Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
статья на тему

«Историческое значение каждого русского

 человека измеряется его заслугами Родине,

его человеческое достоинство - силою его

 патриотизма»

Чернышевский Н. Г.

Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующие у них моральные качества.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и морально. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Дети начинают познавать Родину с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Для ребенка это источник общественного опята, здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Это – корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В нравственно-патриотическом воспитание огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На примере старших членов семьи, дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны. Я стараюсь прививать детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь в Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Главное, чтоб ребенок понял, что Родина чтит своих героев и помнит их. В их честь названы города, улицы, воздвигнуты памятники.

Воспитываю любовь к родной станице, я подвожу детей к пониманию, что их станица-частица Родины, что во всех местах больших и маленьких есть много общего:

-                     люди трудятся  для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают (ремонтируют) машины и т.д.);

-                     соблюдают традиции: живут люди разных национальностей; вместе трудятся и помогают друг другу;

-                     люди берегут и охраняют природу;

-                     отмечаются общие профессиональные и общественные праздники.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную ролю в становлении личности патриота.

На мой взгляд, если я, как педагог, не буду патриотом, тоя не смогу пробудит в ребенке чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязывать.

Поэтому моя задача:  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. И эти впечатления должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

 

1.                  Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослого за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

При ознакомлении с историей малой Родины, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях станицы, а на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий.

В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории станицы, уважение к знаменитым землякам.

 

2.                  Воспитывать хозяев страны – проблема нравственной и социальной значимости.

Сегодняшние дети завтра станут распространяться огромными материальными ресурсами. Природными богатствами, землей, техникой. Это обязывает педагога и родителей уже сейчас заботиться о формировании в ребенке будущего хозяина, которому присуще такие качества, как бережливость, чувство созидания, добросовестное отношение к труду и народному добру. Из наших детей должны вырасти не только хорошие люди, но и трудолюбивые, честные, экономные хозяева.

Бережливость, хозяйское отношение к общественному имуществу вырастают из трудолюбия. Труд для других – источник формирования общественного сознания. Ребенок в трудовой деятельности постигает важные понятия: что одному не под силу, всеми вместе легко преодолевается.

Каждому ребенку становиться близка каждая мысль: все, что окружает тебя - твое, мое, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе. И это надо беречь.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав их родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

 

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передачи новым поколениям общественно-патриотического опята; планомерное и целенаправленнее воздействие на сознание и поведения человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.

Дошкольное детство-период начальной социализации ребенка. Формирование нравственно-патриотических чувств возможно через сюжетные и подвижные игры. Для развития патриотических чувств у детей можно использовать игры в «Военных», сюжетные занятия их серии «Разведчики», которые вызывают желание подражать воинам, быть выносливыми, смелыми, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Уже в старшем дошкольном возрасте в играх и на физкультурных занятиях можно учить детей «читать карту», и составлять свои небольшие карты «боевых действий», наносить на них условные обозначения, например полосу препятствий, которую нужно преодолеть команде «разведчиков», чтобы выполнить задание. Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции».

Такая форма занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарища. Формируются такие качества, как выносливость, смелость, ловкость.

Серьезную помощь в патриотическом воспитании может оказать музыка. Особая тема бесед на музыкальных занятиях – тема «Родина».

Некоторые музыкальные произведения помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывать чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с военной службой в мирное время, формируют представления о воинском долге. К таким произведениям относятся: «Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока дошколята» Ю. Чичнова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Наша армия родная» З. Левиной, «Любим армию свою» В. Волкова, «Мы солдаты» Ю. Слонова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место необходимо отводить произведениям детской художественной литературе, литературе кубанских поэтов и писателей, музыке и фольклору Кубани, к народным подвижным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики,- писал К. Д. Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя  в фольклорных произведениях национальную самостоятельность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешек, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Чувство патриотизма начинается с восхищения природой, тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Цель педагога – формировать у детей осознанное и бережное отношение к тем объектам природы, которые находятся рядом с ним; дать знания о природе, вызвать интерес к ее явлениям; воспитывать понимание всего живого и желание сохранять его.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так кат в ее образе воплощается  Родина.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.

Недаром В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: «От любования прекрасным и пониманию прекрасного – к созданию прекрасного, стремлению жить по законам красоты: через красивое – к человеческому». Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения, и в отношении с людьми.

 

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

1.                  История нашей станицы (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории станицы).

2.                  Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).

3.                  Природа и фауна нашего края.

4.                  «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсии к мемориальному комплексу)

 

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

-                     Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю;

-                     Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-                     Воспитание уважения к труду;

-                     Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

-                     Знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-                     Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

-                     Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

 

Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными.

Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное, что никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, соей малой Родиной. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения детей. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере необходимо провести через всю непосредственно образовательную деятельность, изучаемую детьми 3-7 лет.

И в заключении хотелось бы процитировать слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

 

 

Список использованных источников:

Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет».

И. П. Лотышов «Путешествие по родному краю» 2000г.

З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…».

А. Меренков, Л. Бутлова, Н. Кленова «Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе». Д/в № 8 2001г.

М. Емельянова «Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников» Д/в № 7 2009г.

С. Козлова «Нравственное воспитание детей в современном мире» Д/в № 9 2001г.

И. В. Ширякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» Управление № 4 2008г.

«Ты Кубань, ты наша Родина» Т. П. Хлопова, Н. П. Легких, И. Н. Гусарова, С. К. Фоменко, Л М. Данилина.

«Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова.

«Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении Краснодарского края».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Историческое значение каждого русского

 человека измеряется его заслугами Родине,

его человеческое достоинство - силою его

 патриотизма»

Чернышевский Н. Г.

Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующие у них моральные качества.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и морально. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Дети начинают познавать Родину с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Для ребенка это источник общественного опята, здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Это – корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В нравственно-патриотическом воспитание огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На примере старших членов семьи, дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны. Я стараюсь прививать детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь в Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Главное, чтоб ребенок понял, что Родина чтит своих героев и помнит их. В их честь названы города, улицы, воздвигнуты памятники.

Воспитываю любовь к родной станице, я подвожу детей к пониманию, что их станица-частица Родины, что во всех местах больших и маленьких есть много общего:

  • люди трудятся  для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают (ремонтируют) машины и т.д.);
  • соблюдают традиции: живут люди разных национальностей; вместе трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • отмечаются общие профессиональные и общественные праздники.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную ролю в становлении личности патриота.

На мой взгляд, если я, как педагог, не буду патриотом, тоя не смогу пробудит в ребенке чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязывать.

Поэтому моя задача:  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. И эти впечатления должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

  1. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослого за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

При ознакомлении с историей малой Родины, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях станицы, а на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий.

В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории станицы, уважение к знаменитым землякам.

  1. Воспитывать хозяев страны – проблема нравственной и социальной значимости.

Сегодняшние дети завтра станут распространяться огромными материальными ресурсами. Природными богатствами, землей, техникой. Это обязывает педагога и родителей уже сейчас заботиться о формировании в ребенке будущего хозяина, которому присуще такие качества, как бережливость, чувство созидания, добросовестное отношение к труду и народному добру. Из наших детей должны вырасти не только хорошие люди, но и трудолюбивые, честные, экономные хозяева.

Бережливость, хозяйское отношение к общественному имуществу вырастают из трудолюбия. Труд для других – источник формирования общественного сознания. Ребенок в трудовой деятельности постигает важные понятия: что одному не под силу, всеми вместе легко преодолевается.

Каждому ребенку становиться близка каждая мысль: все, что окружает тебя - твое, мое, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе. И это надо беречь.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав их родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передачи новым поколениям общественно-патриотического опята; планомерное и целенаправленнее воздействие на сознание и поведения человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.

Дошкольное детство-период начальной социализации ребенка. Формирование нравственно-патриотических чувств возможно через сюжетные и подвижные игры. Для развития патриотических чувств у детей можно использовать игры в «Военных», сюжетные занятия их серии «Разведчики», которые вызывают желание подражать воинам, быть выносливыми, смелыми, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Уже в старшем дошкольном возрасте в играх и на физкультурных занятиях можно учить детей «читать карту», и составлять свои небольшие карты «боевых действий», наносить на них условные обозначения, например полосу препятствий, которую нужно преодолеть команде «разведчиков», чтобы выполнить задание. Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции».

Такая форма занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарища. Формируются такие качества, как выносливость, смелость, ловкость.

Серьезную помощь в патриотическом воспитании может оказать музыка. Особая тема бесед на музыкальных занятиях – тема «Родина».

Некоторые музыкальные произведения помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывать чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с военной службой в мирное время, формируют представления о воинском долге. К таким произведениям относятся: «Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока дошколята» Ю. Чичнова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Наша армия родная» З. Левиной, «Любим армию свою» В. Волкова, «Мы солдаты» Ю. Слонова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место необходимо отводить произведениям детской художественной литературе, литературе кубанских поэтов и писателей, музыке и фольклору Кубани, к народным подвижным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики,- писал К. Д. Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя  в фольклорных произведениях национальную самостоятельность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешек, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Чувство патриотизма начинается с восхищения природой, тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Цель педагога – формировать у детей осознанное и бережное отношение к тем объектам природы, которые находятся рядом с ним; дать знания о природе, вызвать интерес к ее явлениям; воспитывать понимание всего живого и желание сохранять его.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так кат в ее образе воплощается  Родина.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.

Недаром В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: «От любования прекрасным и пониманию прекрасного – к созданию прекрасного, стремлению жить по законам красоты: через красивое – к человеческому». Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения, и в отношении с людьми.

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

  1. История нашей станицы (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории станицы).
  2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
  3. Природа и фауна нашего края.
  4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсии к мемориальному комплексу)

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • Знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимодействие со взрослыми и сверстниками.


Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными.

Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное, что никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, соей малой Родиной. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения детей. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере необходимо провести через всю непосредственно образовательную деятельность, изучаемую детьми 3-7 лет.

И в заключении хотелось бы процитировать слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».


Список использованных источников:

Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет».

И. П. Лотышов «Путешествие по родному краю» 2000г.

З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…».

А. Меренков, Л. Бутлова, Н. Кленова «Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе». Д/в № 8 2001г.

М. Емельянова «Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников» Д/в № 7 2009г.

С. Козлова «Нравственное воспитание детей в современном мире» Д/в № 9 2001г.

И. В. Ширякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» Управление № 4 2008г.

«Ты Кубань, ты наша Родина» Т. П. Хлопова, Н. П. Легких, И. Н. Гусарова, С. К. Фоменко, Л М. Данилина.

«Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова.

«Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении Краснодарского края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "...Уж постоим мы головою за Родину свою..." Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Новиковой Натальи Петровны воспитателя МБДОУ ДС № 27 г. Железнодорожный

Презентация может быть использована для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических обЪединениях, как представление опыта работы педаг...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет в условиях ФГОС "Научись это любить..."

В данном материале предоставлено описание опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с примерным перспективным планированием по данному направлению....

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса...