Консультация для родителей" Двигательная активность детей"
консультация на тему

         От двигательной активности ребёнка на прогулке во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Учёными доказана связь двигательной активности человека и, наконец, его настроение и долголетие.

         Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, а так же развитием мелкой моторики ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

детский сад "Василек" р.п. Мулловка

Консультация для родителей

Тема: "Первые дни ребенка в детском саду"


         Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями, к которому необходимо привыкнуть, адаптироваться. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е. каждый ребенок привыкает по-своему.

По тому, как дети приспосабливаются к саду, их можно разделить на три основные группы.

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть (происходит "обмен" всевозможными инфекциями).

Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в учреждение.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

Одни родители все прощают ребенку, другие — наказывают, третьи — внимательно анализируют причины его поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.

Коллектив семьи очень редко насчитывает более 5-6 человек. В детском саду в группе, как правило, 15- 20и более детей да еще взрослые. Ребенок, тем более раннего возраста, не может быстро и безболезненно принять все эти изменения, особенно если ему не помогают взрослые. Следовательно, единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания — непременное условие его благополучной адаптации.

Кроме того, родители должны знать некоторые психологические особенности детей 2-3 лет, осложняющие адаптацию:

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более успешно он пройдёт адаптацию к детскому саду. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом.

Чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация, т. к. повышенная нервозность и отсутствие у мамы доверия к персоналу детского сада передается ребенку. Придя в группу, родителям необходимо с улыбкой здороваться с воспитателем, демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения. Дома важно говорить о воспитательнице только в хорошем тоне.

В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду?

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.) . Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух-трёх лет приходят в детский сад, не умея самостоятельно кушать, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т. п. Проводя беседы с родителями, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания.

Вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит, станет беспокойным сон, может наступить частое мочеиспускание.

Приемы и методы педагогического воздействия по отношению к вновь поступившим детям имеют свои отличия. Если им просто сказать «Идите умываться! », «Давайте играть вместе», они не будут выполнять эти указания, так как в семье привыкли к индивидуальному обращению и общих указаний не воспринимают.

Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям, и родители должны закалять их. Необходимо уделять внимание и одежде маленького ребенка. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш легко может вспотеть, если его излишне кутают, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. Слишком легкая одежда, не защищающая от холода, в которой ребенок зябнет, также может стать причиной заболевания, как и мокрая обувь.

Однако главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем дольше формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками. Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка опыт общения не только с близкими, но и другими взрослыми, а также со сверстниками. Однако практика показывает, что родители довольно редко учат умению общаться.

Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не являющимися членами семьи, учить, как обратиться к взрослому, что сказать, как вежливо попросить что-то и т. п. Например, мать предлагает своему маленькому сыну, еще не умеющему говорить: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку». Ребенку, уже владеющему речью, предлагают: «Подойди к тете Лене, дай ручку и скажи «Здравствуйте» или дают поручение: «Попроси у Вовы машину, скажи «Дай, пожалуйста, машину» и т. п.

Приучая ребенка к совместным действиям со взрослыми и детьми, родители словами, мимикой, всеми понятными ему средствами выражают свое дружественное расположение к тем людям, в общение с которыми хотят вовлечь малыша, помогают ему преодолеть боязнь, неуверенность. Вместе с ребенком наблюдают за действиями взрослых и детей, подчеркивая свое одобрительное к ним отношение.

Расширять круг общения ребенка надо постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. Если ребенок в первые минуты теряется, прижимается к матери, не надо настаивать на том, чтобы он подошел к незнакомому человеку, — пусть сначала разглядит его. Затем можно найти и интересный повод для общения: втроем рассматривать игрушку или затеять общую игру.

На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.

Для того чтобы ребенок мог общаться с окружающими взрослыми и детьми, он должен иметь некоторую речевую подготовку, игровые умения. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и родителям необходимо обратить на это особое внимание. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Василек" р.п. Мулловка

Консультация для родителей

Тема: "Сюжетно - ролевая игра, как средство развития речи"


Дошкольное детство — это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Но именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Сюжетно-ролевая игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью,

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря,

- формированию грамматического строя языка и т. д.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Так как в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, если мы выбираем развитие речи через сюжетно-ролевую игру, то мы должны строить сюжет игры таким образом, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.

Сюжеты игр разнообразны:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». Здесь большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) .

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) .

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. Ребята отражают эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. соблюдение правил,

2. социальный мотив игр,

3. в сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие,

4. в ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника,

5. в сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество,

6. развитие речи.

Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия и обязательно проговаривает. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование игрушками или предметами-заместителями самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая взрослого, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая ему.

В ходе игры взрослый должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Воспитатель или родитель, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Одним из важным условием развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них; наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Также наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т. д.) .

По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Поэтому, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Между речью и игрой существует связь: речь развивается и активизируется в игре, а игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, осмысливая их; словом он выражает свои мысли и чувства.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве взрослого, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»...

консультация для родителей "Активные дети"

Консультация для родителей "Активные дети" ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Консультация "«Развитие речевой активности детей»

Консультация для родителей (2 младшей группы)«Развитие речевой активности детей»...

Консультация для родителей. Активные дети.

Помощь родителям в воспитании активных детей....

Консультация «Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»

Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негат...

Консультация "Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Консультация «Стимулирование познавательной активности детей дошкольного возраста».

Как стимулировать активноть ребенка? Как воспитать  ребенка инициативным ?...