Главные вкладки

    Консультация "Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"
    консультация (средняя группа) на тему

    Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

    В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

    Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

    Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным,   требующим от человека поисковой активности. Это заставляет  психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное  использование методов исследования в обучении.  Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и  экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать  процесс развития личности в процесс саморазвития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация "Развитие познавательной активности детей"

    Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

    В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

    Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

    Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным,   требующим от человека поисковой активности. Это заставляет  психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное  использование методов исследования в обучении.  Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и  экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать  процесс развития личности в процесс саморазвития.

    Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

    Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способостей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

     Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, игр, занятий, на прогулке.  Для  организации исследовательской деятельности в детском саду   авторы программы «Детство», В.И, Логинова, Л. Маневцова  рекомендуют использовать кружковую работу с детьми в детских лабораториях и экспериментальных центрах.  Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата. Поэтому в старшем дошкольном возрасте широко используется совместная проектная деятельность с детьми.

    Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития.

    Предполагаемые нововведения  воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:

    - в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

    -  в использовании  игрового экспериментирования на занятиях  и вне занятий во всех возрастных группах;

    - в создании «Детской лаборатории», для проведения контрольно-диагностических занятий;

    - в организации совместной проектной деятельности с детьми и  кружковой работы.

    Усовершенствование методической работы заключается:

    - в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход по всем возрастным группам;

    -  в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;

    - в  разработке требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования и Положения о смотре-конкурсе;

    - в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных форм работы, пропаганда и поощрение участия педагогов в методической работе ДОУ).

    Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями  воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планируется проведение Дней открытых дверей, консультаций, праздников и развлечений, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др.

                      Создание экологической развивающей среды.

     В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир

    Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности является предметно-развивающая среда ДОУ.

    Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

    Известно, что на развитие личности ребёнка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду -окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский).

    Организация развивающей предметной среды- одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.

    Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

             Однако, чтобы предметный материал, который даётся дошкольникам в свободное пользование, действительно стал источником исследовательской, поисковой деятельности, у них должен быть сформирован минимум представлений и способов познания, на которые можно опереться.

             Необходимо в группах детского сада создавать уголки природы (т.е. экологические уголки). Они создают особую, неповторимую обстановку, вызывают положительные эмоции, помогают детям расслабиться, отдохнуть и в то же время делает привлекательной любую деятельность, которая в ней организуется.

             Дети настраиваются на восприятие чего- то необычного, так как уголок природы отличается от всего того, что они видят каждый. Он предназначен  для самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, проведения мероприятий экологической направленности. Коллекционный материал должен быть наглядным и доступным для детей. При сборе образцов следует учитывать разнообразие экспонатов и их безопасность.

             Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает аспект на необходимости заботы о них: ухаживать за растениями надо не для себя, а для них; они живые и нуждаются в нашей заботе.

             Большой интерес для детей представляют собой мини лаборатории. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованный уголок группы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно- экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создаётся для развития у детей интереса к исследовательской деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость этой деятельности. Закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

             Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, он помогает детям организовать опыт, чтобы они сами могли найти нужное решение. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

             Экспериментальная деятельность совершенствует умение анализировать, определять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

             Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природе, основанное на знании её особенностей, на накопленном эмоционально-чувственном опыте общения с не


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста

    Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь бу...

    Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальной действительностью

    Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это позн...

    «Стимулирование познавательной активности детей дошкольного возраста».

    Познавательная активность. Условия её формирования и развития.Организация предметно-пространственной развивающей среды.Развитие познавательной активности на занятиях.Проблемное обучение как необходимо...

    Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

    Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

    Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

    «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

    «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

        В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...