Главные вкладки

    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»
    проект (подготовительная группа) на тему

    Рустамова Ирина Николаевна

    в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учреждения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekzamen_dunev_ritorika_ispravlen.docx46.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФГБОУ ВПО «Российский государственный

    педагогический университет имени А. И. Герцена»

    Институт педагогики и психологии

    Кафедра педагогики

    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

    «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

    Студентка магистерской программы

    «Духовно-нравственное воспитание»

    группа 6 МД, 2 курс, заочное обучение

    Рустамова Ирина Николаевна

    Преподаватель:

    кандидат филологических наук, доцент

    Дунев Алексей Иванович

    Санкт-Петербург

    2015

    Проблема: выявить возможности художественной литературы, музыки, живописи, как средство нравственного и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    Актуальность исследования: в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учреждения.

    Практическая значимость исследования: проведение анкетирования с родителями детей из разновозрастных групп, а так же беседами и творческими заданиями.

    Новизна исследования: заключается в том что, интеграция содержания образовательных областей позволяет использовать разнообразные средства изобразительного искусства, произведений художественной литературы, живописи, музыки, предметов народного быта, которые способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развитие собственного эстетического вкуса детей.

    Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

     Предмет исследования: процесс ознакомления детей с произведениями художественной литературы, живописью, музыкой, предметами народного быта как средством эстетического воспитания дошкольников.

    Задачи: 

    1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.

    2) Описать собственный опыт работы по данной проблеме.

    3) Подобрать практический материал для работы (анкетирование, анализ продуктов деятельности, беседа).

    Материал исследования: исследование осуществлялось в три этапа.

    На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования (1 неделя);

    На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; проводилось анкетирование родителей, а также обработка полученной информации (2неделя);

    На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление (3 неделя).

    Методы исследования:  анкетирование педагогов и родителей, изучение литературы, беседа, наблюдение.

    Наблюдение:   в ходе наблюдений при знакомстве с памятниками, произведениями художественной литературы, живописью, у детей стали более развиты эстетические и духовные чувства, что приводит к следующим результатам: у детей повысился познавательный интерес к музеям, живописи, музыке. Заметно повысилось эстетическое сознание детей. В ходе наблюдений при чтении художественной литературы, у детей стали более развиты эстетические и нравственные чувства, что способствует осознанию ценности эстетического отношения к ней, духовному обогащению личности. Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Красоте.

    Тип анализа: Опрос (Анкетирование).

    Прогнозируемые результаты: Результаты констатирующего эксперимента должны показать необходимость разработки методики эстетического воспитания детей в процессе ознакомления с художественной литературой, музеями, живописями. Что является одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста, если оно систематически, последовательно включено во все виды деятельности детей как самое близкое и понятное средство ребёнку – дошкольнику.

    Приложение 1

    Итак, результаты констатирующего эксперимента показали необходимость разработки методики эстетического воспитания детей с использованием разнообразных средств изобразительного искусства, произведений художественной литературы, живописи, музыки, предметов народного быта, которые способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развитие собственного эстетического вкуса детей.

                                         

        Приложение 2.

    Анализ результатов таблицы показал, что 33% детей имеют высокий уровень сформированности навыков эстетического воспитания, 40% - средний, и только 4 детей (что составляет 26,7% от числа детей) имеет низкий уровень.

    Приложение 3

    Анкета для родителей

    Эстетическое воспитание

    Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить уровень эстетического познания Вас и ваших детей.

    1.        Эстетическое воспитание дошкольников должно проводиться родителями или в ДОУ?

    а) в ДОУ

    б) родителями

    в) совместно

     2. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках?

    а) да

    б) нет

      3.  Рассказывая ребенку об искусстве я…______________________________________________________________

        4.          В свободное время я с ребенком иду…____________________________________________________________

       5.         Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)?____________________________________________________________

       6.        Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок?_________________________________________________________

       7.        Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания?_______________________________________________________

    Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по воспитанию у детей эстетического вкуса.

    Список источников:

    1.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 528 с.

    2.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / Н.А. Ветлугиной. - 2 - е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

    3.Грибовская А.А. Детям о народном искусстве [Текст]: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. - Изд-во Просвещение. М., 2001.

    4.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с.

    5.Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

    6.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.

    7.Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Комарова // в сб.: актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994.

    8.Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике [Текст]: кн. для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - с. 223.

    9.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Высш. шк.», 1984. - с. 174.

    10.Соломенникова О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика - Синтез, 2006.Соловейчик, С.М. Педагогика для всех [Текст] / С.М. Соловейчик. - М, 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

     Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...

    Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

    «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

    Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...

    "Внесем в свой мир красоту". Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с живописью.

    В статье идет речь об использовании в образовательном процессе дополнительной общеразвивающей программы «Внесем в свой мир красоту» художественной направленности,  способствующей разв...

    Проект на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе»

    В старшем дошкольном периоде у детей достаточно жизненного опыта для  бурного и развитого  воображения и фантазии. У детей очень активно развиваются способности к творчеству в различных вида...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

    Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формирует...