Интеграция работы воспитателей и специалистов МБДОУ в рамках проекта "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему

Кондрашова  Лариса  Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_raboty_spetsialistov_mbdou_i_vospitateley.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция работы воспитателей и специалистов

МБДОУ «Детский сад № 5 «Семицветик»

в рамках проекта «Скоро в школу»

 

Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребёнка.  Одним из важных условий успешного обучения в начальной школе является положительное отношение к учебной деятельности. Подготовка к школе должна быть сосредоточена на физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.

В соответствии со ст.10 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования в России. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Содержание дошкольного образования выстраивается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования. Особое внимание уделено дошкольной образовательной организации как институту социализации. Главными критериями ФГОС ДО названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

Актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми, которые направлены  на решение следующих основных  задач:
       -  сохранение здоровья ребенка;

       - развитие базовых качеств личности;

       - построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е. требования к результатам освоения основной образовательной Программы  это целевые ориентиры, которые  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.  При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». ( ФГОС ДО п. 4.7)

Основные предпосылки учебной деятельности в период предшкольной подготовки это:

- общее социально-личностное развитие ребёнка;

- умение произвольно управлять собой;

- формирование положительной учебной мотивации.

Составляющей предпосылкой готовности к школе является мотивационная  сфера, которая характеризуется следующими показателями:

- познавательный интерес, активность к окружающему миру;

- проявление произвольности в различных видах деятельности – умение действовать по правилам;

- владение учебными навыками: выделять учебную задачу, выдвигать варианты решения.

Формирование мотивационной сферы у старших дошкольников это:

- высокий уровень активности;

- инициативы;

 - самостоятельности;

- уважительное отношение к учителю;

 - умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче;

-умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.

Взаимосвязь участников образовательных отношений  раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.

 Интеграция работы специалистов МБДОУ и воспитателей  в рамках единого пространства развития ребенка является  значимой и необходимой в работе с детьми по воспитанию положительного отношения к  школе.

Интеграция деятельности специалистов и воспитателей усиливает мотивацию детей, позволяет организовать «проживание» значимых для детей событий в рамках единого «тематического поля» и строится  на взаимосвязи основных подсистем образовательного процесса: структура личности, содержание образования, социальный опыт.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:

-формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

-интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

-интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей.

Работа специалистов, воспитателей  и родителей в рамках проекта «Скоро в школу» направлена на формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Процесс формирования у дошкольников образа «Я – будущий  школьник»  создавался в ходе проекта "Скоро в школу.

Проект:  информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы,

родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Продолжительность проектной деятельности:  среднесрочный – 5 месяцев  (январь, февраль, март, апрель, май)

Цель проекта:

-воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста;

- осуществление  мотивационной подготовки к школьному обучению.

Задачи:

- развивать у детей  предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, принятие новой социальной позиции  «школьника»;

- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- формировать у детей положительное отношение к обучению в школе , используя в работе разносторонние формы  совместной деятельности;

-расширять предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников детского сада со школой;

-способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой;

-повышать  уровень компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе.  

Принципы реализации проекта:

- целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;

- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);

- единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;

- личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – педагоги»;

- принцип доступности;

- принцип системности и последовательности.

План мероприятий по реализации проекта.

Специалисты и воспитатели:

  • Педсоветы: «Внедрение ФГОС ДО в работу МБДОУ д/c №5 «Семицветик», «Обсуждение документа «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.»»
  •  Разработка плана работы по преемственности ДОУ и школы
  •  Педагогический час: «Предшкольная подготовка»
  •  Психологический час: «Методы и приёмы коррекции общей

  психологической готовности к школе»

  •  Диагностика готовности детей к школе
  •  Консультации: «Преемственность в работе детского сада и школы»,

  «Готовим детей к письму», «Подготовка детей к обучению грамоте»,

  «Преемственность в формировании правил поведения в детском саду

   и школе» и др. Круглый стол:  «Развиваем творческую личность»

  •  Родительские собрания «Ребенок на пороге школы», « Роль семьи в

   воспитании будущего первоклассника» , «Психологическая готовность

   к школе» и др.

План мероприятий с детьми  по реализации проекта:

  • Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
  • Экскурсия в школьную библиотеку
  • Экскурсия в музей школы
  • Экскурсия в школьный класс
  • Экскурсия в компьютерный класс
  • Экскурсия в спортивный зал школы
  • Встреча дошкольников с учениками школы
  • Выставка детских работ «Что я знаю о школе?»,  «Я рисую школу»
  •  Конкурс стихотворений о школе
  •  Сюжетно – ролевые игры « Школа», «Библиотека» и др.
  •  Рассматривание школьных принадлежностей и дидактические игры

   « Собери портфель», « Первоклассник» и др.

  •  Чтение художественной литературы и беседы на тему: « Школа»
  •  Вечер загадок «Скоро в школу»
  •  Праздник  «До свидания, детский сад!»

План мероприятий с родителями  по реализации проекта:

  • Разработка  плана работы с родителями детей подготовительной к школе   группы
  •  Консультации: «Права и обязанности родителей. Нормативно-правовая  база»», «Социальное партнерство дошкольных учреждений при   организации работы с семьей», «Ваш ребенок скоро пойдет в школу»,    «Подготовка детей к школе», «Сотрудничество детского сада и семьи при  подготовке детей к школе», «Семья и дети на пороге школы», «Общение   ребенка в школе с новыми друзьями»
  • Оформление  информационных стендов для родителей по подготовке  детей к школе: «Леворукий ребёнок»,  «Тип личности ребенка и его   готовность к школе», «Психологический портрет первоклассника»  и  др.
  • Посещение родителями  мероприятий школы.

Наши родители были участниками зонального практико-ориентироаванного семинара 02.04.2015. где посетили открытые уроки учителей начальных классов, музей школы. В феврале  присутствовали на торжественной линейки, посвященной присвоению школе  имени Героя Советского Союза Д.Ф. Лавриненко. Старшие дошкольники посещают кружок «Вырастай-ка».

Воспитание положительного отношения к школе у детей  в рамках проекта  «Скоро в школу» будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

 -включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу»;

-создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее насыщенностью, трансформируемостью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью,безопасность;

-понимания педагогами значимости проблемы и проявления  творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;

-педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению;

 -осуществления связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности.

Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они  чувствовали себя уверенными, способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Дети  разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. При этом школа должна быть готова к разным детям.

«Школа  не    должна  вносить  резкой  перемены в  жизнь  детей.  Пусть, став учеником, ребенок продолжает  делать  сегодня  то, что  делал  вчера. Пусть новое появляется  в его  жизни  постепенно  и  не ошеломляет лавиной   впечатлений».  ( В.Г. Сухомлинский)

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция усилий воспитателя и специалистов ДОУ в целях сохранения и укрепления здоровья детей с ОНР.

Педагоги разрабо­тали систему занятий (по каж­дой лексической теме), развива­ющих речь, с использованием музыкально-ритмических и физкультурных навыков воспи­танников. Они содержат цело­стную сюжетно-...

"Создание системы работы по взаимодействию воспитателей и специалистов ДОУ в рамках календарно - тематического планирования"

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ

«Планирование образовательной работы в    ДОУ» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации о...

Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» за 2017 – 2018 учебный год

Анализ работы методического объединенияспециалистов дошкольного образования КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»за 2017 – 2018 учебный год...

«Взаимодействие воспитателей со специалистами МБДОУ»

Доклад по теме:  «Взаимодействие воспитателей  со специалистами МБДОУ»...

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе.

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе....

Консультация – дискуссия «Содержательная интеграция деятельности воспитателей со специалистами в ДОУ»

Особое значение в ДОУ в соответствии с ФГТ уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей в образовательных учреждениях. Система взаимодействия наглядно демонстрирует ...