка с горячей водой, крышка с дырочкой, кубики льда, печатки следов, маленькие стаканчики с землей и семенами, лейки, Цветик-семицветик, тканевые бабочки для проведения рефлексии мастера – класса.

    I. Подготовительно – организационный этап

    Уважаемые коллеги!

    В настоящее время проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных педагогических проблем. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

    Позиция бережного отношения к природе сегодня – фундамент для жизни на Земле завтра!

    Уважаемые коллеги, какую основную форму работы вы предложили бы по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет?

    (Ответы)

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Соответственно огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность (проведение опытов, экспериментов и наблюдений, направленная на «открытие нового» и развитие продуктивных форм мышления.

    Чтобы ребенок получил достоверную информацию об окружающем мире, какие органы чувств у него надо задействовать?

    (Ответы)

    Вы правы. Недаром китайская пословица гласит:

    Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму.

    Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в экспериментальной деятельности, которую можно использовать в работе с детьми, а также, применять как интерактивную форму работы с родителями, например на тематическом родительском собрании.

    Вам необходимо сгруппироваться у столиков с подготовленным оборудованием. Нужно последовательно действовать в соответствии с инструкцией, помогать друг другу, либо активно наблюдать и анализировать. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, я надеюсь, найдут для себя что-то новое, а неработающие по данной проблеме, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

    Коллеги, как вы думаете, какую лучше взять мотивацию к проведению познавательно – исследовательской деятельности?

    (Ответы)

    Чтобы детям было легче воспринимать и понимать новую информацию, проведем экспериментирование с разными материалами в форме игры-сказки. Как вы думаете, почему я обратилась к сказке?

    (Ответы)

    Показ опытов в виде сказки - достаточно эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать неизведанное в близкой для них форме сказки.

    II. Основная часть

    Сказка «Необычное путешествие Кроша».

    В одной сказочной стране жили Смешарики. Вы знаете, как звали самого любопытного и непоседливого героя из этой страны?

    (Ответы присутствующих)

    Самым непоседливым был Крош, он всюду совал свой любопытный нос. Однажды он отправился в путешествие и увидел много нового и интересного.

    Сначала на его пути оказался небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. А что это за цветы, вы сможете угадать, глядя на них?

    (Ответы)

    Опыт № 1.

    Вырезанные из цветной бумаги цветы, опустите на воду, налитую в емкость. Что происходит с кувшинками?

    (Ответы)

    А как вы думаете, почему они распускаются?

    (Ответы)

    Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки разворачиваются.

    Солнышко уже взошло, и Крош увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Он стоял, любовался ими пока все лепестки не легли на воду. Подойдя ближе к кромке воды, он увидел еще одно чудо.

    Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.

    Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… Наблюдая за рыбками, Крош не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.

    Найдите, что на вашем столе напоминает по форме рыбок?

    (Ответы)

    Опыт № 2.

    В стакан со свежей газированной водой бросьте виноградинку.

    Почему виноградинка сначала опустилась вниз, а затем поднялись вверх?

    (Ответы присутствующих)

    С чем можно сравнить пузырек воздуха? На что он похож?

    (Ответы)

    Вывод: пузырьки воздуха окружают виноградинку и поднимают ее на поверхность, затем они лопаются и виноградинка опускается вниз.

    Но тут подул ветер, на небе появились тучи. И вдруг пошел дождь. Крош впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду, на лепестки кувшинок, на песок у берега.

    Я сейчас вам покажу, что увидел Крош. Этот опыт предполагает соблюдение техники безопасности, поэтому его демонстрирует воспитатель, а дети наблюдают и делают выводы.

    Опыт № 3.

    Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.

    Почему у нас в баночке пошел «дождь»?

    (Ответы)

    Вывод: теплый пар поднимается вверх, и лед начинает таять.

    А вы можете изобразить какой дождь услышал Крош? Как можно сымитировать капли дождя?

    (Имитация дождя)

    Дождь бывает разный, и Крош не знал этого. Он испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Кролик решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы.

    Опыт № 4.

    Возьмите леечки и слегка полейте песок в одной из емкостей. Сделайте несколько отпечатков на мокром песке, а несколько на сухом.

    А вы могли бы определить, чьи это следы?

    На каком песке отпечатки видны лучше? Почему?

    (Ответы)

    Вывод: мокрый песок может принимать любую форму.

    Шел, шел Крош и увидел перед собой огромный луг. Трава здесь была такая зеленая, такая мягкая, такая сочная! «Вот бы такая травка росла у меня дома» - подумал Крош.

    Возьмите по одному стаканчику с землей, сверху плотным слоем насыпьте семена, затем еще один слой земли. Что нужно сделать еще?

    (Ответы)

    Вывод: стаканчики прозрачные и будет удобно наблюдать за ростом травы. Нужно только не забывать поливать и рыхлить почву.

    К цветам на лугу подлетали маленькие яркие бабочки. Они, то порхали над цветами, то замирали на лепестках. Как вы думаете, какое настроение стало у Кроша? Покажите мимикой на своем лице, что почувствовал Крош от окружающей красоты?

    (Мимическое упражнение)

    Крошу очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И если у него будут появляться вопросы, он сможет всегда обратиться к вам. Вы поможете ему?

    (Ответы)

    Ну, конечно же, ведь в каждом детском саду, так много любознательных и непоседливых Крошей.

    III. Заключительное слово.

    Уважаемые коллеги, какие чувства возникали у вас в ходе экспериментальной деятельности, когда вы слушали сказку про Кроша?

    (Ответы)

    Какой методический прием, по вашему мнению, использованный мною, был самым удачным?

    (Ответы)

    Спасибо за ваши советы, я ими с удовольствием воспользуюсь. Надеюсь, я доказала вам, что с помощью сказки и презентации экспериментальная деятельность становится еще интересней для детей и делает их активными участниками событий, происходящими с героем.

    Рефлексия «Цветок»

    И в заключении хочу сказать. Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечен тем, что делает. Оцените мастер-класс с помощью маленьких бабочек. Поместите их на выбранный вами лепесток моего Цветика-Семицветика каждый лепесток, которого передает ваше ощущение от проведенного практикума. Спасибо!

    (На лепестках надписи: трудно; не интересно; легко и интересно; почувствовал радость; интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно) .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

    Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

    Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

    Эффективный прием работы по формированию экологической культуры  через исследование окружающего мира с помощью сказки....

    План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

    План по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    laquo;Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

    Проект "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    Данный проект  предусматривает постановку проблемы, поиск её решения через игры-экспериментирования, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, художественно-эстетическую деятельность....